3а-634/2020
"адрес" 08.07.2021
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Монмаря Д.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу ФИО5 на решение "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО5 к департаменту имущественных отношений "адрес" об оспаривании нормативных правовых актов в части утверждения перечня объектов недвижимого имущества.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
приказом департамента имущественных отношений "адрес" "Об утверждении перечня недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Приказ N) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год. Пунктом 59743 в указанный перечень включены нежилые помещения с кадастровым номером 23:43:0301002:2054, расположенные по адресу: "адрес", Центральный внутригородской округ, "адрес", пом. N - 12 шестого этажа.
Приказом департамента имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Приказ N) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, Пунктом 70746 в указанный перечень включены нежилые помещения с кадастровым номером 23:43:0301002:2054, расположенные по адресу: "адрес", Центральный внутригородской округ, "адрес", пом. N - 12 шестого этажа.
Приказы N, N размещены на официальном сайте Департамента имущественных отношений "адрес" (далее - Департамент) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://www.diok.krasnodar.ru до начала соответствующих налоговых периодов.
ФИО5 обратилась в "адрес"вой суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими пункты 59743 и 70746 перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных приказами N и N.
Требования административного истца мотивированны тем, что ФИО5 на праве собственности принадлежат нежилые помещения площадью 150, 9 кв. м с кадастровым номером 23:43:0301002:2054, включенные оспариваемыми приказами в перечни недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Заявитель указывает на то, что на момент включения принадлежащих ей помещений в перечни спорные помещения не обладали признаками, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ. Включение данных помещений в перечни на 2018, 2019 годы неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество физического в завышенном размере.
"адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе административный истец просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как поставленные при несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также при неправильном применении норм материального права. ФИО5 обращает внимание на то, что принадлежащие ей нежилые помещения являются частью нежилого здания административно-хозяйственного корпуса с кадастровым номером 23:43:0301002:2009 площадью 12 912, 6 кв. м включенного в оспариваемые перечни пунктами 34496, 40022. "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ приказы (перечни) N, N в части включения в них объекта капитального строительства с кадастровым номером 23:34:0301002:2009 признаны недействующими с момента их принятия.
На кассационную жалобу прокуратурой "адрес" поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Кассационный суд находит предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основания для отмены постановленных судебных актов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования. Спорные помещения с кадастровым номером 23:43:0301002:2054 обладают признаками, перечисленными в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, при этом правомерность включения нежилого здания административно-хозяйственного корпуса (с кадастровым номером 23:43:0301002:2009) в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, административным истцом не оспаривается.
Судебная коллегия Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции согласилась, указав при этом, что административный ответчик правомерность включения в перечни здания с кадастровым номером 23:43:0301002:2009 не оспаривал. Кроме того, судебная коллегия отметила, что в данном случае исключение из перечней помещений, принадлежащих административному истцу, не может быть расценено как ненадлежащее средство защиты, поскольку здание административно - хозяйственного корпуса, частью которого являются помещения с кадастровым номером 23:43:0301002:2054, из перечней не исключено.
С выводами судов согласиться нельзя.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 названного Кодекса).
В силу с подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности: торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, помещения, принадлежащие административному истцу, расположены в здании, находящемся на земельном участке с видом разрешенного использования: для завершения строительства 4 - 8 этажного административно - хозяйственного корпуса, назначение нежилых помещений определено как нежилое, вид разрешенного использования не определен. На момент включения помещений в перечни вид фактического использования спорных помещений уполномоченным органом не определен.
Суды, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, исходили исключительно из формального отнесения помещений к объектам, подлежащим включению в перечень.
Вместе с тем достижение задач административного судопроизводства невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия его сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Данный принцип выражается в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63 КАС РФ).
В данном случае судом не были приняты предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по настоящему административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела. Так, суды не установили значимые для правильного разрешения спора обстоятельства, соответствие помещений, принадлежащих административному истцу критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, а также не приняли во внимание судебный акт, исключающий здание административно - хозяйственного корпуса (23:43:0301002:2009) из приказов (перечней) N, N.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, отвечающими требованиям статьи 176 КАС РФ.
Оставляя решение "адрес"вого суда без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции указала, что исключение помещений, принадлежащих ФИО5, из перечней при одновременном нахождении в поименованных перечнях здания административно - хозяйственного корпуса является ненадлежащим способом защиты права.
Выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать верными.
Виды объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ. Пункт 1 названной статьи включает в себя в качестве объекта нежилые помещения (подпункт 2).
Указание нежилых помещений в качестве самостоятельного объекта налогообложения налогом на имущество физических лиц соответствует принципу, установленному частью 1 статьи 45 НК РФ, и исключает возможность обложения налогом одних тех же помещений в составе объекта недвижимого имущества и самостоятельно.
Позиция суда апелляционной инстанции о необходимости отдельного исключения здания как объекта, включенного в перечни, отраженная судом апелляционной инстанции в своем определении, противоречит части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации и принципу диспозитивности, согласно которым каждый вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод, законных интересов.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы о том, что дело рассмотрено с существенными нарушениями норм материального права, которые могли повлиять на правильность судебного решения, заслуживают внимания.
С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене, административное дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе. В ходе нового рассмотрения дела суду надлежит учесть изложенное и постановить законное и обоснованное решение при правильном применении норм материального и процессуального права и надлежащей оценке доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона об их относимости и допустимости. Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Административное дело Nа-634/2020 направить на новое рассмотрение в "адрес"вой суд в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.