Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Козиной Н.М, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело N 2-274/2021 по иску Ездаковой Елены Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Ездаковой Елены Ивановны на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 10 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав истца Ездакову Е.И, поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения представителя ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда по Свердловской области Серебряковой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ездакова Е.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга (далее - Управление) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
В обоснование требований указала, что с 28 июня 2013 года является получателем страховой пенсии. С 01 августа 2020 года перерасчет пенсии как работающему пенсионеру не сделан. После назначения пенсии продолжала работать, у нее появилось право на получение пенсии госслужащего, но поскольку наиболее выгодный для нее вариант остается получение страховой пенсии по старости лет, доплату к пенсии за госслужбу она не получает, ей ежегодно автоматически производился перерасчет размера пенсии, полагает, что ей как работающему пенсионеру, ответчик должен был произвести перерасчет пенсии с 01 августа 2020 года без подачи заявления о перерасчете.
С учетом изложенного, просила суд признать незаконным бездействие Управления по перерасчету пенсии истцу как работающему пенсионеру с 01 августа 2020 года в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях"; возложить на Управление обязанность произвести перерасчет пенсии истцу как работающему пенсионеру начиная с 01 августа 2020 года в соответствии с вышеназванной нормой закона.
Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 10 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 июня 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Ездаковой Е.И. подана кассационная жалоба.
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области, в связи с реорганизацией органа.
В кассационной жалобе Ездакова Е.И. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 28 июня 2013 года истец является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В период после назначения пенсии и до 26 августа 2019 года Ездакова Е.И. являлась федеральным государственным гражданским служащим и ей ежегодно производился перерасчет пенсии.
26 августа 2019 года истец уволена с федеральной государственной гражданской службы.
С 01 декабря 2019 года Ездакова Е.И. работает в ООО "Акортес".
С 01 августа 2020 года перерасчет пенсии как работающему пенсионеру не производится.
Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на основании решений Пенсионного фонда Российской Федерации от 07 ноября 2019 года N 19001908 и от 08 ноября 2019 года N 19001908 Ездаковой Е.И. была установлена пенсия за выслугу лет как госслужащему с 01 сентября 2019 года, которая подлежала выплате с учетом того, чтобы общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части пенсии по старости не превышала с 01 сентября 2019 года - 11 406 руб. 05 коп, с 01 октября 2019 года - 11 896 руб. 51 коп. Поскольку размер страховой пенсии истца превышает указанные ограничения, выплачивается только страховая пенсия по старости.
08 ноября 2019 года в распоряжение Управления поступило поручение N 19001908 Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих в отношении истца (л.д.40). Из указанного поручения следует, что истцу установлена пенсия за выслугу лет как государственному служащему.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 18, статьей 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июня 2016 года N 290н "О внесении изменений в Правила обращения за страховой пенсией с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", исходил из того, что с заявлением о перерасчете размера пенсии либо с заявлением об установлении доли страховой пенсии по старости истец в пенсионный орган не обращалась, при том, что истец вправе выбрать либо нужен ей перерасчет размера установленной пенсии, либо установление доли страховой пенсии по старости. Право на обращение в территориальный орган ПФР для подачи заявления о перерасчете пенсии или заявления об установлении доли страховой пенсии по старости по выбору истцу было разъяснено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что все действия пенсионного органа являются законными.
