Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Козиной Н.М, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1643/2021 по иску Шляпникова Геннадия Александровича к Министерству обороны Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тюменской области", к Министерству обороны Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" о включении периодов обучения и испытательного срока в выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию, произвести начисление пенсии, по кассационной жалобе Шляпникова Геннадия Александровича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 10 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 28 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения истца Шляпникова Г.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шляпников Г.А. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тюменской области", к Министерству обороны Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу", в котором просил включить в его выслугу, как военнослужащего, периоды: с 04 марта 1999 года по 30 июня 1999 года стажер по должности милиционер-водитель 4 роты батальона Патрульно-постовой службы полиции УВД города Кургана (3 мес.29 дней); с 01 сентября 1999 года по 26 июня 2001 года - студент Государственного учреждения "Курганский сельскохозяйственный техникум" (10 мес. 30 дней).
Также истец просил обязать Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу произвести расчёт пенсии с 20 октября 2019 года, взыскать с ответчиков расходы по оплате государственной пошлины 600 рублей.
Требования мотивировал тем, что проходил службу в МВД России с марта по июнь 1999 года и с ноября 2001 года по август 2012 года. При увольнении из ОВД согласно выданным справкам, продолжительность службы составляет 13 лет 7 месяцев 24 дня в календарном исчислении и 14 лет 00 месяцев 05 дней льготно. С 26 июля 2013 года по 30 сентября 2019 года он служил в войсковой части N 49547, уволен по подпункту "в" пункта 3 статьи 51 Закона N 53-ФЗ (по семейным обстоятельствам), выслуга лет составила 6 лет 2 месяца 05 дней. Общая выслуга лет по службе МВД и Министерства обороны России составила 20 лет 5 месяцев 02 дня. Шляпников Г.А. направил заявление о назначении ему пенсии, однако ответчики, произведя расчёт выслуги, указали, что выслуга истца составляет 19 лет 3 месяца 13 дней, исключив спорные периоды, что полагает незаконным.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 10 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 28 июня 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Шляпников Г.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
В возражениях на кассационную жалобу ответчик Министерство обороны Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" просит оставить ее без удовлетворения, полагая судебные акты законными и обоснованными.
Представители ответчиков и третьего лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что согласно имеющейся в материалах дела архивной справке УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 08 ноября 2019 года Шляпников Г.А. с 04 марта 1999 года назначен стажёром по должности милиционера-водителя 4 роты батальона ППСМ УВД г. Кургана и с 30 июня 1999 года уволен из органов внутренних дел в соответствии со статьей 31 Кодекса законов о труде Российской Федерации (по собственному желанию) (л.д.26-27), как работник органов внутренних дел Российской Федерации.
Из Вооружённых Сил Российской Федерации истец был уволен старшим прапорщиком, не из числа лиц рядового и начальствующего состава учреждений и органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о включении в выслугу лет период с 04 марта 1999 года по 30 июня 1999 года служба в должности стажера по должности милиционер-водитель 4 роты батальона Патрульно-постовой службы полиции УВД города Кургана, суд первой инстанции проанализировав положения статей 17, 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", пунктов 1, 12 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текст Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, пришел к выводу, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел или сотрудником полиции до момента назначения на должность и присвоения специального звания.
Таким образом, отказывая в удовлетворении требований о включении в выслугу лет период с 04 марта 1999 года по 30 июня 1999 года служба в должности стажера по должности милиционер-водитель 4 роты батальона Патрульно-постовой службы полиции УВД города Кургана, суд первой инстанции руководствовался указанными выше нормами закона и исходил из того, что в период с 4 марта 1999 года по 30 июня 1999 года истец не был назначен на должность и ему не было присвоено специальное звание, сотрудником органов внутренних дел в спорный период он не являлся. Период службы в качестве стажера по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не службой, в связи с чем пришел к выводу, что к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет.
Суд первой инстанции отметил, что последующего по истечении испытательного срока зачисления истца на службу в органы внутренних дел не произошло.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в выслугу лет период с 01 сентября 1999 года по 26 июня 2001 года в качестве студента Государственного учреждения "Курганский сельскохозяйственный техникум", суд первой инстанции проанализировав положения абзаца 4 пункта "а" статьи 1, части 1, 3 статьи 18, статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пришел к выводу, что пенсионное обеспечение истца, как лица, уволенного со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, должно осуществляться на основании ведомственного законодательства по линии Министерства обороны Российской Федерации.
С учетом приведенных норм закона, применив постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о включении в выслугу лет период с 01 сентября 1999 года по 26 июня 2001 года в качестве студента Государственного учреждения "Курганский сельскохозяйственный техникум", поскольку из Вооружённых Сил Российской Федерации истец был уволен старшим прапорщиком, тогда как указанным постановлением включение периода обучения в выслугу для назначения пенсии для прапорщиков не предусмотрено.
