Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Козиной Н.М, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1-133/2021 по иску Ахтямовой Дианы Анатольевны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Красноуфимская районная больница" о взыскании выплат стимулирующего характера, по кассационным жалобам Ахтямовой Дианы Анатольевны, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Красноуфимская районная больница" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав представителей ответчика Агапочкину М.А, Пестову Е.Н, поддержавших доводы своей кассационной жалобы и возражавших против удовлетворения кассационной жалобы истца, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ахтямова Д.А. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Красноуфимская районная больница" (далее по тексту - ГБУЗ СО "Красноуфимская РБ"), с учетом уточнений просила взыскать в свою пользу выплату стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в размере 339 937 руб. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415; выплату стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 в размере 560 000 руб. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484; выплату стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в размере 96 251 руб. в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ; расходы по оплате услуг представителя в сумме 50 000 руб.
В обоснование иска истец указала, что в соответствии с трудовым договором от 31 декабря 2013 года работает врачом-рентгенологом ГБУЗ СО "Красноуфимская РБ". При выполнении должностных обязанностей осуществляет первичную специализированную медико-санитарную помощь, а также помощь стационарным больным, в связи с чем контактировала как с больными с подозрением на наличие новой коронавирусной инфекции, так и с теми, в отношении кого данный диагноз был подтвержден. Указанное обстоятельство предоставляет истцу право на получение соответствующих стимулирующих выплат, установленных указанными постановлениями Правительства Российской Федерации, Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ, принятыми в целях поддержки и стимулирования медицинских работников в период распространения новой коронавирусной инфекции.
Определением Красноуфимского районного суда Свердловской области от 29 января 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Министерство здравоохранения Свердловской области.
Решением Красноуфимского районного суда Свердловской области от 26 марта 2021 года в удовлетворении иска Ахтямовой Д.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05 августа 2021 года решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 26 марта 2021 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Ахтямовой Д.А. о взыскании выплат стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415, Указом Губернатора Свердловской области от 07 июля 2020 года N 162-УГ отменено. В указанной части принято новое решение, которым исковые требования Ахтямовой Д.А. удовлетворены частично.
С Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Красноуфимская районная больница" в пользу Ахтямовой Д.А. взыскана стимулирующая выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" в сумме 174 949 руб. 11 коп.; стимулирующая выплата в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ "О предоставлении грантов в форме субсидий на дополнительные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" в сумме 91 519 руб. 73 коп; расходы по оплате услуг представителя в размере 13 450 руб.
С Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Красноуфимская районная больница" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 3 664 руб. 22 коп.
В остальной части решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 26 марта 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Ахтямова Д.А. ставит вопрос об изменении апелляционного определения в части отказа в удовлетворении требований, ссылаясь на его незаконность.
В кассационной жалобе ГБУЗ СО "Красноуфимская РБ" также ставит вопрос об отмене апелляционного определения, просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу ГБУЗ СО "Красноуфимская РБ" Ахтямова Д.А. выражает несогласие с доводами кассационной жалобы ответчика.
Истец Ахтямова Д.А, представитель третьего лица Министерства здравоохранения Свердловской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалоб, обсудив доводы кассационных жалоб, отзыв истца на кассационную жалобу ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления.
В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2020 году были установлены дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских учреждений в виде выплат стимулирующего характера.
Правительством Российской Федерации были приняты постановления:
- от 02 апреля 2020 N 415 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" (далее - постановление N 415). Это постановление отменено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762;
- от 12 апреля 2020 года N 484 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19" (далее - постановление N 484);
Губернатором Свердловской области был издан Указ от 07 апреля 2020 N 162-УГ "О предоставлении грантов в форме субсидий на дополнительные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" (далее - Указ Губернатора N 162-УГ).
Согласно подпункту "г" пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации N 415, средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в следующих размерах: врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), - 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Согласно подпункту "б" пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации N 484, выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. руб. в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. руб. в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. руб. в месяц.
Согласно Письму Минздрава Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965 выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 415 осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 373. Также указанные выплаты получают медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом, COVID-19 и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, в том числе: врачи-рентгенологи, врачи - патологоанатомы, врачи-эпидемиологи, помощники врачей-эпидемиологов; медицинские работники клинико-диагностических лабораторий, средний медицинский персонал, работающий с указанными выше врачами-специалистами. Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Согласно пункту 2 Указа Губернатора N 162-УГ, целью предоставления грантов является финансовое обеспечение затрат медицинских организаций на осуществление ежемесячных дополнительных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - выплаты).
Согласно подпункту 2 пункта 5 Указа Губернатора N 162-УГ, выплаты устанавливаются врачам подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в размере 15 000 руб.
