Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Шелудько В.В, рассмотрела кассационную жалобу руководителя ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" Герш В.А, поступившую в суд первой инстанции 31 мая 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Новороссийскому лесничеству - филиалу ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснение представителя ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" Джанхот М.К, объяснение заинтересованного лица Полиновской Л.В, прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповаловой О.Ю, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Новороссийскому лесничеству - филиалу ГКУ КК "Комитет по лесу" о признании действий незаконными.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что на основании информации департамента лесного хозяйства по ЮФО от 03 октября 2019 года министерством природных ресурсов Краснодарского края Новороссийскому лесничеству поручалось составить акты натурного обследования фактического использования 9 земельных участков сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ведения садоводства.
Актом планового (рейдового) осмотра Новороссийского лесничества от 16 декабря 2019 года N 65 зафиксирован факт самовольной порчи почв на земельном участке с кадастровым номером N, категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, для ведения садоводства, принадлежащего Полиновской Л.В, с причинением вреда в размере 2 643 322 руб.
Указанный земельный участок образован за счет земель СНГ "Светлячок", предоставленных РСУч-86 "Краснодарремдрэойбыт" для организации коллективного садоводства, на основании государственного акта на право пользования землей от 06 февраля 1989 года. В последующем земельный участок предоставлен Смирновой Н.П. на основании постановления главы администрации г. Новороссийска от 02 февраля 2010 года. N 260, которое не отменено. Право собственности Полиновской Л.В. возникло на основании договора купли-продажи от 03 мая 2018 года.
Уполномоченным органом на проведение мероприятий по контролю в отношении земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения садоводства является Южное межрегиональное ГКУ КК "Комитет по лесу", обособленным подразделением которого является Новороссийское лесничество, осуществляется государственный лесной контроль и надзор в установленном законодательством порядке в границах лесничеств территорий Краснодарского края. Сведения о границах лесничеств и землях лесного фонда содержатся в государственном лесном реестре Краснодарского края, представляющем собой систематизированный свод документированной информации о лесах.
Принятым Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречии в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории" установлен приоритет сведений ЕГРН над лесным государственным реестром.
Однако, административный истец полагает, что сотрудники Новороссийского лесничества, в отсутствие объективных оснований проверки, не учитывая сведения ЕГРН, 16 декабря 2019 года провели плановый (рейдовый) осмотр земельного участка с кадастровым номером N, как расположенного в границах лесничества ("адрес"), в связи с чем, действия собственника участка по планировке его территории (перемещению грунта), необоснованно квалифицированы лесничими в соответствии с требованиями земельного законодательства как самовольная порча лесных почв (пункт 6 приложения N3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Постановление N 1730).
Административный истец полагает, что постановление N 1730 не подлежит применению к землям сельскохозяйственного назначения, так как устанавливает особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам.
Таким образом, проведенный Новороссийским лесничеством контроль в отношении территории земельного участка с кадастровым номером N, и рассчитанный ущерб являются незаконными, в связи с чем, Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд.
Решением Приморского районного суда г Новороссийска Краснодарского края от 19 января 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 января 2021 года решение Приморского районного суда г Новороссийска Краснодарского края от 19 января 2021 года отменено по делу вынесено новое решение, которым административное исковое заявление Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Новороссийскому лесничеству - филиалу государственного казенного Учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу" о признании действий незаконными удовлетворено.
Признано незаконными действия Новороссийского лесничества - филиала ГКУ КК "Комитет по лесу" по проведению федерального государственного лесного надзора (контроля) на земельных участках, не отнесенных к категории земель лесного фонда, в том числе, в отношении земельного участка с кадастровым номером N, категории - земли сельскохозяйственного назначения, вид использования - для ведения садоводства.