Отклоняя доводы истца о том, что с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как государственному служащему она в пенсионный орган не обращалась, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьей 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 4, 11, 13, 14 Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для установления, утвержденных Приказом Минтруда России от 22 мая 2017 года N 436н, исходил из того, что пенсия за выслугу лет устанавливается государственным гражданским служащим к трудовой пенсии по старости или к трудовой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Данное право на получение одновременно двух видов пенсии, в частности трудовой пенсии по старости или инвалидности и пенсии за выслугу лет, регламентировано в статье 4 названного Федерального закона, законом допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии (части трудовой пенсии). Выплачивается пенсия за выслугу лет одновременно с трудовой пенсией по старости или пенсией по инвалидности. При этом исходя из представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области документов, следует, что истец обращалась с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих и просила назначить пенсию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, при этом ссылаясь на статьи 3, 7, 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", отметил, что пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих не носит самостоятельного характера и устанавливается в виде доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) до определенного уровня, зависящего от продолжительности стажа государственной службы и заработка (оклада) государственного служащего, и, следовательно, при увеличении размеров страховой пенсии по старости (инвалидности) и установленной к ней фиксированной выплаты, размер пенсии за выслугу лет, полагающийся к выплате, снижается. При этом снижения общего уровня пенсионного обеспечения федерального государственного гражданского служащего не происходит.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что перерасчет страховой пенсии истца пенсионный орган обязан был произвести без заявления, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 18, частью 1 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 56 Правил обращения за страховой пенсией фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года N 884н, исходил из того, что лица, имеющие право на установление доли страховой пенсии по старости, в частности, федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" были исключены из круга лиц, страховые пенсии по старости которых подлежали ежегодной корректировке в беззаявительном порядке, с целью реализации ими права выбора. Тем самым, с момента назначения пенсии за выслугу лет, то есть с 01 сентября 2019 года Ездакова Е.И. утратила право на перерасчет страховой пенсии по старости в беззаявительном порядке, поскольку приобрела право на получение доли страховой части трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права и сделаны с нарушением норм процессуального права.
В настоящее время условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной названным федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим определены статьей 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.
Таким образом, пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих не носит самостоятельного характера и устанавливается в виде доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) до определенного уровня, зависящего от продолжительности стажа государственной службы и заработка (оклада) государственного служащего. При этом одним из основных условий назначения федеральному государственному гражданскому служащему пенсии за выслугу лет является наличие у него страховой (трудовой) пенсии по старости (инвалидности).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
На основании пункта 56 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года N 884н, перерасчет размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", производится без заявления пенсионера (за исключением пенсионеров, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 указанного Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия. Пенсионерам, имеющим право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 Федерального закона "О страховых пенсиях", такой перерасчет производится по заявлению о перерасчете размера страховой пенсии по формуле, предусмотренной частью 3 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей статьи, учитывается в размере:
1) 3, 0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
2) 1, 875 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Из приведенных норм материального права следует, что в связи с осуществлением пенсионером трудовой деятельности перерасчет его страховой пенсии производится в связи с увеличением размера ИПК исходя из суммы страховых взносов, уплаченных за него работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации после 01 января 2015 года, которые не были учтены при назначении страховой пенсии. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересчитывает страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности в беззаявительном порядке с 1 августа каждого года. При этом пенсионерам, имеющим право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 Федерального закона "О страховых пенсиях", такой перерасчет производится по заявлению о перерасчете размера страховой пенсии по формуле, предусмотренной частью 3 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона "О страховых пенсиях", федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", имеющие не менее 15 лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в части 2 настоящей статьи, по их заявлению (вместо перерасчета страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона) по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе досрочную), имеют право на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности после назначения пенсии за выслугу лет. При установлении доли страховой пенсии по старости указанные индивидуальные пенсионные коэффициенты не могут быть использованы в целях перерасчета страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также в целях перерасчета размера доли страховой пенсии по старости, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.
Исходя из положений части 1 статьи 19 Федерального закона "О страховых пенсиях" следует, что федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет, имеющие не менее 15 лет страхового стажа, по их заявлению (вместо перерасчета страховой пенсии по старости как работающему пенсионеру) по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе досрочную), имеют право на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет. Доля страховой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет, исчисляется исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов и за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности после назначения пенсии за выслугу лет.
Приведенные нормы материального права суды применили и истолковали неправильно, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о том, что у истца, являющегося получателем страховой пенсии по старости, отсутствует право на перерасчет размера страховой пенсии по старости как работающего пенсионера в беззаявительном порядке с 01 августа 2020 года.
Делая вывод, что у истца нет права на перерасчет размера страховой пенсии как работающего пенсионера в беззаявительном порядке с 01 августа 2020 года, поскольку истец имеет право на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, в связи с установлением пенсии по выслуге лет как государственного служащего, суды не установили юридически значимое обстоятельство по данному делу как наличие или отсутствие у истца права на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, предусмотренной частью 1 статьи 19 Федерального закона "О страховых пенсиях", по состоянию на 01 августа 2020 года. Данное юридически значимое обстоятельство не вошло в предмет доказывания и не получило надлежащей правовой оценки.