Действие подпунктов 1 и 2 пункта 5 настоящего Указа распространяется на работников медицинских организаций муниципального образования "город Екатеринбург" и областных государственных учреждений здравоохранения, осуществляющих оказание первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу и скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, при оказании медицинской помощи гражданам вне зависимости от выявления новой коронавирусной инфекции или отнесения к группе риска заражения новой коронавирусной инфекцией (пункт 5-1 Указа Губернатора N 162-УГ).
Судом первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что 31 декабря 2013 года между сторонами был заключен трудовой договор N 878, по условиям которого истец была принята на работу к ответчику на должность врач-рентгенолог в отделение лучевой диагностики.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 в ГБУЗ СО "Красноуфимская РБ" издан приказ N 190/1 от 06 мая 2020 года, которым утверждено Положение об осуществлении выплат стимулирующего характера работникам ГБУЗ СО "Красноуфимская РБ" за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции.
Данное Положение определяет порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам ГБУЗ СО "Красноуфимская РБ"? оказывающим и участвующим в оказании медицинской помощи лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19 при непосредственном контакте с данным пациентом, а также сотрудникам, работа которых связана с контактом с биоматериалом, зараженным COVID-19 (пункт 1 Положения).
Пунктом 2 данного Положения определены подразделения Красноуфимской РБ, медицинским работникам в которых осуществляется выплата стимулирующего характера, в числе прочего это отделение лучевой диагностики.
Перечень должностей и медицинских работников, имеющих право на установление выплат стимулирующего характера, в подразделениях установленных пункт 2, и размер выплат определен пунктом 3 Положения.
Так, для отделения лучевой диагностики, предусмотрено, что право на установление выплат стимулирующего характера имеют лишь рентгенолаборанты. Должность врача-рентгенолога в данный перечень не включена.
11 апреля 2020 года в ГБУЗ СО "Красноуфимская РБ" на базе инфекционного отделения открыт инфекционный госпиталь.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 в ГБУЗ СО "Красноуфимская РБ" издан приказ N 162/1 от 13 апреля 2020 года, которым утверждено Положение о порядке осуществления выплат стимулирующего характера работникам ГБУЗ СО "Красноуфимская РБ" за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Данное положение определяет порядок осуществления выплат стимулирующего характера медицинским работникам ГБУЗ СО "Красноуфимская РБ", которые непосредственно участвовали в оказании скорой медицинской помощи и специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (Преамбула Положения).
Пунктом 1 данного Положения определено, что выплата стимулирующего характера осуществляется медицинским работникам отделения скорой медицинской помощи и инфекционного отделения.
Данным положением не предусмотрена выплата стимулирующего характера медицинским работникам отделения лучевой диагностики.
Во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 07 апреля 2020 года N 162-УГ в ГБУЗ СО "Красноуфимская РБ" издан приказ N 174 от 21 апреля 2020 года, которым утверждено Положение об осуществлении дополнительных выплат стимулирующего характера работникам ГБУЗ СО "Красноуфимская РБ" за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Перечень подразделений и должностей медицинских работников, работа в которых дает право на установление дополнительных выплат стимулирующего характера, определен пунктом 4 данного Положения.
Отделение лучевой диагностики в указанный перечень включено не было.
Приказом N 192/1 от 07 мая 2020 года указанный перечень был уточнен, в частности в перечень была включена должность рентгенолаборанта отделения лучевой диагностики. Должность врача-рентгенолога, в данный перечень включена не была.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о взыскании выплат стимулирующего характера в соответствии с постановлением N 415, постановлением N 484, Указом Губернатора N 162-УГ, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период (март-октябрь 2020 года) локальными актами ГБУЗ СО "Красноуфимская РБ", принятыми в соответствии с постановлением N 415, постановлением N 484 и Указом Губернатора N 162-УГ, право врача-рентгенолога на получение дополнительных стимулирующих выплат за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции, предусмотрено не было. Довод истца о том, что в силу специфики работы она вынуждена контактировать с пациентами, не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания. Согласно представленным в материалы дела доказательствам (протокол наблюдения за проведением КТ-исследования, служебная записка от 26 марта 2021 года) на момент поступления пациента для проведения КТ- исследования, врач находится в изолированной комнате (пультовой), он проводит описание полученных снимков в электронном виде и заносит результат в РИАМС "ПроМед" в медицинскую карту пациента. Контакта врача с пациентом при проведении КТ- диагностики не зафиксировано. По результатам проводимых проверок медицинской документации в рамках внутреннего контроля качества по вопросу правильности и обоснованности оказания медицинской помощи, содержащих описание врачом - рентгенологом Ахтямовой Д.А. результатов рентгенологических методов исследования, установлено отсутствие записей по сбору анамнеза, жалоб и иных результатов осмотров, произведенных Ахтямовой Д.А. в медицинской документации за 2020 год.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа во взыскании стимулирующих выплат в соответствии с постановлением N 415 и Указом Губернатора N 162-УГ.
