Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2455/2021 по иску Трушиной Инны Викторовны к Правительству Свердловской области, Комиссии по реализации государственных гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим Свердловской области о признании незаконным решения, возложении обязанности, по кассационной жалобе Трушиной Инны Викторовны на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 13 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 9 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, представителя Правительства Свердловской области Тертышного А.Н, просившего жалобу оставить без удовлетворения как необоснованную, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Трушина И.В. обратилась в суд с иском к Правительству Свердловской области, Комиссии по реализации государственных гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим Свердловской области (далее также - комиссия), в котором просила признать решение Комиссии в части расчета размера субсидии незаконным; обязать комиссию при расчете размера субсидии применить исключительный случай в соответствии с пунктом 30 Положения о порядке и условиях предоставления государственным гражданским служащим Свердловской области субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета и определения ее размера.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что решением жилищной комиссии Управления социальной политики по Железнодорожному району г. Екатеринбурга от 29 января 2013 г. N 14 с 25 января 2013 г. принята на учет государственных гражданских служащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение субсидии для приобретения жилья, в соответствии с указом Губернатора Свердловской области от 18 июня 2007 г. N 592-УГ. При постановки на учет учтена квартира жилой площадь 36.1 кв.м по адресу: "данные изъяты" которая была приобретена 3 августа 2007 г. по договору купли-продажи с использованием кредитных средств, с существующим ограничением (обременением) ипотека в силу закона. 30 октября 2020 г. состоялось заседание комиссии в соответствии с указом Губернатора Свердловской области от 21 мая 2015 г. N 219-УГ "Об утверждении Положения о порядке и условия предоставления государственным гражданским служащим Свердловской области субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета и определение ее размера" (далее также - Положение), на основании протокола комиссии вынесено распоряжение Правительства Свердловской области от 25 ноября 2020 г. N 626-РП. С решением комиссии не согласна в части расчета предоставленной субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета. Полагала, что площадь жилого помещения, приобретенного в собственность с использованием ипотечного кредита на его приобретение, обязательства по которому не исполнены, не должна вычитаться из общей площади жилого помещения, рассчитанной исходя из нормативной площади жилого помещения, указанной в части третьей пункта 29 Положения.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 13 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 9 июля 2021 г, в удовлетворении исковых требований Трушиной И.В. отказано.
В кассационной жалобе истец Трушина И.В. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального права, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 25 января 2013 г. истец обратилась с заявлением на имя начальника Управления социальной политики по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (далее также - Управление) о принятии ее на учет государственных гражданских служащих Свердловской области, имеющих право на получение субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета и нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом членов семьи, проживающих совместно с ней.
Приказом Управления N 14 от 29 января 2013 г. Трушина И.В. принята на учет государственных гражданских служащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 25 января 2013 г. в соответствии с указом Губернатора Свердловской области от 18 июня 2007 г. N 592-УГ.
В соответствии с указом Губернатора Свердловской области от 21 мая 2015 г. N 219-УГ "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления государственным гражданским служащим Свердловской области субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета и определения ее размера" (далее также - Положение) и распоряжением Правительства Свердловской области от 23 сентября 2016 г. N 881-РП "О предоставлении субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Свердловской области" Трушиной И.В. предоставлена субсидия для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета в размере 1 129 800 руб.
Решением комиссии истец внесена в список государственных гражданских служащих Свердловской области, которым планируется предоставление субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета в 2020 г. Сумма субсидии составила 1 129 800 руб, исходя из численного состава семьи государственный служащий - 2 члена семьи, с учетом имеющейся в собственности жилого помещения по месту прохождения государственной гражданской службы Свердловской области 36, 1 кв.м. (распоряжение Правительства Свердловской области N 626-РП от 25 ноября 2020 г, протокол заседания комиссии от 30 октября 2020 г. N 5).
10 декабря 2020 г. между Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 27 и Трушиной И.В. заключено соглашение N 57-20 об использовании государственным гражданским Свердловской области субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения.
14 декабря 2020 г. денежные средства в размере 1 129 800 руб. поступили на счет Трушиной И.В, открытый в ПАО "Сбербанк", что подтверждается выпиской о состоянии вклада.
7 декабря 2020 г, 8 декабря 2020 г, 21 декабря 2020 г. истец обращалась с заявлениями об изменении размера субсидии и применении исключительного случая, указанного в пункте 30 Положения, с учетом того, что до настоящего времени ипотечный кредит истцом не погашен, обременения с квартиры не сняты.
