Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Борс Х.З, судей Каминской Е.Е, Песоцкого В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Поляковой Марины Олеговны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03 марта 2021 года, по гражданскому делу N2-2126/2021 по иску Поляковой ФИО11 к Управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Ейском районе, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным отказа, о признании права на выдачу специального удостоверения как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выдаче удостоверения обновленного образца, Заслушав доклад судьи Борс Х.З. судебная коллегия
установила:
Полякова М.О. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Ейском районе, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным отказа, о признании права на выдачу специального удостоверения как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выдаче удостоверения обновленного образца, в обоснование указав, что обратилась в Министерство труда и социального развития Краснодарского края о выдаче специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Основанием для обращения явилось то, что мать истца Полякова Л.Н. с 26 апреля 1986 года по 17 ноября 1994 года проживала в зоне отселения (обязательное отселение) - деревня Дубовый Лог Добродушенского района Гомельской области в пос. Первомайский Березовского района Брестской области и ей было выдано удостоверение о праве на компенсации и льготы, предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Истица родилась 20 июля 1995 года, но на момент отселения она находилась в состоянии внутриутробного развития, в зоне радиоактивного загрязнения.
Поляковой М.О. было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что она не относится к гражданам, имеющим право на получение государственной услуги в соответствии с Регламентом предоставления государственной услуги "Выдача специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которому к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
С учетом уточнения исковых требований, Полякова М.О. просила суд признать отказ Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Ейском районе от 20 мая 2019 года незаконным; признать за ней право на выдачу специального удостоверения, предусмотренного ст. 24 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края выдать специальное удостоверение единого образца как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, как лицу, проживавшему в зоне отселения и переселенному из зоны отселения, с даты первоначального обращения.
Решением Ейского городского суда Краснодарского края от 19 декабря 2019 года исковые требования Поляковой М.О. удовлетворены. Суд признал отказ Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Ейском районе от 20 мая 2019 года в выдаче Поляковой М.О. специального удостоверения, предусмотренного ст. 24 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" незаконным; обязал Министерство труда и социального развития Краснодарского края, с учетом наличия у Поляковой М.О. права на получение специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, оформить установленным порядком специальное удостоверение единого образца как лицу, проживавшему в зоне отселения и переселенной из зоны отселения, с даты первоначального обращения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02 июля 2020 года решение Ейского городского суда Краснодарского края от 19 декабря 2019 года оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15 октября 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02 июля 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03 марта 2021 года решение Ейского городского суда Краснодарского края от 19 декабря 2019 года отменено и по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Поляковой Марины Олеговны к Управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Ейском районе, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным отказа, о признании права на выдачу специального удостоверения как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выдаче удостоверения обновленного образца - отказано.
В кассационной жалобе Полякова М.О. просит об отмене апелляционного определения ссылаясь на то, что мать истца Полякова Л.Н. с 26 апреля 1986 года по 17 ноября 1994 года проживала в зоне отселения (обязательное отселение) - деревня Дубовый Лог Добродушенского района Гомельской области в пос. Первомайский Березовского района Брестской области и ей было выдано удостоверение о праве на компенсации и льготы, предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Истица родилась 20 июля 1995 года, но на момент отселения она находилась в состоянии внутриутробного развития, в зоне радиоактивного загрязнения. Полагает, что выводы суда апелляционной инстанции о том, что ее мать выехала добровольно из населенного пункта, не относящегося к зоне отчуждения или к зоне отселения, а истец не находилась в состоянии внутриутробного развития прямо опровергаются материалами дела, а именно копией удостоверения ее матери, где указан ее статус. Утверждения о том, что населенный пункт не относится к зоне отселения также не соответствуют материалам дела. Просит апелляционное определение отменить и оставить без изменения решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу представитель Поляковой М.О. по доверенности ФИО13 поддержал доводы кассационной жалобы и просил отменить апелляционное определение, оставив без изменения решение суда первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Поляковой М.О. по доверенности ФИО12 поддержал доводы кассационной жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края по доверенности Зюканов В.А. возражал против удовлетворения доводов кассационной жалобы и просил оставить апелляционное определение без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнения участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Полякова М.О. обратилась в УСЗН Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Ейском районе с заявлением об оформлении и выдаче специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльском АЭС.
Ссылаясь на тот факт, что ее матери Поляковой Л.Н. было выдано удостоверение как лицу, проживавшему и работавшему в зоне отселения в период с 26 апреля 1986 года по 17 ноября 1994 года, переселенному из зоны отселения в 1994 году, что предоставляет ей право на получение компенсации и льгот, предусмотренных Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1. Полякова М.О. указывала, что в период аварии на Чернобыльской АЭС и последующего выезда матери из зоны отселения, истец Полякова М.О. находилась в состоянии внутриутробного развития, и родилась после выезда из зоны отселения в г. Ейск Краснодарского края.