Судом апелляционной инстанции на основании дополнительно истребованных доказательств установлено, что из карты эпидемиологического обследования N 3591 филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городах Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах" рабочее место истца находится в "красной зоне", истец имеет контакт с рентген-лаборантами, периодический контакт с пациентами, имеющими предварительный и подтвержденный диагноз НКВИ.
Согласно письму начальника отдела санаторно-курортной и паллиативной помощи, реабилитации Министерства здравоохранения Свердловской области от 13 июля 2021 года N 03-10-13-224 на имя руководителя ГАУЗ СО "Красноуфимская районная больница", в ходе рассмотрения 08 июля 2021 года апелляционной комиссией материалов дела Ахтямовой Д.А. по вопросу отказа в оформлении документов для получения единовременной страховой выплаты в связи с заболеванием НКВИ комиссией принято решение признать данный случай страховым (у истца 04 ноября 2020 года был установлен диагноз COVID-19). При этом предложено повторно рассмотреть на врачебной комиссии случай заболевания с истцом НКВИ с учетом данных вышеуказанной карты в целях признания случая заболевания НКВИ страховым с оформлением необходимых документов.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании стимулирующих выплат в соответствии с постановлением N 415, Указом Губернатора Свердловской области N 162-УГ и принимая новое решение о частичном удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь указанными постановлением Правительства Российской Федерации N 415, Указом Губернатора Свердловской области N 162-УГ, письмом Минздрава Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 16 - 3/И/1-6965, статьей 5, 8 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что право на спорные выплаты по постановлению Правительства N 415, Указу Губернатора N 162 - УГ с учетом разъяснений Минздрава Российской Федерации имеют медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19. В силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 июня 2020 года N 560н к рентгеновским исследованиям относится и рентгеновская компьютерная томография (пункт 2), рентгенологические исследования проводятся при наличии медицинских показаний при оказании первичной медико-санитарной помощи (пункт 4). Представленные в материалы дела протокол наблюдения за проведением КТ-исследования, служебная записка от 26 марта 2021 года не могут однозначно подтверждать факт отсутствия контакта истца с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19. При этом положения локальных актов работодателя относительно вышеуказанных спорных выплат применению в отношении истца в настоящем споре не подлежат, поскольку они ухудшают положение работника по сравнению с федеральным и областным законодательством.
Разрешая требования о взыскании с ответчика сумм спорных стимулирующих выплат в соответствии с постановлением N 415, Указом Губернатора Свердловской области N 162-УГ, суд апелляционной инстанции принял за основу расчет, представленный стороной ответчика, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства не противоречит, в связи с чем пришел к выводу, что в пользу истца надлежит взыскать стимулирующую выплату по постановлению Правительства N 415 в сумме 174 949 руб. 11 коп, стимулирующую выплату по Указу Губернатора N 162-УГ в сумме 91 519 руб. 73 коп.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о взыскании стимулирующих выплат в соответствии с постановлением N 484, суд апелляционной инстанции руководствовался названным постановлением Правительства Российской Федерации N 484, Временным порядком, утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года N 198н, и исходил из того, что выплата, предусмотренная постановлением N 484, имела назначение "за выполнение особо важных работ". По существу, такая работа осуществлялась в организациях, специально перепрофилированных для работы с больными коронавирусной инфекцией. На территории Свердловской области с учетом Временного порядка были определены медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, в состав таких учреждений ответчик не был включен. Поскольку выплаты по постановлению N 484 предназначались именно для тех медицинских работников, которые работали в специально перепрофилированных для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, направленной на лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, либо для сотрудников специализированных бригад скорой помощи, истец в вышеуказанных условиях не работала, в связи с чем права на данную выплату не имеет.
Установив, что интересы истца представлял Колпащиков М.Б. на основании договора возмездного оказания услуг от 01 декабря 2020 года, согласно квитанции к приходному ордеру, стоимость услуг составила 50 000 руб, во исполнение вышеуказанного договора представитель истца оказывал услуги по сбору доказательств, представлял интересы Ахтямовой Д.А. в судебном заседании 01 марта 2021 года, 26 марта 2021 года, одновременно представитель оказывал консультации истцу, изучал представленные сторонами документы, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 13 350 руб, исходя из характера спора, уровня его сложности, объема и длительности рассмотрения, ценности защищаемого права, объема оказанных услуг. При определении размера расходов по оплате услуг представителя, подлежащих взысканию, суд апелляционной инстанции также учел фактический результат рассмотрения дела (исковые требования удовлетворены на 26, 7%), требования разумности и справедливости.