Комиссией принято решение об отсутствии правовых оснований для перерасчета размера субсидии (выписка из протокола заседания комиссии от 25 декабря 2020 г. N 6), о чем сообщено Трушиной И.В. письмом от 15 января 2021 г.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась на несогласие с решением комиссии в части расчета предоставленной субсидии, поскольку представленные ею документы для получения субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета должны быть рассмотрены применительно предусмотренного законом исключительного случая в соответствии с пунктом 30 Положения, с учетом того, что до настоящего времени ипотечный кредит истцом не погашен, обременения с квартиры не сняты.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований к комиссии, суд первой инстанции пришел к выводу, что комиссия не является самостоятельным юридическим лицом и не может выступать стороной по делу в исковом производстве.
Отказывая в удовлетворении исковых требований к Правительству Свердловской области, суд первой инстанции исходил из того, что истец была принята на учет государственных гражданских служащих Свердловской области, имеющих право на получение субсидии на основании подпункта 2 пункта 3 Положения (наличие в собственности жилого помещения, общая площадь которого на одного члена семьи составляет менее 15 кв.м), какого-либо заявления от истца с просьбой изменить основание постановки ее на учет и справка банка о размере задолженности по кредиту истцом в комиссию представлены не были, в связи с чем при расчете субсидии истцу, с учетом основания постановки ее на учет, была правомерно применена часть вторая пункта 30 Положения (за вычетом имеющегося у истца в собственности жилого помещения). При этом исключений, позволяющих не учитывать имеющееся в собственности жилое помещение, в том числе на которое установлено обременение в виде ипотеки, Положением не предусмотрено.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что в соответствии с частью 3 пункта 30 Положения субсидия предоставляется служащему в размере задолженности по кредитному договору. В данном случае с учетом пояснений истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции о размере задолженности по договору ипотеки (800 000 руб.), не превышающего размер фактически полученной субсидии, права истца нельзя признать нарушенными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при определении размера субсидии подлежит применению исключительный случай, предусмотренный частью 3 пункта 30 вышеуказанного Положения, суд апелляционной инстанции признал несостоятельными, основанными на неверном толковании норм закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
На момент принятия истца на учет государственных гражданских служащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий действовало Положение о порядке и условиях признания государственного гражданского служащего Свердловской области нуждающимся в улучшении жилищных условий, учета государственных гражданских служащих Свердловской области, имеющих право на получение субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета и нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления указанной субсидии и определения ее размера, утвержденное указом Губернатора Свердловской области от 18 июня 2007 г. N 592-УГ.
Пунктом 3 указанного Положения предусматривались следующие основания признания служащих нуждающимся в улучшении жилищных условий:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1);
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, при условии, что общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет менее 15 квадратных метров (подпункт 2);
проживает в помещении, признанном непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с требованиями части четвертой статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт 3);
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, при условии, что в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", при условии, что служащий не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего ему на праве собственности по месту прохождения государственной гражданской службы Свердловской области (подпункт 4);
проживает в общежитии (подпункт 5);
проживает совместно с родителями или со своими совершеннолетними детьми в одном жилом помещении, принадлежащем родителям или его совершеннолетним детям на праве собственности, либо занимаемом ими по договору социального найма, при условии, что у служащего отсутствует иное жилое помещение, занимаемое по договору социального найма или принадлежащее ему на праве собственности по месту прохождения государственной гражданской службы Свердловской области, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (подпункт 6).
Истец принята на учет по подпункту 2 пункта 3 Положения как собственник жилого помещения, общая площадь которого на одного члена семьи составляет менее 15 кв.м.
Данное Положение утратило силу в связи с изданием указа Губернатора Свердловской области от 21 мая 2015 г. N 219-УГ, вступившего в силу 3 июня 2015 г, которым утверждено новое Положение о порядке и условиях предоставления государственным гражданским служащим Свердловской области субсидии для осуществления части расходов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета и определения ее размера.
Пунктом 3 Положения расширен перечень оснований для постановки на учет, предусмотрено, что имеющим право на предоставление субсидии признается служащий, который по месту прохождения государственной гражданской службы Свердловской области:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1);
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет менее 15 квадратных метров (подпункт 2);
проживает в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (подпункт 3);
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения при условии, что в составе семьи служащего имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", при условии, что служащий не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего ему на праве собственности по месту прохождения государственной гражданской службы Свердловской области (подпункт 4);
проживает в общежитии (подпункт 5);
проживает совместно с родителями или со своими совершеннолетними детьми в одном жилом помещении, принадлежащем родителям или его совершеннолетним детям на праве собственности либо занимаемом ими по договору социального найма, при условии, что у служащего отсутствует иное жилое помещение, занимаемое по договору социального найма или принадлежащее ему на праве собственности по месту прохождения государственной гражданской службы Свердловской области, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (подпункт 6);
является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, приобретенного в собственность с использованием кредитов или займов (включая ипотечные) на приобретение жилого помещения, обязательства по которым не исполнены, при условии, что у служащего или членов его семьи отсутствует иное жилое помещение, занимаемое по договору социального найма или принадлежащее им на праве собственности по месту прохождения государственной гражданской службы Свердловской области, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (подпункт 7).
