Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу главы муниципального образования "Замьянский сельсовет" Абакумова А.Н. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора по пожарному надзору Енотаевского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Астраханской области от 26 июня 2020 года, решение судьи Енотаевского районного суда Астраханской области от 12 августа 2020 года и решение судьи Астраханского областного суда от 11 сентября 2020 года, вынесенные в отношении главы администрации муниципального образования "Замьянский сельсовет" Абакумова Андрея Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора по пожарному надзору Енотаевского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Астраханской области от 26 июня 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Енотаевского районного суда Астраханской области от 12 августа 2020 года и решением судьи Астраханского областного суда от 11 сентября 2020 года, глава администрации муниципального образования "Замьянский сельсовет" Абакумов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Абакумов А.Н. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Частью 2 статьи вышеуказанной статьи установлена ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ N 69-ФЗ), требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В этой же статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительного требования пожарной безопасности, устанавливаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно статье 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, задний, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 19 Правил противопожарного режима запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов.
Пунктом 77 Правил противопожарного режима установлено, что руководитель организации, в числе прочего, обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Как усматривается из материалов дела, 2 июня 2020 года в 16 часов 28 минут должностным лицом административного органа в ходе проведения проверки по сообщению о горении сухой травянистой растительности по адресу: 200 м восточнее п. Новострой в Енотаевском районе Астраханской области выявлено, что в нарушение Правил противопожарного режима глава администрации муниципального образования "Земьянский сельсовет" Абакумов А.Н. допустил выжигание сухой травянистой растительности (сухих веток, мусора, старых объедий сена) на прилегающей территории населенного пункта п. Новострой, зона ответственности которого относится к администрации муниципального образования "Земьянский сельсовет".
Факт нарушения Абакумовым А.Н. требований Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ и Правил противопожарного режима подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.35-36); объяснениями С.А.В, О.А.С, Ш.К.К. (л.д.15-18); фототаблицей (л.д.20-21) и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положением статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Доводы Абакумова А.Н. о том, что он не является субъектом правонарушения в области требований пожарной безопасности, нельзя признать состоятельными.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из примечания к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.
Следовательно, глава администрации муниципального образования "Земьянский сельсовет" Абакумов А.Н, будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности за нарушение Правил противопожарного режима.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, в своей совокупности достаточны для установления вины Абакумова А.Н. в нарушении требований пожарной безопасности. Достоверность перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
Однако, судебными инстанциями не учтено, что протокол об административном правонарушении, как и постановление должностного лица не содержат сведений о действии в период 2 июня 2020 года на территории Енотаевского района Астраханской области особого противопожарного режима, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности.
Данные о том, что на указанной территории в соответствующий период введена на основании нормативного акта повышенная пожарная опасность, в материалы дела не приложены.
Ссылка судьи районного суда на постановление Правительства Астраханской области от 20 мая 2020 г. N 226-П "О введении особого противопожарного режима на территории Астраханской области" какими-либо объективными данными не подтверждена, и, в отсутствие указания на этот нормативный акт в процессуальных документах должностного лица, такое положение применению не подлежит.
Необходимо учитывать, что протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по административному делу, формулируется вменяемое данному лицу правонарушение.
В связи с чем вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях главы администрации муниципального образования "Земьянский сельсовет" Абакумова А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует обстоятельствам дела.
Действия Абакумова А.Н. свидетельствуют о несоблюдении им требований пожарной безопасности, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Ввиду изложенного, действия привлекаемого к ответственности лица подлежат переквалификации на часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
При рассмотрении данного дела установлено, что Абакумов А.Н. впервые привлекается к административной ответственности, им, как главой администрации муниципального образования "Земьянский сельсовет" приняты меры к тушению пожара до приезда сотрудников МЧС России по Астраханской области (л.д.3), отягчающие ответственность обстоятельства отсутствуют.
Поскольку назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, считаю, что имеются основания для назначения административного наказания путем замены назначенного административного штрафа на предупреждение.
Данный вывод не противоречит правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в вопросе 15 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2006 г.)
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении в отношении главы администрации муниципального образования "Земьянский сельсовет" Абакумова А.Н. постановление государственного инспектора по пожарному надзору Енотаевского района от 26 июня 2020 года, решение судьи Енотаевского районного суда Астраханской области от 12 августа 2020 года и решение судьи Астраханского областного суда от 11 сентября 2020 года, подлежат изменению, действия Абакумова А.Н. - переквалификации с части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.4 названного Кодекса с назначением административного наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора по пожарному надзору Енотаевского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Астраханской области от 26 июня 2020 года, решение судьи Енотаевского районного суда Астраханской области от 12 августа 2020 года и решение судьи Астраханского областного суда от 11 сентября 2020 года, вынесенные в отношении главы администрации муниципального образования "Замьянский сельсовет" Абакумова Андрея Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, переквалифицировать действия главы администрации муниципального образования "Замьянский сельсовет" Абакумова А.Н. с части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.4 Кодекса и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу Абакумова А.Н. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Сызранова Т.Ю. N 12-16/2020
судья областного суда Обносова М.В. N 7-594/2020
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N16-3067/2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.