Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Зариповой Ю.С, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пискунова Сергея Александровича на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 июля 2021 года, принятые по административному делу N 2а-281/2021 по административному исковому заявлению Пискунова Сергея Александровича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в лице филиала МЧ-8 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, выслушав, участвующего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, Пискунова С.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пискунов С.А. обратился в суд с административным иском к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в лице филиала МЧ-8 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании бездействия, выразившегося в неоказании требующейся медицинской помощи, и оставлении его заявления от 29 декабря 2020 года без ответа по существу, незаконными.
В обоснование требований указал, что 29 декабря 2020 года он направил начальнику здравпункта филиала МЧ-8 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России письменное обращение, которым сообщил о наличии у него тяжелого "данные изъяты" заболевания, просил опросить его подробно по поводу заболевания и обеспечения медицинских мероприятий для установления диагноза, в том числе об обеспечении консультации врачом инфекционистом, ультразвукового исследования "данные изъяты" "данные изъяты". В ответ 30 декабря 2020 года ему предложено записаться на амбулаторный прием во время утреннего покамерного обхода сотрудниками СИЗО. Полагает, что обращение надлежащим образом не рассмотрено, по существу оставлено без ответа с целью лишения возможности получения требующейся медицинской помощи, что является незаконным. Считает, что указанным обращением административный истец уже записался на амбулаторный прием, отмечая, что устные обращения к сотрудникам СИЗО никак не регистрируются и игнорируются.
Решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 июля 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд 30 сентября 2021 года, Пискунов С.А. просит об отмене принятых судебных актов. В обоснование указывает о несоответствии выводов судов об отсутствии нарушения прав фактическим обстоятельствам дела.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из положений частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязанность доказывания обстоятельств, нарушения права, свобод и законных интересов административного истца при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на административного истца.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантировано статьей 33 Конституции Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями первой и второй статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Из положений частей 1, 2 и 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 г. N 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.
Пунктом 28 данного Порядка предусмотрено, что при обращении лица, заключенного под стражу, или осужденного за медицинской помощью к медицинскому работнику во время покамерного обхода, к сотруднику дежурной смены СИЗО указанные должностные лица обязаны принять меры для организации оказания ему медицинской помощи.
При наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи лица, нуждающиеся в ней, выводятся сотрудниками СИЗО в медицинскую часть (здравпункт) или медицинский кабинет индивидуально или группами по трое - пятеро человек с соблюдением режимных требований с учетом сроков ожидания медицинской помощи.
Медицинская помощь в экстренной форме медицинскими работниками медицинской организации УИС оказывается безотлагательно, в том числе при необходимости, ими вызывается бригада скорой медицинской помощи.
Согласно пункту 127 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику СИЗО. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый или обвиняемый, обязан принять меры для оказания ему медицинской помощи.
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что осужденный Пискунов С.А. содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО.
29 декабря 2020 года в адрес начальника здравпункта филиала МЧ-8 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России "данные изъяты" поступило заявление от осужденного Пискунова С.А, в котором указано, что у него имеется заболевание, выраженное различными симптомами. В связи с изложенным просил подробно его опросить, обеспечить обследование врачом-инфекционистом, провести УЗИ "данные изъяты", а также иные обследования.
30 декабря 2020 года начальником здравпункта филиала МЧ-8 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России "данные изъяты" административному истцу дан ответ, в котором разъяснен порядок обращения за медицинской помощью лиц из числа спецконтингента, содержащихся в СИЗО.
Также на основании сведений, представленных ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО, в журнале N 320 "Учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО" имеется запись от 29 декабря 2020 года от осужденного Пискунова С.А. по вопросу вывода для консультации в медицинскую часть учреждения. Каких-либо иных заявлений, жалоб, предложений от Пискунова С.А. не поступало.
Из медицинской карты осужденного Пискунова С.А. следует, что он осматривался врачами: 25 января 2021 года перед водворением в карцер, жалоб не предъявлял; 04 февраля 2021 года в связи с телесными повреждениями; 04 февраля 2021 года медицинский осмотр перед водворением в карцер, жалоб нет; 06 февраля 2021 года осмотр врачом-инфекционистом, с заключением о том, что данных за "данные изъяты" нет; 18 февраля 2021 года медицинский осмотр перед водворением в карцер, жалоб нет; 19 февраля 2021 года медицинский осмотр перед водворением в карцер, жалоб нет; 06 марта 2021 года медицинский осмотр перед водворением в карцер, жалоб нет.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что установленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии сведений, указывающих о допущенном незаконном бездействии, выразившимся в неоказании требующейся Пискунову С.А. в спорный период медицинской помощи, оспариваемый ответ на обращение от 29 декабря 2019 года дан в установленные сроки и по существу вопросов, с разъяснением порядка обращения за медицинской помощью, также в дальнейшем, несмотря на отсутствие обращений осужденного, организован осмотр врачом-инфекционистом, не установившего у Пискунова С.А. признаков "данные изъяты".
Вопреки доводам жалобы оснований полагать, что судами допущены существенные нарушения в виде неправильного установления фактических обстоятельств дела и неправильного применения норм материального и процессуального права, не усматривается.
Имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства установлены, фактов незаконного бездействия, в виде неоказания медицинской помощи, с учетом представленных материалов не усматривается.
Ответ на письменное обращение Пискунова С.А, которым разъяснен порядок обращения за медицинской помощью, по своему содержанию также соответствует установленным нормативным требованиям (Порядку организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы), прав и законных интересов Пискунова С.А. не нарушает.
Доводы о том, что судами необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении судебно-медицинской экспертизы не свидетельствуют о допущенном существенном нарушении норм процессуального права. Судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что с учетом предмета административного искового заявления, круга обстоятельств, подлежащих выяснению для правильного разрешения дела, отсутствия вопросов, требующих специальных знаний, оснований для назначения экспертизы, предусмотренных законом, при рассмотрении настоящего дела не имелось.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии, с учетом доводов кассационной жалобы, отмене или изменению в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пискунова Сергея Александровича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 17 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.