Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В., судей: Шелудько В.В., Иванова А.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи поданные ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ кассационное представление прокуратуры "адрес", кассационную жалобу Территориальной избирательной комиссии "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по апелляционной жалобе ФИО7 на решение Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административном иску ФИО7 к Территориальной избирательной комиссии "адрес", заинтересованное лицо: Избирательная комиссия "адрес" о признании незаконным действий (бездействия) территориальной избирательной комиссии, возложении обязанности осуществить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., объяснения представителя территориальной избирательной комиссии "адрес" по доверенности, ФИО5, поддержавшей кассационную жалобу и кассационное представление, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кириенко А.А., поддержавшего кассационное представление и кассационную жалобу, ФИО7 и его представителя по устному заявлению ФИО8, просивших об оставлении апелляционного определения без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
установил:
ФИО7 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия Территориальной избирательной комиссии "адрес" (ТИК "адрес", Избирком, комиссия), выразившиеся в воспрепятствовании административному истцу в осуществлении прав члена данной комиссии с совещательным голосом. Так, административный ответчик не извещает ФИО7 о заседаниях комиссии, вследствие чего последний лишен возможности реализовать предусмотренные законом права члена Избиркома с совещательным голосом.
Решением Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в административном иске отказано. Разрешая дело, районный суд, проанализировав положения пункта 23 статьи 29, статей 25, 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ), пришел к выводу о том, что законом предусмотрено разграничение полномочий территориальной и окружной избирательных комиссий. По мнению суда, ФИО7 был назначен членом с правом совещательного голоса не территориальной избирательной комиссии, а окружной избирательной комиссии. Поскольку, срок полномочий окружной избирательной комиссии ограничивался сроком действия избирательной кампании (по выборам депутатов Законодательного Собрания "адрес" второго созыва), окончание такового влечет прекращение полномочий окружной избирательной комиссии.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение районного суда отменено, производство по делу прекращено. Апелляционный суд согласился с выводами суда о том, что ФИО7 являлся членом окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, срок действия которой ограничен временем соответствующих выборов. При этом данное обстоятельство, по мнению апелляционной инстанции, является основанием для прекращения производства по делу на основании статей 194, 196 КАС РФ, поскольку требования административного иска выдвинуты к территориальной избирательной комиссии, членом которой ФИО7 не являлся, а последовавшее по окончании выборов заявление депутата о назначении административного истца членом территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, по мнению суда апелляционной инстанции, для разрешения спора правового значения не имеет. Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Административное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение. Кассационная жалоба на решение суда первой инстанции оставлена без рассмотрения по существу.
В ходе нового апелляционного рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ судебной коллегией по административным делам Севастопольского городского суда решение Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено. По делу вынесено новое решение об удовлетворении требований ФИО7
Судебная коллегия признала действия Территориальной избирательной комиссии "адрес", направленные на воспрепятствование осуществлению прав члена ТИК "адрес" с правом совещательного голоса ФИО7 незаконными. Обязала ТИК "адрес" заблаговременно извещать члена данной территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО7 о заседаниях комиссии, не препятствовать в реализации прав члена комиссии с правом совещательного голоса. В кассационном представлении и дополнениях к нему, кассационной жалобе исполняющий обязанности прокурора "адрес", ТИК "адрес" просят об отмене апелляционного определения как постановленного с нарушением норм материального права, что, по мнению заявителей, привело к неправильному разрешению спора. Доводы заявителей сводятся к тому, что ФИО7 являлся членом окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, полномочия которой, равно как и полномочия ее членов, прекращены ввиду окончания избирательной кампании. Также апелляционным судом не учтено отсутствие заявления ФИО7, адресованное в соответствующую избирательную комиссию, о согласии с назначением членом такой комиссии с правом совещательного голоса. Помимо того, прокурор указывает на то, что у ФИО7, не являющегося членом территориальной избирательной комиссии, не возникло право на обращение в суд с административным иском, вследствие чего производство по административному делу подлежало прекращению. Прокурор также считает, что выводы суда апелляционной инстанции не основаны на фактах. Избирком в кассационной жалобе обращает внимание на то, что применительно к пункту 20 статьи 29 Закона ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ ФИО6 - избранный депутатом Законодательного Собрания "адрес" второго созыва по одномандатному избирательному округу N вправе назначить ФИО7 только членом одной из нижестоящих постоянно действующих участковых избирательных комиссий, поскольку территориальная избирательная комиссия является вышестоящей по отношению к окружной избирательной комиссии.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Такие основания по материалам дела не установлены. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом (пункт 3 статьи 1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ). Из содержания пункта 27 статьи 29 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N67-ФЗ следует, что за кандидатами, которые были избраны, за избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
Согласно статье 14 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 4-ЗС " О выборах депутатов Законодательного Собрания "адрес" " (Закон от ДД.ММ.ГГГГ N 4-ЗС) подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим: 1) Севастопольская городская избирательная комиссия; 2) окружные избирательные комиссии; 3) территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Статьей 22 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС определены порядок назначения и срок полномочий членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее городской список кандидатов, со дня представления в соответствующую избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, городского списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, городского списка кандидатов - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата по одномандатному избирательному округу, вправе назначить одного члена Севастопольской городской избирательной комиссии с правом совещательного голоса (пункт 1). Членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса соответствующие избирательные комиссии выдают удостоверения, форма которых устанавливается Севастопольской городской избирательной комиссией (пункт 2). Срок полномочий члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса начинается со дня получения соответствующей избирательной комиссией письменного уведомления кандидата, избирательного объединения, указанных в части 1 настоящей статьи, о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и письменного заявления гражданина о его согласии на такое назначение. В уведомлении и заявлении указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, адрес места жительства гражданина, назначенного членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса (пункт 3). Срок полномочий членов Севастопольской городской избирательной комиссии, территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, избирательными объединениями, городские списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, продолжается до окончания регистрации кандидатов, городских списков кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания следующего созыва. Полномочия остальных членов Севастопольской городской избирательной комиссии, территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, прекращаются в день окончания избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания.
