Дело N 88-18381/2021
8г-14896/2021
г. Краснодар 30 июля 2021 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи
ФИО2, рассмотрев кассационную жалобу ФИО8 на решение мирового судьи судебного участка N90 феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 26 августа 2020 года и апелляционное определение Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 февраля 2021 года по гражданскому делу по иску ФИО8 к ГУП РК "Крымэнерго" в лице Феодосийского отделения энергосбыта о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
ФИО8 обратился в суд с иском к ГУП РК "Крымэнерго" в лице Феодосийского отделения энергосбыта, в котором с учетом уточнений просил:
- взыскать с ГУП РК "Крымэнерго" в пользу ФИО8 штраф за некорректный проведенный расчет показаний электросчетчика в размере 730, 14 рублей;
- обязать ГУП РК "Крымэнерго" выполнять Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354;
- разъяснить, почему в прокуратуре г. Феодосии сотрудники абонентского отдела Шарапова и Столярова сообщили о получении ФИО8 льготы 100% на 75 кВт/ч в месяц в период с 01.06.2015 по 01.12.2016, которую он не получал;
- дать оценку действиям ГУП РК "Крымэнерго" по отключению ФИО8 от электроснабжения;
- взыскать с ГУП РК "Крымэнерго" в пользу ФИО8 денежные средства за неправомерно и бездоказательно начисленный долг в размере 775, 07 рублей и штраф в размере 1550, 14 рублей;
- взыскать с ГУП РК "Крымэнерго" в пользу ФИО8 денежные средства за подключение электроэнергии в размере 999, 89 рублей и штраф в размере 1999, 78 рублей;
- взыскать с ГУП РК "Крымэнерго" в пользу ФИО8 денежные средства за банковскую комиссию в размере 150, 00 рублей и штраф в размере 30, 00 рублей;
- взыскать с ГУП РК "Крымэнерго" в пользу ФИО8 денежные средства за неправомерно и бездоказательно начисленный долг в размере 350, 80 рублей и штраф в размере 701, 60 рублей;
- взыскать с ГУП РК "Крымэнерго" в пользу ФИО8 денежные средства за незаконно снятую с ФИО3 льготу в размере 760, 50 рублей и штраф в размере 1521, 00 рублей;
- обязать ГУП РК "Крымэнерго" ежемесячно и в срок доставлять ФИО8 платежные документы;
- взыскать с ГУП РК "Крымэнерго" в пользу ФИО8 компенсацию морального вреда за нравственные страдания, финансовые траты, потерю большого количества личного времени, ухудшение здоровья, издевательства в размере 90000 рублей;
- взыскать с ГУП РК "Крымэнерго" в пользу ФИО8 расходы, потраченные на почтовые расходы и ксерокопирование документов в общей сумме 305 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка N 90 Феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 26 августа 2020 года отказано в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением Феодосийский городской суд Республики Крым от 17 февраля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО8 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение как незаконные, вынесенные без учета имеющих значение для дела обстоятельств.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу части 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7. ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены определения в кассационном порядке по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ, части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии (часть 1.1 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 128-ФЗ).
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных правовых актов.
Положениями статьи 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Порядок предоставления субсидий определен Постановлением Правительства РФ N 761 от 14 декабря 2005 года.
В силу пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" отсутствие письменного договора между собственником жилого помещения и управляющей организаций не является основанием для освобождения от оплаты коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является потребителем электрической энергии, поставляемой ответчиком ГУП РК "Крымэнерго" в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". На его имя открыт лицевой счет N 413110.
В период с 01 июня 2015 года по 01 декабря 2016 года начисления за электроэнергию производились на основании имеющихся показаний счетчика, предоставленных абонентом, контролером, а также расчетным способом, с учетом льготы 100 % на потреблении электроэнергии 75 кВт/ч. ФИО8 предоставил ответчику сведения о показаниях электросчетчика за рассматриваемый период только в августе, сентябре и ноябре 2015 года, в августе и сентябре 2016 года, в остальной период начисления осуществлялись на основании сведений, предоставленных контролером либо расчетным способом.
Доказательств того, что в период с 01 июня 2015 года по 01 декабря 2016 года расчет оплаты за электроэнергию ГУП РК "Крымэнерго" произведен неверно, истцом не представлено. Оплаты, произведенные ФИО8, учтены ответчиком и отображены в предоставленном расчете потребленной электроэнергии.
Судом установлено и не опровергнуто сторонами, что согласно п.п. 3, 6 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 578, меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления гражданина в органы труда и социальной защиты населения Республики Крым по месту жительства или месту пребывания. Меры социальной поддержки предоставляются с месяца, в котором гражданин обратился за их получением со всеми необходимыми документами, указанными в пунктах 3, 5 настоящего Порядка.
