Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Зариповой Ю.С, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пискунова Сергея Александровича на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2021 года, принятые по административному делу N 2а-545/2021 по административному исковому заявлению Пискунова Сергея Александровича к УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным ответа.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, выслушав, участвующего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, Пискунова С.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пискунов С.А. обратился в суд с административным иском к УФСИН России по ЯНАО о признании незаконным ответа от 07 октября 2020 года. В обоснование указал, что обжалуемым ответом ему необоснованно отказано в удовлетворении жалобы на нарушение должностными лицами ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО его прав, предусмотренных статьями 12, 15, 88 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при приобретении продуктов питания в магазине учреждения, надлежащим образом по всем указанным в ней доводам жалоба не проверена, должной оценки доводам не дано.
Решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд 30 сентября 2021 года, Пискунов С.А. просит об отмене принятых по делу судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из положений частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязанность доказывания обстоятельств, нарушения права, свобод и законных интересов административного истца при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на административного истца.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Из положений частей 1 и 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания.
Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Согласно частям 1 и 6 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.
Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.
Правоотношения, связанные с реализацией права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", из положений статей 10 и 12 которого следует, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, помимо прочего, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; при этом по общему правилу срок для рассмотрения письменного обращения составляет 30 дней.
В силу частей 1 и 2 статьи 88 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.
Средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
В соответствии с частью 1 статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию
Согласно части 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что осужденный Пискунов С.А. отбывает наказание в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО.
Пискунов С.А. 08 сентября 2020 года обратился в прокуратуру Ямало-Ненецкого автономного округа с жалобой на действия должностных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО при рассмотрении его заявления о списании денежных средств с лицевого счета для приобретения продуктов и предметов первой необходимости от 21 августа 2020 года.
07 октября 2020 года на указанную жалобу дан ответ врио начальника УФСИН России по ЯНАО "данные изъяты" что нарушений в действиях администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО не выявлено, поскольку на лицевом счете Пискунова С.А. по состоянию на 25 августа 2020 года не имелось достаточных денежных средств для приобретения продуктов питания в магазине учреждения.
При проверке обоснованности ответа судами установлено, что из вкладыша к лицевому счету N "данные изъяты" Пискунова С.А,, открытому в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО, в период с 06 августа 2020 года по 26 августа 2020 года остаток денежных средств на лицевом счету составлял "данные изъяты" рублей, о чем было известно самому Пискунову С.А, поскольку имеется его роспись в графе "Роспись лица, подтверждающего остаток". С заявлением о снятии с лицевого счета денежных средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости он обратился 21 августа 2020 года, а денежные средства на его лицевой счет поступили только 27 августа 2020 года. В связи с тем, что в период с 06 августа 2020 года по 26 августа 2020 года на лицевом счете Пискунова С.А. отсутствовали денежные средства для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости, указанных в его заявлении от 21 августа 2020 года, списание с лицевого счета не произведено.
По поступившим из администрации учреждения сведениям 22 июля 2020 года на имя Пискунова С.А. поступала региональная социальная выплата в сумме "данные изъяты" рублей, после удержания за содержание 22 июля 2020 года на лицевой счет Пискунова С.А. зачислена сумма "данные изъяты" рублей. Согласно платежному поручению от 07 августа 2020 года региональная социальная доплата к пенсии в сумме "данные изъяты" рублей поступила в учреждение 12 августа 2020 года. За август 2020 года было произведено удержание за содержание и за коммунальные бытовые услуги в сумме "данные изъяты" рублей, после произведенных удержаний на лицевой счет 27 августа 2020 года зачислена доплата к пенсии в сумме "данные изъяты" рублей.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемый ответ должностного лица УФСИН России по ЯНАО является правомерным, дан в сроки предусмотренные законом, при этом с учетом представленных в материалы дела сведений об отсутствии достаточных денежных средств на лицевом счету Пискунова С.А. на момент обращения с заявлением о снятии с лицевого счета денежных средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости является обоснованным, дан по существу указанных в жалобе обстоятельств, несогласие с содержанием указанного ответа не является основанием для признания его незаконным.
Вопреки доводам жалобы оснований полагать, что судами допущены существенные нарушения в виде неправильного установления фактических обстоятельств дела и неправильного применения норм материального и процессуального права, не усматривается.
Установленный факт соответствия сведений, содержащихся в оспариваемом ответе, относительно отсутствия на лицевом счету Пискунова С.А. достаточных денежных средств на момент обращения его с заявлением о снятии с лицевого счета денежных средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, информации в представленных в материалы дела доказательств, указывает на обоснованность ответа УФСИН России по Ямало-Ненецкого автономного округа в части отсутствия в действиях администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО нарушений. С учетом того, что оспариваемый ответ дан в установленный законом срок и по существу заявленных в обращении доводов, он соответствует требованиям закона, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Доводы Пискунова С.А. о нарушении оспариваемым ответом прав и законных интересов административного истца сводятся к переоценке имеющихся в материалах дела доказательств и установленных на их основании обстоятельств дела, но не свидетельствуют о неправильном разрешении административного дела. Доказательств обратного (нарушения прав и законных интересов оспариваемым ответом административного ответчика) административным истцом не представлено. Доводы Пискунова С.А. о нарушениях права на справедливое судебное разбирательство и права на эффективное средство правовой защиты, указанных в статьях 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, материалами дела не подтверждены.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии, с учетом доводов кассационной жалобы, отмене или изменению в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пискунова Сергея Александровича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 17 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.