Полномочия членов окружной избирательной комиссии, иной участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этой избирательной комиссии. Если кандидату отказано в регистрации, а избирательному объединению отказано в регистрации городского списка кандидатов, либо регистрация кандидата, городского списка кандидатов аннулирована или отменена, либо кандидат выбыл досрочно по иным основаниям, полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим такого кандидата, такой городской список кандидатов, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены либо со дня выбытия кандидата по иным основаниям, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации (пункт 4). Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу. При этом кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе прекращать полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же избирательной комиссии не более чем пять раз (пункт 5). За кандидатами, которые избраны, за избирательными объединениями, городские списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий Законодательного Собрания соответствующего созыва сохраняется право назначения членов Севастопольской городской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших (пункт 6).
Отменяя решение районного суда и удовлетворяя требования административного иска, судебная коллегия установила, что решением Территориальной избирательной комиссии "адрес" (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N) от ДД.ММ.ГГГГ N по заявлению ФИО6 - кандидата в депутаты Законодательного Собрания "адрес" второго созыва по одномандатному избирательному округу N, выдвинутого Политической партией "Российская экологическая партия "Зеленые" в соответствии с пунктом 20 статьи 29 Закона ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ и пунктом 1 статьи 22 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС ФИО7 назначен членом территориальной избирательной комиссии "адрес" (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательном округу N3) с правом совещательного голоса. Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО6 зарегистрирован депутатом Законодательного Собрания "адрес" второго созыва по одномандатному избирательному округу N. ДД.ММ.ГГГГ в Территориальной избирательной комиссии "адрес" зарегистрировано заявление депутата Законодательного собрания "адрес" ФИО6 о назначении ФИО7 членом указанного Избиркома. Упомянутое заявление обосновано положениями пунктов 1 и 6 статьи 22 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС. Учитывая позицию административного ответчика о том, что ФИО7 приобрел только членство с правом совещательного голоса окружной избирательной комиссии, полномочия которой прекратились истечением срока избирательной кампании, судебная коллегия пришла к выводу о нарушении прав административного истца, выразившегося в воспрепятствовании осуществлению прав и обязанностей члена территориальной избирательной комиссии "адрес" с правом совещательного голоса, назначенного избранным депутатом Законодательного Собрания "адрес" второго созыва по одномандатному избирательному округу N ФИО6 С выводами судебной коллегии надлежит согласиться. При проведении избирательной кампании в Законодательное Собрание "адрес" окружные избирательные комиссии не создавались.
В силу прямого указания в законе (пункт 27 статьи 29 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N67-ФЗ, пункты 4, 6 статьи 22 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС) ФИО7 вправе осуществлять полномочия члена Территориальной избирательной комиссии "адрес" с правом совещательного голоса, как лицо, назначенное избранным депутатом Законодательного Собрания "адрес" второго созыва по одномандатному избирательному округу N ФИО6 Доводы административного ответчика о том, что поскольку территориальная избирательная комиссия, членом которой с правом совещательного голоса на период избирательной кампании являлся ФИО7, была наделена полномочиями окружной избирательной комиссии, следовательно, ФИО7 являлся членом окружной избирательной комиссии - нижестоящей, по мнению заявителей жалобы, по отношению к территориальной избирательной комиссии, полномочия которой прекратились окончанием избирательной компании, правомерно отвергнуты судебной коллегией, как противоречащие смыслу и содержанию статьи 14, пунктов 4, 6 статьи 22 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС. Утверждения административного ответчика о нарушении порядка назначения ФИО7 членом территориальной избирательной комиссии (порядок) ввиду отсутствия письменного согласия последнего не могут быть приняты, поскольку в деле имеется копия удостоверения ФИО7 - члена территориальной избирательной комиссии "адрес" с правом совещательного голоса, назначенного депутатом Законодательного Собрания "адрес" второго созыва по одномандатному избирательному округу N ФИО6, выданного ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Данное доказательство недопустимым в установленном законом порядке не признавалось. Кроме того, в ходе разбирательства дела по существу административный ответчик на нарушение ФИО7 порядка не ссылался.
При изложенных обстоятельствах апелляционное определение, как законное и обоснованное, подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба и кассационное представление - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Территориальной избирательной комиссии "адрес", кассационное представление прокуратуры "адрес" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.