В соответствии с п.п. 6, 7, 8, 9, 10 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Республике Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 578, ежемесячно до 3-го числа месяца, следующего за отчетным, органы труда и социальной защиты населения передают на электронных носителях организациям реестры граждан, имеющих право на скидку. Органы труда и социальной защиты населения обязаны включать в реестр для возмещения расходов вновь обратившихся граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем постановки на учет. Организации ежемесячно до 7-го числа месяца, следующего за отчетным, возвращают органам труда и социальной защиты населения предусмотренные пунктом 6 настоящего Порядка реестры на электронных носителях с указанием стоимости фактически предоставленных скидок на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт, уплачиваемого собственниками помещений в многоквартирных домах, по каждому получателю. Органы труда и социальной защиты населения ежемесячно до 8-го числа месяца, следующего за отчетным, осуществляют сверку предоставленных организациями реестров граждан, которым предоставлены скидки на оплату за жилое помещение, коммунальные услуги и взноса на капитальный ремонт, уплачиваемого собственниками помещений в многоквартирных домах.
По итогам сверки составляется акт выполненных работ (оказанных услуг) (в 2 экземплярах) на бумажном носителе, подтверждающий объем предоставленных скидок на оплату жилого помещения, и коммунальных услуг, и взноса на капитальный ремонт, уплачиваемого собственниками помещений в многоквартирных домах, и сумму, подлежащую возмещению в соответствии с установленными тарифами на услуги. С целью подтверждения денежных обязательств ежемесячно составляются акты сверки, в которых обобщаются акты выполненных работ и платежные документы.
Согласно п.п. "а" п. 1 Постановления Совета министров Республики Крым от 13.05.2015 N 260 "Об установлении норм пользования жилищно-коммунальными услугами гражданами, которые имеют право на меры социальной поддержки по их оплате, и внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25 сентября 2014 года N 354", установлены нормативы потребления электрической энергии для бытовых нужд для граждан, которые в соответствии с законодательством имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, за потребление электрической энергии на коммунально-бытовые нужды в сельских и городских населенных пунктах (кроме домов, оборудованных электрическими плитами и электроотопительными установками) - в размере 75 кВт/ч на семью из одного - двух человек в месяц, в том числе, если оба члена семьи имеют право на скидку, и дополнительно 15 кВт/ч на каждого другого члена семьи, а также лиц, которые не принадлежат к членам семьи льготника, но зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении (доме) и имеют право на скидку платы, но не более 150 кВт/ч в месяц.
В соответствии с информацией МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии" от 25.08.2020 N 3532, по заявлению ФИО8 ему была назначена мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - МСП) с 01 июня 2015 года. Реестр, содержащий сведения о его праве на МСП как ветерана военной службы Украины, направлен в Феодосийский РОЭ ГУП РК "Крымэнерго" 03 декабря 2015 года.
По заявлению матери истца ФИО4 ей была назначена МСП с 01 января 2015 года по 30 ноября 2016 года в размере 100 %, реестр, содержащий сведения о ее праве на МСП, направлен Феодосийский РОЭ ГУП РК "Крымэнерго" 03 октября 2016 голда. Мера социальной поддержки по оплате коммунальных услуг ФИО5 была назначена на основании ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч. 3.1 ст. 8 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 35- ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым". ФИО6 воспользовался правом перехода на льготу матери и учитывался в составе ее семьи по 30 ноября 2016 года с указанной даты льгота отменена в связи со смертью льготодержателя.
Таким образом, в период 01 января 2015 года по 30 ноября 2016 года ФИО5, а затем и ФИО6, как члену ее семьи, в соответствии с вышеприведенными законодательными актами предоставлялась мера социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 100 % за потребление электрической энергии на коммунально-бытовые нужды в размере 75 кВт/ч в месяц.
01 февраля 2017 года в Феодосийский РОЭ ГУП РК "Крымэнерго" направлен реестр, содержащий сведения о том, что ФИО6, как ветеран военной службы Украины, с 01 декабря 2016 года пользуется мерой социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50 %.
Согласно предоставленного представителем ответчика расчета о начислении оплаты за электроэнергию по квартире истца по адресу: "адрес", верно учитывалась льгота в период с 01 января 2015 года по 30 ноября 2016 года в размере 100 %, а с 01 декабря 2016 года по настоящее время в размере 50 % за потребление электрической энергии на коммунально-бытовые нужды в размере 75 кВт/ч в месяц.
Также, судом установлено, что МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым" были направлены дополнительные реестры в организации, предоставляющие коммунальные услуги, в связи с чем произошло удвоение льготы. Впоследствии, в ГУП РК "Крымэнерго" были направлены корректные реестры, произведен перерасчет сумм, подлежащих уплате абонентами, в связи с чем, и образовалась задолженность.
Согласно письму Феодосийского РОЭ ГУП РК "Крымэнерго" N 51.1-322 от 07 февраля 2020 года, направленное в адрес ФИО8, по состоянию на 20 декабря 2016 года по лицевому счету N 413110 числилась переплата в размере 426, 51 рублей. В связи с внесением изменений в лицевой счет, согласно предоставленным реестрам, содержащих информацию о гражданах, которые имеют право на льготы при оплате за электроэнергию, на основании реестров МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым", по данному лицевому счету осуществлен перерасчет и образовалась задолженность.