Отказав в удовлетворении требований о включении в выслугу лет названных периодов стажировки и обучения, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований о назначении пенсии по выслуге лет, поскольку выслуга лет истца, без заявленных им спорных периодов составляет 19 лет 3 месяца 13 дней.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив, что у суда первой инстанции не имелось оснований для включения периода службы Шляпникова Г.А. с 04 марта 1999 года по 30 июня 1999 года в качестве стажера по должности милиционера-водителя 4 роты батальона ППСМ УВД г. Кургана в расчёт выслуги лет для назначения пенсии военнослужащему, уволенному из рядов Вооружённых Сил Российской Федерации, так как в выслугу лет засчитывается служба в милиции (полиции) в должностях стажёров при обязательном условии прохождения срока испытания, последующего назначения на должность рядового и начальствующего состава и присвоения специального звания рядового или начальствующего состава. Между тем истец Шляпников Г.А. в период с 04 марта 1999 года по 30 июня 1999 года не был назначен на должность сотрудника ОВД и ему не было присвоено специальное звание, то есть сотрудником органов внутренних дел в указанный период он не являлся. Кроме того, 30 июня 1999 года был уволен из органов внутренних дел в соответствии со статьей 31 Кодекса законов о труде Российской Федерации (по собственному желанию), как работник органов внутренних дел Российской Федерации, а не уволенный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации с присвоением специального звания.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что для исчисления выслуги лет уволенным с военной службы засчитываются периоды службы в органах внутренних дел, в том числе для назначения пенсии проходившим службу в органах внутренних дел засчитываются периоды обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования, при этом для прапорщиков каких-либо ограничений законом не установлено; в период с 01 сентября 1999 года по 29 июня 2001 года проходил обучение в качестве студента государственного учреждения "Курганский сельскохозяйственный техникум", обучению предшествовала служба в качестве стажера в УВД г. Кургана, а после окончания обучения так же проходил службу в органах внутренних дел; период обучения надлежит учитывать для расчёта пенсии вне зависимости от того, в каком воинском звании в дальнейшем гражданин проходил военную службу, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет военнослужащему назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, их семей" (далее - Закон N 4468-1).
На основании пункта "а" статьи 1 Закона N 4468-1 в редакции от 01 июня 1999 года условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются: на проживающих в Российской Федерации: лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц;
лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц;
лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и семьи этих лиц;
лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункту "а" статьи 13 Закона N 4468-1, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел 20 лет и более.
Согласно статье 18 Закона N 4468-1, в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается военная служба, служба на должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии вышеуказанным лицам определяется Правительством Российской Федерации.
Таким нормативным правовым актом является постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 2 данного постановления предусмотрено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее именуется - Закон) офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданской образовательной организации квалификации, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев. На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из указанных образовательных организаций до их окончания зачислены для продолжения учебы в военные образовательные организации высшего образования.
Согласно пункту "а" части 1 статьи 11 Закона N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в "б" и "в" настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей.
В отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей - Министерство внутренних дел (пункт "б" части 1 статьи 11 Закона N 4468-1).
Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью предусмотренной настоящей статьей (часть 2 статьи 11 Закона N 4468-1).
Согласно статье 46 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в редакции от 28 марта 1998 года, к офицерскому составу относятся: младшие офицеры (войсковые) - младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан; младшие офицеры (корабельные) - младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан -лейтенант.
К старшему офицерскому составу (войсковые) относятся: майор, подполковник, полковник; старшие офицеры (корабельные) -капитан 3 ранга, капитан 2 ранга, капитан 1 ранга.
К высшему офицерскому составу (войсковые) относятся: генерал -майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, маршал Российской Федерации; высший офицерский состав (корабельные) - контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота, маршал Российской Федерации.
Согласно статье 46 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в действующей редакции к офицерскому составу относятся: младшие офицеры (войсковые) - младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан; младшие офицеры (корабельные) - младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан -лейтенант.
К старшему офицерскому составу (войсковые) относятся: майор, подполковник, полковник; старшие офицеры (корабельные) -капитан 3 ранга, капитан 2 ранга, капитан 1 ранга.
К высшему офицерскому составу (войсковые) относятся: генерал -майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, маршал Российской Федерации; высший офицерский состав (корабельные) - контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота, маршал Российской Федерации.
Из приведенных норм права следует, что пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона N 4468-1, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц, в отношении военнослужащих, уволенных в том числе из Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение истца, как лица, уволенного со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, - должно осуществляться на основании ведомственного законодательства по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Включение в выслугу лет для назначения пенсий период времени обучения до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях Министерство обороны Российской Федерации применяет только в отношении военнослужащих - офицеров, определённым на военную службу из запаса с учётом полученной в гражданской образовательной организации квалификации (абзац первый пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941). При этом воинское звание прапорщик не относится к офицерскому составу.
Поскольку Шляпников Г.А. уволен из Вооруженных сил Российской Федерации в звании старшего прапорщика, которое не является офицерским, тогда как абзац первый пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" предусматривает включение периода обучения в выслугу лет для назначения пенсии только для офицеров, у судов правомерно отсутствовали законные основания для удовлетворения требований истца о включении в выслугу лет периода обучения с 01 сентября 1999 года по 29 июня 2001 года в государственном учреждении "Курганский сельскохозяйственный техникум".
Ссылка в кассационной жалобе на применение абзаца пятого пункта 2 названного выше постановления Правительства Российской Федерации, согласно которому в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной, очно-заочной или заочной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 года, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку основана на неправильном применении норм материального права. Так как истец уволен из Вооружённых Сил Российской Федерации и не из числа лиц рядового и начальствующего состава учреждений и органов внутренних дел, абзац пятый пункта 2 названного постановления Правительства Российской Федерации к настоящему спору применению не подлежит.
Вопреки доводам кассационной жалобы, применительно к установленным обстоятельствам данного дела, выводы суда первой и апелляционной инстанций сомнений в законности не вызывают.
Несогласие автора кассационной жалобы с выводами судов нижестоящих инстанций, основанными на нормах закона, установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование положений законодательства не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 10 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 28 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шляпникова Геннадия Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.