Письмом истцу в предоставлении услуги отказано, со ссылкой на то, что Полякова М.О. не относится к заявителям на получение государственной услуги в соответствии с Регламентом, поскольку ее мать во время беременности не была эвакуирована из зоны отчуждения, а переселилась из зоны отселения.
Указанное явилось основанием для обращения Поляковой М.О. с настоящим иском в суд.
Разрешая настоящий спор, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 г. и удовлетворяя исковые требования Поляковой М.О. суд первой инстанции учел факт выдачи матери истца удостоверения гражданина, выехавшего добровольно из зоны отселения, а поскольку истец в момент выезда матери из зоны отселения находилась в состоянии внутриутробного развития, а защита ребенка, находившегося в состоянии внутриутробного развития, от неблагоприятных последствий радиационного воздействия неотделима от защиты, предоставляемой вынашивавшей его матери, руководствуясь принципом равенства мер социальной поддержки, пришел к выводу о признании незаконным отказа в выдаче истцу удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения, и возложении на ответчика обязанности выдать истцу данное удостоверение.
Установив, что мать истца не была эвакуирована, а выехала добровольно из населенного пункта, не относящегося к зоне отчуждения или к зоне отселения, откуда население подлежало обязательному переселению, суд апелляционной инстанции отменил принятое судом первой инстанции решение и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, исследовав материалы гражданского дела, полагает, что разрешая возникший спор, суд апелляционной инстанции правильно установилюридически значимые обстоятельства, верно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42 Конституции Российской Федерации).
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), направленным, как определено в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные названным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1 статьи 6 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
В силу части 1 статьи 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действие этого закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан, на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (часть 2 статьи 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и 1987 годах население было эвакуировано (часть 1 статьи 8 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Зона отселения в Законе РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определена как часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 - свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 - свыше 0.1 Ки/кв. км (часть 1 статьи 9 названного закона).
На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселение людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные данным законом (часть 2 статьи 9 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, определенным Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В этом перечне населенный пункт Теремошка Клинцовского района Брянской области отнесен к зоне отселения.
В статье 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации, на которых распространяется действие данного закона.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие названного закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части 1 статьи 13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца (часть 11 статьи 24 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 228, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 271, Министерства финансов Российской Федерации N 63н от 11 апреля 2006 г. утвержден Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Пунктом 2 названного порядка определено, что удостоверение выдается, в частности, гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В пункте 3 данного порядка содержится норма о том, что удостоверение по форме, предусмотренной приложением N 1 к этому порядку, оформляется и выдается гражданам органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 13 декабря 2017 г. N 40-П "По делу о проверке конституционности пункта 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки Т.С. Овечкиной" указал, что Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливает для граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, гарантии возмещения вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие данной катастрофы, возмещения вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставления им мер социальной поддержки, в том числе при выезде с указанной территории на другое место жительства (статьи 1, 3 и 13 названного закона) (абзац первый пункта 2.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).
Зона отселения характеризуется различными показателями радиоактивного загрязнения, с учетом которых оценивается возможность проживания на соответствующей территории. Если плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), проживание населения на таких территориях зоны отселения запрещается. Граждане подлежат обязательному отселению, а возможность их возвращения на указанные территории исключается вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки (статьи 9 и 27 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (абзац четвертый пункта 2.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).
Выезд из населенных пунктов, относящихся как к зоне отчуждения, так и к зоне отселения (включая ту ее часть, откуда жители подлежали обязательному переселению), мог быть осуществлен и в добровольном порядке исходя из предоставленной гражданам объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья (пункт 5 статьи 6 и пункт 6 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), что не лишает граждан, таким образом покинувших указанные территории, возможности присвоения им статуса пострадавших от чернобыльской катастрофы и, соответственно, права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, основанием возникновения которого, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является воздействие радиации, а не какие-либо иные обстоятельства (определения от 14 июня 2006 г. N 273-О и от 1 марта 2007 г. N 26-О).
Следовательно, независимо от того, в каком порядке граждане покинули территории зоны отчуждения и зоны отселения - в порядке эвакуации, переселения или добровольно, они относятся к лицам, подвергшимся воздействию радиации, на которых в связи с этим распространяется действие названного закона (абзацы второй и третий пункта 2.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).
Наряду с совершеннолетними гражданами и детьми, которые подверглись непосредственному радиационному воздействию в зонах отчуждения и отселения, пункт 6 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" причисляет к лицам, выехавшим из этих зон, детей, находившихся на момент эвакуации в состоянии внутриутробного развития.
Исходя из того, что моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов (часть 1 статьи 53 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), наличие биологической связи между организмом матери и плодом обусловливает радиационное воздействие на плод в случаях, если беременная женщина подвергается такому воздействию в период нахождения на территории, загрязненной радионуклидами (абзацы первый и второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).
