Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гришиной Г.Н.
судей Романовой Е.М, Харебиной Г.А, при помощнике судьи Курышиной Е.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-176/2021 по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на решение Рязанского областного суда от 19 августа 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "УК "Красная лошадь" к Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области, ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Романовой Е.М, объяснения представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области по доверенности Поповой М.В, поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "УК "Красная лошадь" (далее - ООО "УК "Красная лошадь") обратилось в Рязанский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 3 137 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года в размере 10 349 841 рублей 36 копеек значительно превышает его рыночную стоимость, которая в соответствии с отчетом об оценке от 22 декабря 2020 года N 8829, подготовленным оценщиком ООО "Аудитпартнер", составляет 3 598 139 рублей, чем нарушаются права и обязанности ООО "УК "Красная лошадь" как плательщика земельного налога, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года в размере, определенном в соответствии с отчетом об оценке от 22 декабря 2020 года N 8829, подготовленным оценщиком ООО "Аудитпартнер", в размере 3 598 139 рублей.
Решением Рязанского областного суда от 19 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 3 137 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 4 179 425 рублей.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование указывает, что административным истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований, а судом надлежащим образом неверно дана оценка обстоятельствам дела, доказательствам, содержащихся в материалах административного дела. Считает повторное заключение эксперта по делу противоречащим федеральным стандартам в области оценочной деятельности, в частности, полагает, что эксперт неверно применяет корректировку на условия сделки (возможность торга) исходя из неподтвержденного предположения о неактивном рынке оцениваемого объекта, корректировку объектов-аналогов на обеспеченность коммуникациями, нарушена методика проведения повторной судебной оценочной экспертизы, поскольку не указаны причины расхождения в выводах первичной и повторной экспертиз.
Возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
В судебное заседание не явились представители административного истца ООО "УК "Красная лошадь", административного ответчика ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки", заинтересованных лиц администрации г. Рязани, ФГБУ ФКП Росреестра по Рязанской области, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представителями административного истца ООО "УК "Красная лошадь" и заинтересованного лица ФГБУ ФКП Росреестра по Рязанской области представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие.
С учетом требований статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области по доверенности Поповой М.В, поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, изучив доводы апелляционной жалобы административного ответчика, проверив законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1); результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
Как установлено судом ООО "УК "Красная лошадь" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 3 137 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (т. 1 л.д. 7-13).
Административный истец, являясь собственником названного земельного участка и уплачивая земельный налог, исчисляемый из кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также в силу положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3, пункта 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 4.2 Закона Рязанской области от 5 августа 2011 года N 62-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" имеет законный интерес в установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области N 22-П от 12 октября 2018 года "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года в размере 10 349 841 рублей 36 копеек, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 7 сентября 2020 года NКУВИ-002/2020-19106425 (т. 1 л.д. 6).
В обоснование административных исковых требований ООО "УК "Красная лошадь" представлен отчет об оценке от 22 декабря 2020 года N 8829, подготовленный оценщиком ООО "Аудитпартнер", согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года составляет 3 598 139 рублей.
В связи с наличием отзыва Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области относительно допустимости вышеуказанного отчета об оценке в качестве доказательств по административному делу, судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза (т. 1 л.д. 245).
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 10 марта 2021 года N 176/2021, составленной экспертом ООО "Правовая защита" Шиповым А.В, отчет об оценке от 22 декабря 2020 года N 8829, исполненный оценщиком ООО "Аудитпартнер", признан не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону об оценочной деятельности, Федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовом регулированию оценочной деятельности. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 7 588 403 рублей.
Определением Рязанского областного суда от 30 апреля 2021 года по рассматриваемому административному делу судом назначена повторная судебная оценочная экспертиза, поскольку установлены нарушения федеральных стандартов оценки, методологии процесса применения сравнительного подхода, выбранные объекты-аналоги экспертом несопоставимы, корректирующие коэффициенты применены неверно, информация по анализу рынка не подтверждена (т. 2 л.д. 120).
Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы от 11 июня 2021 года N 085э-2020, составленному экспертом ООО "Оценка плюс" Семизаровым В.В, отчет об оценке от 22 декабря 2020 года N 8829, исполненный оценщиком ООО "Аудитпартнер", признан не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону об оценочной деятельности, Федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовом регулированию оценочной деятельности. Экспертом установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года в размере 4 179 425 рублей.
Устанавливая размер кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости на основании повторного экспертного заключения, суд первой инстанции исходил из того, что заключение эксперта соответствует требованиям действующего законодательства об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки и проведенные расчеты, а также иные сведения, имеющие существенное значение.
Оценивая повторное заключение эксперта по правилам статей 84 и 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта недвижимости эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по основным ценообразующим параметрам; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату оценки; заключение содержит ссылки на источники используемой информации; распечатки объявлений о продаже объектов, используемых в качестве аналогов, приложены экспертом к заключению, что позволяет проверить использованные им сведения.
Судебная коллегия полагает, что приведенные в заключении эксперта сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости Рязанской области на дату оценки по спорному сегменту и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, при необходимости в расчетах были применены соответствующие корректирующие коэффициенты.
Исследование рыночной стоимости объекта недвижимости выполнено экспертом ООО "Оценка плюс" Семизаровым В.В. в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", имеющего стаж работы в области оценки, являющимся действующим членом СРО "Общероссийская общественная организация "Российского общества оценщиков", обладающим квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности от 4 апреля 2018 года по оценке недвижимости, застраховавшим ответственность и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности заключения эксперта и определенной в экспертном заключении величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, административным ответчиком не представлено. Выводы эксперта не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости, не представлено.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об установлении кадастровой стоимости спорного объекта равной его рыночной стоимости в соответствии с заключением повторной судебной оценочной экспертизы.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия полностью соглашается, по своей сути сводятся к повторению правовой позиции административного ответчика, изложенной в ходе рассмотрения дела, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Как следствие изложенного, решение Рязанского областного суда от 19 августа 2021 года отмене не подлежит, апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Рязанского областного суда от 19 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.