Изучение материалов дела показывает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационных жалоб не опровергаются.
Судом апелляционной инстанции правильно применены и истолкованы нормы материального права, подлежащие применению к спорным отношениям и с их учетом дана надлежащая правовая оценка обстоятельствам дела, касающимся обоснованности взыскания стимулирующих выплат в соответствии с постановлением N 415, Указом Губернатора Свердловской области N 162-УГ и отсутствием оснований для взыскания стимулирующей выплаты по постановлению N 484.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика, из письма Минздрава Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965, дающего разъяснения относительно применения в том числе постановления Правительства Российской Федерации N 415, следует, что стимулирующие выплаты получают медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19. Следовательно, право на получение выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, имеют, в том числе медицинские работники, включая врачей-рентгенологов, осуществляющие свою профессиональную деятельность и имевшие контакт с пациентом с установленным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19.
Из Указа Губернатора Свердловской области N 162-УГ следует, что право на выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку имеют медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. В частности, к таким медицинским работникам относятся врачи подразделений, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, в том числе при оказании медицинской помощи гражданам вне зависимости от выявления новой коронавирусной инфекции или отнесения к группе риска заражения новой коронавирусной инфекцией (подпункт 2 пункта 5, пункт 5-1 Указа Губернатора N 162-УГ).
С учетом установленных обстоятельств о том, что истец работает врачом-рентгенологом, ее рабочее место находится в "красной зоне", истец имеет контакт с рентген-лаборантами, периодический контакт с пациентами, имеющими предварительный и подтвержденный диагноз НКВИ, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о взыскании стимулирующих выплат в соответствии с постановлением N 415 и Указом Губернатора N 162-УГ.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца, поскольку стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, при этом судами не установлено, что истец в вышеуказанных условиях работала, в этой связи выводы судов о том, что права на данную выплату истец не имеет являются правильными. В данном случае истец не принимает участие в оказании медицинской помощи гражданам с COVID-19 в стационарных условиях.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что она, являясь врачом-рентгенологом оказывала больным коронавирусной инфекцией как первичную медицинскую помощь, так и специализированную медицинскую помощь, в связи с чем имеет право на получение стимулирующих выплат; невнесение ответчиком в штатное расписание инфекционного госпиталя врачей-рентгенологов напрямую противоречит положениям федерального законодательства, в то же самое время накладывает на врачей-рентгенологов дополнительную нагрузку, которая не может быть оплачена в силу того, что ответчик нарушил права своих работников; ответчик подчеркивает, что специальность "рентгенолаборанта" включена в перечень сотрудников локальных нормативных актов учреждения ГАУЗ СО "Красноуфимская РБ", имеющих право на получение выплат, как оказывающих помощь в стационарных условиях, так и в амбулаторно-поликлинических.
По мнению истца, имеет место факт самовольной трактовки ответчиком термина "стационарная помощь", предусмотренного Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; обращает внимание суда на имеющуюся в деле копию "Графика посещения кабинета компьютерной томографии" от 04 февраля 2021 года, в апреле 2020 года с момента начала пандемии такого графика разработано не было, вследствие чего, неограниченный поток пациентов Красноуфимского, Артинского, Ачитского районов в круглосуточном режиме обследовался в отделении лучевой диагностики ГАУЗ СО "Красноуфимская РБ" без разделения на "амбулаторных" и "стационарных", что согласуется с утверждением представителя ответчика; доводы кассационной жалобы ответчика о том, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на недостоверных сведениях, содержащихся в пункте 12 Карты эпидемиологического обследования N 3591 очага инфекционного заболевания, данный документ нельзя признать допустимым и относимым доказательством по делу; для получения спорной выплаты решающее значением имеет "непосредственное оказание помощи больным", которое может быть подтверждено только первичной медицинской документацией, то есть медицинскими картами пациентов, в ГАУЗ СО "Красноуфимская РБ" непосредственное оказание медицинской помощи больным, в том числе, с COVID-19 обеспечивают рентгенолаборанты и поэтому именно они включены в число получателей выплат стимулирующего характера в соответствии с локальными актами, направлены на оспаривание правильности выводов суда апелляционной инстанции об установленных им обстоятельствах и правильности применения судом норм материального права.
Между тем в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Таким образом, в кассационных жалобах не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05 августа 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Ахтямовой Дианы Анатольевны, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Красноуфимская районная больница" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.