Приходя к выводу, что у истца отсутствует право на перерасчет размера страховой пенсии как работающего пенсионера в беззаявительном порядке с 01 августа 2020 года, поскольку истец имеет право на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, в связи с установлением пенсии по выслуге лет как государственного служащего, суды не учли положения части 1 статьи 19 Федерального закона "О страховых пенсиях" о том, что доля страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, исчисляется за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности после назначения пенсии за выслугу лет.
Суд установив, что 26 августа 2019 года истец уволена с федеральной государственной гражданской службы, 01 сентября 2019 года ей установлена пенсия по выслуге лет как государственному служащему, с 01 декабря 2019 года Ездакова Е.И. работает в ООО "Акортес" не учли, что у истца не возникло право на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет по состоянию на 01 августа 2020 года, поскольку истец не отработала не менее чем 12 полных месяцев после назначения пенсии за выслугу лет (01 сентября 2019 года) по состоянию на 01 августа 2020 года, и, соответственно, истец, являясь получателем страховой пенсии по старости, имеет право на перерасчет пенсии с 01 августа 2020 года в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288, Федерального закона от 5 мая 1997 года N 77-ФЗ), Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения от пенсионного органа информации о наиболее выгодном варианте размера пенсии, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, применительно к настоящему спору, пенсионный орган должен разъяснить гражданину права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности разъяснить какой вариант наиболее выгоден для истца - перерасчет размера установленной пенсии, либо установление доли страховой пенсии по старости.
Суды нормативные положения, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, к спорным отношениям не применили.
В обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований суды сослались на то, что право на обращение в территориальный орган ПФР для подачи заявления об установлении доли страховой пенсии по старости по выбору истцу было разъяснено.
Между тем суды в результате неправильного применения норм материального права, подлежащих применению по данному делу, не приняли во внимание, что в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций ответчик (пенсионный орган) не представил данных о том, что после установления истцу пенсии по выслуге лет он выполнил обязанность по информированию истца о наиболее выгодном для истца размере пенсии, в частности разъяснил, что для истца выгодно - перерасчет размера установленной пенсии, либо установление доли страховой пенсии по старости, пенсионный орган не представил расчет размера пенсии истца с учетом перерасчета установленной пенсии и с учетом доли страховой пенсии по старости. Не выяснили у представителя ответчика причину невыполнения перерасчета страховой пенсии по старости, пояснявшего, что истец после обращения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, сохранила статус получателя страховой пенсии по старости, доплата к пенсии за выслугу лет ей не производится, Ездакова Е.И. не обращалась с заявлением об установлении доли страховой пенсии по старости, размер доли не определен.
Доказательства, имеющие юридическое значение, в частности, сведения о том, что после установления истцу пенсии по выслуге лет пенсионный орган выполнил обязанность по информированию истца о наиболее выгодном для истца размере пенсии, разъяснил, что для истца наиболее выгодно - перерасчет размера установленной пенсии, либо установление доли страховой пенсии по старости, расчет размера пенсии с учетом перерасчета установленной пенсии и с учетом доли страховой пенсии по старости по состоянию на 01 августа 2020 года, в нарушение статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами не были истребованы и исследованы.
В связи с этим утверждение судов о том, что действия пенсионного органа являются законными, нельзя признать правомерным, поскольку невыполнение пенсионным органом обязанности по разъяснению истцу ее права на получение размера пенсии по наиболее выгодному для нее варианту привело к неполучению ею как работающим пенсионером гарантированных государством мер на государственное пенсионное обеспечение в полном объеме.
С учетом изложенного, вследствие неправильного применения и толкования приведённых норм материального права, нарушения норм процессуального права выводы судов об отсутствии у истца права на перерасчет пенсии в беззаявительном порядке с 01 августа 2020 года, в связи с наличием права на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, в связи с установлением пенсии по выслуге лет как государственного служащего, нельзя признать правомерными.
Таким образом, судебные постановления нельзя признать законными и обоснованными, они приняты при неправильном применении и толковании норм материального и сделаны с нарушением норм процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 10 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 июня 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.