Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Усенко Н.В.
рассмотрела кассационную жалобу Лящук О.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 17 марта 2021 года, которым отменено решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 9 декабря 2020 года по административному исковому заявлению Лящук О.Г. к администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым об оспаривании постановления.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Лящук О.Г. обратилась в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (далее - администрация) от 23 сентября 2020 года N 65-с "Об отказе Лящук О.Г. в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для ведения садоводства, расположенного в "адрес""; возложении на административного ответчика обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца путем повторного рассмотрения заявления о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для ведения садоводства, расположенного в "адрес" (далее - спорный земельный участок).
В обоснование административного иска Лящук О.Г. указала, что с 1985 года она владеет и пользуется спорным земельным участком. 25 декабря 2009 года решением Николаевского поселкового совета Симферопольского района Автономной Республики Крым административному истцу дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка по указанному адресу площадью 482 кв. м для ведения садоводства. 25 сентября 2012 года решением Николаевского поселкового Совета Симферопольского района Автономной Республики Крым административному истцу продлено разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для ведения садоводства. До 18 марта 2014 года административный истец не реализовал свое право на получение бесплатно в собственность указанного земельного участка. 18 января 2016 года земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учёт с уточнением границ: кадастровый номер "данные изъяты", после чего Лящук О.Г. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313. 23 сентября 2020 года администрация вынесла постановление "Об отказе Лящук О.Г. в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для ведения садоводства, расположенного в "адрес"". Считает данное постановление незаконным, принятым в нарушение действующего законодательства.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 9 декабря 2020 года административный иск Лящук О.Г. удовлетворен в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое административным истцом постановление администрации от 23 сентября 2020 года N 65-с принято с нарушением норм законодательства, устанавливающего правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 17 марта 2021 года решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 9 декабря 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 августа 2021 года, Лящук О.Г. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 17 марта 2021 года. Как указывает заявитель, на момент подачи Лящук О.Г. заявления от 11 апреля 2020 года, согласно Генеральному плану Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденному решением 85 сессии Симферопольского района Республики Крым 1 созыва от 6 декабря 2018 года N 1105, и в соответствии с Правилами землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденными решением 89 (внеочередной) сессии Симферопольского района Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 года N 1167, спорный земельный участок находился в зоне Ж-2, в основных видах разрешенного использования присутствовал код 13.2 "Ведение садоводства". По мнению подателя кассационной жалобы, администрация, отказывая в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, обосновала свой отказ данными из органа архитектуры, при этом указанное основание не предусмотрено действующим законодательством.
Определением судьи от 21 сентября 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Административный ответчик в судебное заседание не явился. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие стороны, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, объяснения административного истца Лящук О.Г, поддержавшей доводы жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, решением Николаевского поселкового совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от 25 декабря 2009 года "О даче гр. Лящук О.Г. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для ведения садоводства, расположенного в "адрес"" административному истцу разрешено составление проекта землеустройства по отводу указанного земельного участка площадью 0, 0482 га для ведения индивидуального садоводства из земель жилой и общественной застройки Николаевского поселкового совета с дальнейшей передачей в частную собственность. В соответствии с пунктом 2 указанного решения на Лящук О.Г. возложена обязанность в течение года представить проект землеустройства по отводу земельного участка на рассмотрение совета.
Согласно решению Николаевского поселкового совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от 25 сентября 2012 года "О продлении гр. Лящук О.Г. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для ведения садоводства, расположенного в "адрес"" срок на составление проекта землеустройства по отводу указанного земельного участка Лящук О.Г. продлен: на неё возложена обязанность в течение года представить проект землеустройства по отводу земельного участка на рассмотрение совета.
18 января 2016 года на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 482 кв. м по названному адресу с присвоением кадастрового номера "данные изъяты"
11 августа 2020 года Лящук О.Г. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность данного земельного участка.
На основании постановления администрации от 23 сентября 2020 года N 65-с "Об отказе Лящук О.Г. в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для ведения садоводства, расположенного в "адрес"" административному истцу отказано в предоставлении бесплатно в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой на Генеральный план Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденный решением 85 сессии Симферопольского районного совета Республики Крым 1 созыва от 6 декабря 2018 года N 1105 и Правила землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденные решением 89 (внеочередной) сессии Симферопольского района Республики Крым 1 созыва от 13 марта 2019 года N 1167, что спорный земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), где ведение садоводства не предусмотрено.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Закон N 6-ФКЗ до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Закон N 6-ФКЗ, Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных данным Законом.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона N 38-ЗРК установлены Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 (далее - Порядок).
Пунктом 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 5).
Частью 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК установлен следующий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка:
1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;
3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Статьей 39.16 ЗК РФ установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу пунктов 20, 21 статьи 39.16 поименованного Кодекса, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель.
Административный ответчик, отказывая в предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав указал, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), где ведение садоводства не предусмотрено.
Из материалов административного дела видно, что Лящук О.Г. обратилась в администрацию в очередной раз 12 августа 2020 года с заявлением об оформлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
9 сентября 2020 года решением Симферопольского районного совета Республики Крым N 280 внесены изменения в решение Симферопольского районного совета Республики Крым от 13 марта 2019 года N 1167, согласно которому ведение садоводства исключено из основных видов разрешенного использования земельных участков в Правилах землепользования и застройки Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
23 сентября 2020 года администрация приняла оспариваемое постановление.
Вместе с тем в материалах административного дела имеется апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2020 года, согласно которому суд возложил на административного ответчика обязанность рассмотреть повторно заявление Лящук О.Г. об установлении категории земли и вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Но из административного дела не усматривается результат исполнения данного судебного акта.
Кроме того, Лящук О.Г. заявила суду кассационной инстанции, что на спорном земельном участке расположен дом, на который оформлено право собственности.
Данные обстоятельства не исследованы судами обеих инстанций и не могут быть проверены на стадии кассационного производства.
В случае, если административный истец владеет объектом недвижимости на праве собственности, он обладает исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность в силу статьи 39.20 ЗК РФ.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как следует из содержания частей 1, 2 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Таким образом, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что решение суда апелляционной инстанций нельзя признать законным и обоснованным, поскольку выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам административного дела, в связи с чем апелляционное определение надлежит отменить на основании части 2 статьи 328 КАС РФ, а дело - направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить возникший административный спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 17 марта 2021 года отменить, направить административное дело N 2а-3363/2020 на новое апелляционное рассмотрение в Верховный суд Республики Крым.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 18 ноября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.