Согласно пункту 29 Положения субсидия предоставляется служащему в размере 70 процентов от стоимости общей площади жилого помещения.
Стоимость общей площади жилого помещения рассчитывается путем умножения нормативной стоимости одного квадратного метра жилья на общее количество квадратных метров, рассчитанных исходя из нормативной площади жилого помещения.
Нормативная стоимость одного квадратного метра жилья, в пределах которой исчисляется размер субсидии, утверждается правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством Свердловской области по муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области. Нормативная площадь жилого помещения составляет:
1) 18 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи из двух и более человек и дополнительно 9 кв.м на семью;
2) 33 кв.м - на одиноко проживающего человека.
Пунктом 30 Положения предусмотрено, что при определении размера субсидии к членам семьи служащего, которому предоставляется субсидия, относятся его супруг (супруга), дети служащего и его супруга (супруги), а также родители служащего или его супруга (супруги) согласно заявлению, указанному в пункте 9 настоящего Положения.
Если служащий либо члены его семьи имеют в пределах места прохождения служащим государственной гражданской службы Свердловской области жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности (за исключением случая, когда служащий либо члены его семьи имеют в пределах места прохождения служащим государственной гражданской службы Свердловской области одно жилое помещение, приобретенное служащим или членом его семьи в собственность с использованием кредитов или займов, включая ипотечные, на приобретение жилого помещения, обязательства по которым не исполнены) или занимаемые ими по договору социального найма, общая площадь данных помещений вычитается из общей площади жилого помещения, рассчитанной исходя из нормативной площади жилого помещения, указанной в части третьей пункта 29 настоящего Положения. В этом случае субсидия предоставляется служащему в размере 70 процентов от стоимости полученной разности (в редакции указа Губернатора Свердловской области от 22 декабря 2017 г. N 670-УГ).
Если служащий либо члены его семьи имеют по месту прохождения служащим государственной гражданской службы Свердловской области одно жилое помещение, принадлежащее им на праве собственности и приобретенное в собственность с использованием кредитов или займов, включая ипотечные, на приобретение жилого помещения, обязательства по которым не исполнены, субсидия предоставляется служащему в размере задолженности по таким договорам кредитов или займов, но не более 70 процентов стоимости общей площади жилого помещения, рассчитанной в соответствии с частью второй пункта 29 настоящего Положения (в редакции указа Губернатора Свердловской области от 22 декабря 2017 г. N 670-УГ).
Как правильно указали суды, из системного толкования приведенных нормативных положений следует, что формулировка "за исключением случая, когда служащий либо члены его семьи имеют в пределах места прохождения служащим государственной гражданской службы Свердловской области одно жилое помещение, приобретенное служащим или членом его семьи в собственность с использованием кредитов или займов, включая ипотечные, на приобретение жилого помещения, обязательства по которым не исполнены", указанная в части 2 пункта 30 Положения, означает, что при наличии в собственности жилого помещения, приобретенного с использованием ипотечного кредита, для расчета размера субсидии применяются иные правила - предусмотренные частью 3 пункта 30 Положения.
Содержание обжалуемых судебных постановлений дает основание для вывода о том, что нормативные положения, регулирующие порядок расчета размера субсидии, истолкованы и применены судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела правильно.
Установив, что истец, имея в собственности жилье, приобретенное в кредит, не подавала в комиссию заявление об изменении основания постановки на учет с целью получения субсидии после введения указом Губернатора Свердловской области от 21 мая 2015 г. N 219-УГ нового основания для постановки на учет (наличие по месту прохождения служащим государственной гражданской службы Свердловской области одного жилого помещения, приобретенного в собственность с использованием кредитов или займов, обязательства по которым не исполнены), а также справку о размере кредитной задолженности, исходя из которой производится расчет суммы субсидии, полученный истцом размер субсидии превышает размер такой задолженности, суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемым решением комиссии права Трушиной И.В. не нарушены, в связи с чем не усмотрели правовых оснований для удовлетворения иска.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы о несогласии с выводами судов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, судебной коллегией отклоняются, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права, повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Мотивы, по которым суды признали заявленные истцом требования необоснованными и отклонили доводы его апелляционной жалобы, подробно приведены судами в обжалуемых судебных постановлениях, суд кассационной инстанции с этими выводами соглашается.
Нарушений либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 13 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 9 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Трушиной Инны Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.