Проживание беременной женщины на территории, загрязнение которой радионуклидами превышает установленные значения, в силу наличия биологической связи между организмом матери и плодом обусловливает радиационное воздействие на плод, равное радиационному воздействию на организм матери. Следовательно, статус ребенка, в состоянии внутриутробного развития находившегося на территории, загрязнение которой радионуклидами превышает установленные значения, не может отличаться от статуса матери, в том числе в случае ее выезда с данной территории в целях минимизации последствий радиационного риска (абзац первый пункта 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 40-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что Конституцией Российской Федерации на государство возложена обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека, а также созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что предполагает организацию охраны окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных. В рамках реализации этой обязанности на законодательном уровне разработана система мер социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Так, Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, установлены гарантии как возмещения вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие данной катастрофы, возмещения вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, так и гарантии предоставления им мер социальной поддержки, в том числе при выезде с указанной территории на другое место жительства.
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пунктом 6 части 1 статьи 13 этого закона отнесены:
- граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения;
- граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы.
К гражданам, поименованным в пункте 6 части 1 статьи 13 названного закона, относятся и дети, в том числе дети, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития.
В зависимости от уровня радиоактивного загрязнения зона отселения подразделяется на территорию, где запрещено постоянное проживание населения и оно подлежит обязательному отселению, и на остальную территорию зоны отселения, на которой граждане самостоятельно принимают решение о дальнейшем проживании или переселении на другое место жительства. При этом граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства с остальной территории зоны отселения, в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные данным законом.
По смыслу взаимосвязанных положений части 2 статьи 9 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пункта 6 части 1 статьи 13 этого закона, граждане, переселенные (в том числе выехавшие добровольно) с территории зоны отселения, где установлен запрет на постоянное проживание, и граждане, выехавшие с остальной территории зоны отселения в добровольном порядке, относятся к категории лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в связи с чем имеют равное право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные названным законом.
Такое же равное право наряду с совершеннолетними гражданами и детьми, подвергшимися непосредственному радиационному воздействию в зонах отчуждения и отселения и выехавшими из этих зон, с учетом указанных положений закона имеют дети, находившиеся в состоянии внутриутробного развития на момент эвакуации (выезда) их матерей из зоны отчуждения и зоны отселения, безотносительно к тому, в каком порядке (в порядке эвакуации, переселения или добровольно) они покинули населенные пункты, находившиеся на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Равенство оснований для возмещения вреда, предоставления мер социальной поддержки и, соответственно, для присвоения статуса пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы гражданам из числа детей, находившихся в состоянии внутриутробного развития, и их матерям обусловлено тем, что проживание беременной женщины на территории, загрязнение которой радионуклидами превышает установленные значения, в силу наличия биологической связи между организмом матери и плодом влечет радиационное воздействие на плод, равное радиационному воздействию на организм матери. Защита ребенка, находившегося в состоянии внутриутробного развития, от неблагоприятных последствий радиационного воздействия неотделима от защиты, предоставляемой вынашивающей его женщине (матери), в том числе посредством выезда на другое место жительства.
Право на меры социальной поддержки, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", для граждан, в том числе выехавших добровольно из зоны отселения в 1986 году и последующие годы, включая детей, находившихся в момент выезда их матерей в состоянии внутриутробного развития, подтверждается специальным удостоверением единого образца, выдаваемым гражданам органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Именно из такого понимания правового регулирования отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и предоставлением мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходил суд апелляционной инстанции отказывая в удовлетворении заявленных требований, поскольку населенный пункт, который покинула мать истца добровольно не относится к зоне отчуждения или зоне отселения, откуда население подлежало обязательному переселению.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4.1 постановления от 13 декабря 2017 г. N 40-П, использование законодателем в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I термина "эвакуация" для обозначения способа выезда с территории зоны отселения женщины, вынашивавшей ребенка, в целях решения вопроса о признании такого ребенка после его рождения гражданином, выехавшим из зоны отселения, не может исключать присвоения ему указанного статуса и в том случае, если его мать покинула зону отселения не в порядке эвакуации, а в порядке переселения, в том числе добровольного.
При этом, суд апелляционной инстанции верно применил к спорным правоотношениям Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р.
Исходя из приведенного является правомерным вывод суда апелляционной инстанции о законности отказа Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в выдаче Поляковой М.О. удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшего добровольно из зоны отселения, и об отсутствии у ответчика обязанности выдать это удостоверение.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, что в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда при кассационном производстве, выводы суда не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Право оценки доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти (ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и принадлежит суду первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального и (или) процессуального права, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03 марта 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Поляковой ФИО14 - без удовлетворения.
Председательствующий Х.З. Борс
Судьи Е.Е. Каминская
В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.