Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и Щербаковой Н.В, при секретаре Жанабергеновой В.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-67/2021 по административному исковому заявлению Микуровой Валентины Геннадьевны о признании недействующим в части постановления администрации города Белгорода от 27 ноября 2014 года N 236 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории городского округа "город Белгород"
по апелляционной жалобе Микуровой Валентины Геннадьевны на решение Белгородского областного суда от 26 июля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Микурова В.Г. обратилась в Белгородский областной суд с административным иском о признании недействующим постановления администрации города Белгорода от 27 ноября 2014 года N 236 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории городского округа "город Белгород" (далее - Постановление N 236), в части утверждения кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: "адрес" относящихся к землям населенных пунктов, собственником которых она является.
В обоснование заявленного требования Микурова В.Г. указала, что постановление принято с нарушением периодичности проведения государственной кадастровой оценки, установленной статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), что повлекло взыскание с нее решениями суда земельного налога за период с 2015-2018 годов исходя из кадастровой стоимости земельных участков, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, значительно превышающей ранее установленную кадастровую стоимость, в то время как государственная кадастровая оценка могла быть проведена не ранее 2017 года.
Решением Белгородского областного суда от 26 июля 2021 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения. Суд исходил из того, что оспариваемое постановление принято в установленном законом порядке, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушает прав административного истца.
Не согласившись с решением суда, Микурова В.Г. обратилась в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, администрацией города Белгорода, Правительством Белгородской области, департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области и прокуратурой Белгородской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых обязательной не признавалась.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия установиласледующее.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Положениями статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления), который является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости. Этот же орган принимает акт об утверждении содержащихся в отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации, который вступает в силу после даты его официального опубликования (статьи 24.12 и 24.17 Закона об оценочной деятельности).
Учитывая указанные нормативные положения, а также Закон Белгородской области от 5 марта 2014 года N 263 "О случае проведения государственной кадастровой оценки по решению органа местного самоуправления" и Устав городского округа "Город Белгород", принятый решением Белгородского городского Совета депутатов от 29 ноября 2005 года N 197, суд первой инстанции правомерно признал, что Постановление N 236 принято уполномоченным органом в установленной форме и официально опубликовано (статья 9 Устава городского округа "Город Белгород"). По данным обстоятельствам решение суда не обжалуется.
Как видно из материалов дела, с 12 февраля 2015 года Микуровой В.Г. на праве собственности принадлежат земельные участки из состава земель населенных пунктов с кадастровыми номерами N и N, расположенные по адресу: "адрес" Административный истец в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, налоговая база по которому в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации исчисляется от кадастровой стоимости каждого земельного участка, определенной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков (поставленных на кадастровый учет 3 августа 2011 года как вновь образованных) была определена ФГУП "ФКП Росреестра" в лице филиала по Белгородской области по состоянию на 3 августа 2011 года с применением коэффициентов, установленных постановлением Правительства Белгородской области от 12 ноября 2012 года N 488-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области" и составила:
- земельного участка с кадастровым номером N - 8 554 370, 10 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N - 85 718 910, 99 руб.
Данная кадастровая стоимость была внесена в государственный кадастр недвижимости актами от 19 июня 2013 года и от 25 июня 2013 года.
Вступившим 11 октября 2016 года в законную силу решением Арбитражного суда Белгородской области от 19 мая 2016 года кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена по состоянию на 3 августа 2011 года в размере их рыночной стоимости и составила соответственно 2 838 600 руб. и 27 296 394 руб.
При этом оспариваемая в рамках указанного дела кадастровая стоимость участков на момент рассмотрения спора арбитражным судом являлась архивной, поскольку постановлением администрации города Белгорода N 236 от 27 ноября 2014 года утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории городского округа "Город Белгород", определенные по состоянию на 1 января 2014 года, в том числе определена кадастровая стоимость принадлежащих в настоящее время Микуровой В.Г. земельных участков в составе земель населенных пунктов городского округа город Белгород:
- земельного участка с кадастровым номером N в размере 8 763 878, 70 руб. (строка 45287);
- земельного участка с кадастровым номером N - 87 724 721, 88 руб. (строка 45288).
Данный нормативный правовой акт опубликован в газете "Наш Белгород", выпуск от 29 ноября 2014 года N 90.
С учетом буквального толкования положений абзаца первого статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на время проведения государственной кадастровой оценки), установления даты, по состоянию на которую определены результаты государственной кадастровой оценки объекта недвижимости, суд первой инстанции правомерно констатировал, что администрацией города Белгорода соблюдена установленная статьей 24.12 Закона об оценочной деятельности периодичность проведения государственной кадастровой оценки, - не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка.
Судом были проверены и обоснованно отклонены, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, доводы административного истца о том, что оспариваемое постановление нарушает его права и фактически препятствует применению кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной решением арбитражного суда, которое подлежало применению, по мнению административного истца, до 1 января 2018 года.
Судебная коллегия по административным делам находит правильным суждение суда о том, что решение арбитражного суда не прерывает течение установленного статьей 24.12 Закона об оценочной деятельности срока в течении которого может проводиться очередная государственная кадастровая оценка.
Решение суда от 23 мая 2016 года принято в связи с реализацией бывшим собственником спорных земельных участков права на оспаривание результатов кадастровой стоимости принадлежавших ему объектов недвижимости и установлении ее в размере рыночной в соответствии с положениями Закона об оценочной деятельности и разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", соответственно не изменяет даты проведения последней государственной кадастровой оценки.
Постановлением Правительства Белгородской области от 12 ноября 2012 года N 448-пп утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области по состоянию на 1 января 2011 года.
Постановлением администрации города Белгорода от 27 ноября 2014 года N 236 утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 года.
Указанное со всей очевидностью свидетельствует о соблюдении законодательно установленной периодичности (не чаще чем один раз в течение трех лет) проведения государственной кадастровой оценки при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
Судом правоверно не установлено несоответствия постановления в оспариваемой части какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, как и не установлено нарушений порядка проведения государственной кадастровой оценки, которые препятствовали бы принятию оспариваемого нормативного правового акта или ставили его вне закона.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проанализировав положения приведенного выше федерального и регионального законодательства и сопоставив их с положениями оспариваемого нормативного правового акта, определив фактические обстоятельства и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого, по доводам апелляционной жалобы, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белгородского областного суда от 26 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Микуровой Валентины Геннадьевны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.