Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Карасовой Н.Х.
рассмотрела кассационную жалобу Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 30 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 марта 2021 года по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края к Феодосиади К.Ф. о взыскании задолженности по земельному налогу.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
инспекция Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края (далее - Инспекция) обратилась в Геленджикский городской суд Краснодарского края с административным исковым заявлением о взыскании с Феодосиади К.Ф. задолженности по земельному налогу в размере 512 580 рублей 89 копеек.
В обоснование Инспекция указала, что Феодосиади К.Ф. состоит на учете в Инспекции в качестве налогоплательщика, ему принадлежит 5 земельных участков в г. Геленджике Краснодарского края. Административный ответчик своевременно не исполнил обязанность по уплате земельного налога за 2015 - 2017 годы, в связи с чем образовалась задолженность и административный истец обратился в суд с указанными требованиями.
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 30 октября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Феодосиади К.Ф. предъявил суду чеки об уплате земельного налога на 845 823 рубля, что свидетельствует об отсутствии задолженности.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 марта 2021 года решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 30 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 4 августа 2021 года, Инспекция ставит вопрос об отмене решений судов обеих инстанций. Указывает, что в предъявленных административным ответчиком квитанциях от 29 ноября 2018 года на 845 823 рубля не указано, за какой налоговый период произведена оплата, в связи с чем уплаченный Феодосиади К.Ф. платеж правомерно зачтен налоговым органом в погашение задолженности по налоговым платежам, образовавшейся за предыдущие налоговые периоды.
Определением судьи от 27 августа 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Стороны в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как видно из материалов дела, Феодосиади К.Ф. является собственником 5 земельных участков, расположенных в г. Геленджике Краснодарского края.
В связи с необходимостью уплаты земельного налога в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление от 13 сентября 2018 года N, согласно которому за 2015 - 2017 годы сумма налога составила 845 823 рубля.
Впоследствии Феодосиади К.Ф. было направлено требование от 7 февраля 2019 года N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, из которого следует, что задолженность по земельному налогу составляет 512 515 рублей 13 копеек.
22 июля 2019 года вынесен судебный приказ мировым судьей судебного участка N г. Геленджика Краснодарского края о взыскании с Феодосиади К.Ф. в пользу Инспекции задолженности.
На основании определения мирового судьи судебного участка N г. Геленджика Краснодарского края от 27 января 2020 года указанный судебный приказ от 22 июля 2019 года отменен.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных данным Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
На основании пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Порядок уплаты земельного налога регламентирован положениями главы 31 НК РФ, в соответствии с пунктом 1 статьей 388 которого налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.
Отказывая во взыскании с Феодосиади К.Ф. земельного налога за 2015 - 2017 годы, суды взяли во внимание предъявленные административным ответчиком квитанции об уплате налога.
Вместе с тем Инспекция заявляет, что административный ответчик уплатил задолженность за предыдущие периоды, а не за те, по которым предъявлены исковые требования.
Данные доводы административного истцы суды не проверяли, оценку им не давали.
Согласно статьям 176 и 180 КАС РФ решение суда должно быть законным, основанным на доказательствах, исследованных в судебном заседании.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
Указанный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, выявлении и истребовании по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 КАС РФ).
Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как следует из содержания частей 1, 2 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций приведенные правовые нормы и разъяснения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации не соблюдены.
Судом апелляционной инстанции допущенное судом первой инстанции нарушение вопреки положениям статьи 308 КАС РФ не устранено.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм процессуального права судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает существенными, повлекшими принятие незаконных судебных постановлений, в связи с чем считает необходимым отменить решения судов обеих инстанций и направить дело в Геленджикский городской суд Краснодарского края на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции надлежит установить и исследовать юридически значимые обстоятельства, дать оценку представленным сторонами доказательствам, всем доводам участвующих в деле лиц.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 30 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 марта 2021 года отменить, направить административное дело N 2а-2351/2020 на новое рассмотрение в Геленджикский городской суд Краснодарского края.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 19 октября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.