Ущерб в размере 2 643 322 руб, рассчитанный Новороссийским лесничеством - филиалом ГКУ КК "Комитет по лесу" на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природных объектам вследствие нарушения лесного законодательства", в отношении земельного участка с кадастровым номером N, категории - земли сельскохозяйственного назначения, вид использования - для ведения садоводства, признан недействительным.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководитель ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" Герш В.А. выражает несогласие с вынесенным апелляционным определением, считает его незаконным, необоснованным, просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
На кассационную жалобу поступило возражение прокуратуры Краснодарского края, в котором просит оставить апелляционное определение без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационную жалобу поступил отзыв Министерства природных ресурсов Краснодарского края, в котором просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" Джанхот М.К. подержала доводы кассационной жалобы, просила отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалова О.Ю. возражала доводам кассационной жалобы, просила в удовлетворении кассационной жалобы отказать, апелляционное определение оставить без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции заинтересованное лицо Полиновская Л.В. возражала доводам кассационной жалобы, просила в удовлетворении кассационной жалобы отказать, апелляционное определение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционное определение подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, что обусловлено следующим.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что проверка земельного участка с кадастровым номером N, Новороссийским лесничеством ? филиалом ГКУ КК "Комитет по лесу" проведена законно, в рамках исполнения распоряжения министерства природных ресурсов Краснодарского края и департамента лесного хозяйства по Южному Федеральному округу, целью которого являлась именно защита имущественных прав и интересов Российской Федерации на земли лесного фонда, при этом предметом проверки являлись именно земли лесного фонда - квартал N части выдела "адрес". Кроме того, суд указал, что с учетом характера заявленных требований Азово-Черноморский межрайонный прокурор не вправе был инициировать настоящий административный иск.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что Новороссийское лесничество фактически проводя проверку земельных участков, подменило деятельность Южного межрегионального управления Росприроднадзора, квалифицировав 16 декабря 2019 года действия собственника земельного участка по планировке его территории как самовольную порчу лесных почв на основе неподлежащего применению, к данному земельному участку, Постановления N 1730 и произвели по нему расчет ущерба. Кроме того, Новороссийским лесничеством после исполнения поручения об осмотре участков и предоставлении в министерство природных ресурсов Краснодарского края и департамент лесного хозяйства по Южному Федеральному округу актов натурного осмотра, самостоятельно, руководствуясь статьей 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ на основании планового задания организован рейдовый осмотр земельных участков, в том числе, земельного участка с кадастровым номером N на предмет выявления нарушений лесного законодательства, однако категория земель земельного участка не относится к землями лесного фонда.
Однако с данными выводами согласиться нельзя ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли.
В соответствии с частью 2 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие).
В соответствии с частью 3 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N принадлежит на праве собственности Полиновской Л.В. и относится категории земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 12-14).
Согласно выкопировке из планшета N24 Шесхарисского участкового лесничества Новороссийского лесничества квартал N лесоустройство 1997 года (л.д. 45) и заключения N5 ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" от 18 ноября 2019 года (л.д. 108-109) земельный участок с кадастровым номером N пересекается с землями лесного фонда, а именно земельным (лесным) участком, расположенным по адресу: Краснодарский край, Новороссийской лесничество, Шесхарисское участковое лесничество, квартал 101 А, части выделов 12 и 38.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации Федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
В соответствии с частью 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации организация и осуществление государственного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела 03 октября 2019 года Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу в целях привидения в соответствие сведений единого государственного реестра недвижимости с данными государственного лестного реестра дает поручение Министерство природных ресурсов Краснодарского края предоставить информацию в отношении 13-и земельных участков, в том числе земельного участка кадастровым номером N. Указанное поручение содержит, также требование о предоставлении актов натурного обследования о фактическом использовании земельных участков (л.д. 106-107).
Согласно письму заместителя руководителя ГКУ КК "Комитет по лесу" от 06 декабря 2019 года N111-6565/16 директорам Новороссийского, Абинского, Белореченского, Геленджикского лесничеств филиалов ГКУ КК "Комитет по лесу" поручено подготовить акты натурного обследования о фактическом использовании 12-и земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером N (л.д. 111)
Согласно планового (рейдовое) задания N65 на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков в соответствии со статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации и.о. лесничего Шесхарисского участкового лесничества Путилову Н.В. и участковому лесничему Шесхарисского участкового лесничества Мжаванадзе Д.Д. поручено произвести 16 декабря 2019 года осмотр квартала N (л.д. 116).
Согласно акту натурного обследования фактического использования земельного участка с кадастровым номером N от 16 декабря 2019 года следует, что указанный земельный участок расположен на землях лестного фонда Новороссийского лесничества Шесхарисского участкового лесничества, квартал 101А, часть выдела 12. Границы Новороссийского лесничества установлены Приказом Рослесхоза от 17 октября 2008 года N316. На основании свидетельства от 12 ноября 2010 года серия N зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда Новороссийского лесничества Шесхарисского участкового лесничества (л.д. 72-73).
Учитывая, что имеются противоречия в сведениях единого государственного реестра недвижимости с данными государственного лестного реестра и акт натурного обследования фактического использования земельного участка с кадастровым номером N, производился для привидения в дальнейшем соответствие сведений единого государственного реестра недвижимости с данными государственного лестного реестра, вывод суда апелляционной инстанции о том, что Новороссийское лесничество фактически проводя проверку земельных участков подменило деятельность Южного межрегионального управления Росприроднадзора и не имело право проводить данный осмотр, не обоснован.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
Административный ответчик последовательно утверждал, что земельный участок с кадастровым номером N находится на землях лестного фонда Новороссийского лесничества Шесхарисского участкового лесничества, право собственности на которое зарегистрировано за Российской Федерацией, однако суд апелляционной инстанции не истребовал и не исследовал приказ Рослесхоза от 17 октября 2008 года N316 и свидетельство от 12 ноября 2010 года серия N
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемый судебный акт приведенным требованиям не соответствуют, поскольку предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, судом апелляционной инстанции не выполнены.
При таких данных судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене апелляционного определения с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 января 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 01 октября 2021 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. Усенко
В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.