Установив изложенное, разрешая спор, суд мировой судья исходил из того, что оплаты, произведенные ФИО8, учтены ответчиком и отображены в предоставленном расчете потребленной электроэнергии. Со стороны ответчика нарушений порядка расчета платы за электроэнергию, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, предусмотренные ч. 6 ст. 157 ЖК РФ не выявлено, оснований для возложения обязанности на ГУП РК "Крымэнерго" произвести перерасчет задолженности за электроэнергию, и взыскания с ответчика в пользу истца штрафа судом не установлено, а следовательно, при таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания неправомерными действия ГУП РК "Крымэнерго" по приостановлению предоставления коммунальной услуги по энергоснабжению. Обращения ФИО8, поступившие в адрес ГУП РК "Крымэнерго", были рассмотрены в полном объеме и заявителю предоставлены ответы.
Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют положениям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Суд апелляционной инстанции согласился и с выводом мирового судьи о том, что требования истца о незаконности действий ГУП РК "Крымэнерго" о приостановлении подачи электроэнергии в квартиру по адресу: "адрес", и взыскании денежных средств за подключении электроэнергии, банковской комиссии и штрафа, не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Согласно п.п. "а" п. 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
Пунктом 118 Правил N 354 определено, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила N 442), которые устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии.
В пункте 1 (1) Правил N 442 даны определения терминам, используемых в настоящих Правилах. Так, ограничение режима потребления - полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии, осуществляемое в порядке и в случаях, которые определяются настоящими Правилами.
Частичное ограничение режима потребления - ограничение режима потребления, вводимое в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики и предполагающее сокращение объема подачи электрической энергии (мощности) потребителю до уровня, определенного в соответствии с настоящими Правилами;
Полное ограничение режима потребления - ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами;
Абзацем 2 подпункта "б" пункта 2 Правил N 442 предусмотрена возможность ограничения режима потребления электрической энергии при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.
Ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил (п.п. "а" п. 4 Правил N442).
Согласно п. 8 Правил N 442 уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе посредством направления короткого текстового сообщения (далее - смс-сообщение) на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированном в качестве средства массовой информации, посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а если указанными договорами ни один из данных способов не определен, посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 442 отказ потребителя от признания задолженности, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления, не является препятствием для введения ограничения режима потребления.
Как следует из материалов дела, 05 ноября 2019 года ГУП РК "Крымэнерго" направило ФИО7 на его номер мобильного телефона, правильность которого истец подтвердил в судебном заседании, смс-уведомление о наличии задолженности по оплате электроэнергии в сумме 775, 07 рублей, соответствующей критериям пункта 118 Правил N 354, и предупреждение о прекращении поставки электроэнергии при неоплате указанной задолженности в течении 20 дней. Данное смс-уведомление доставлено ФИО7 5.11.2019 г.
В связи с непогашением ответчиком задолженности в установленный срок, с 26 ноября 2019 года в квартире по указанному адресу ограничена поставка электроэнергии. После оплаты 29 ноября 2019 года ответчиком задолженности в полном объеме и расходов за подключение, электроснабжение по указанному адресу было возобновлено.
Доказательств погашения задолженности по оплате электроэнергии в течение установленного в уведомлении срока, истцом не представлено.
При этом судом указано, что доводы истца о том, что в указанный период он не мог получить смс-уведомление, не подтверждены истцом.
Доставка счетов-квитанций потребителям осуществляется исполнителем на основании гражданско-правового договора до 14-го числа месяца, следующим за отчетным. В судебном заседании в мировом суде, а также в апелляционной инстанции истец К.П.А. пояснил, что у него имелись претензии к доставке счетов-квитанций только за 2018 год, за который он получил их приблизительно 3 раза. В дальнейшем счета-квитанции предоставлялись по месту его проживания своевременно. При этом, суд учитывает, что у ГУП РК "Крымэнерго" отсутствует возможность контролировать доставку лично абоненту указанных счетов, а также их сохранность по причине отсутствия или повреждений почтовых ящиков в домах и другое.
Кроме того, представителем ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности к требованиям истца, которое подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона Российской Федерации N 2300-1 от 07 февраля 1992 года "О защите прав потребителей" требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.
Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.
Статьей 200 ГК РФ предусмотрено, что, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Согласно статье 199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку, как указано судами заявленные истцом исковые требования в части взыскания денежных средств за неправильно произведенный расчет по оплате за электроэнергию, относятся к периоду с 01 июня 2015 года по 2018 год, а с исковым заявлением истец обратился 26 марта 2020 года, истцом пропущен срок исковой давности для предъявления указанных требований.
Вместе с тем, установив отсутствие со стороны ответчика нарушений порядка расчета платы за электроэнергию, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, предусмотренные ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на ГУП РК "Крымэнерго" произвести перерасчет задолженности за электроэнергию, и взыскания с ответчика в пользу истца штрафа судом.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судебными инстанциями по делу не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
решение мирового судьи судебного участка N90 феодосийского судебного района (городской округ Феодосия) Республики Крым от 26 августа 2020 года и апелляционное определение Феодосийский городской суд Республики Крым от 17 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО8 - без удовлетворения.
Судья Е.Е. Каминская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.