Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Олейникова В.И. к Управлению Пенсионного фонда России по г. Севастополю (межрайонного) по городу Севастополю, Управлению труда и социальной защиты населения по Ленинскому району города Севастополя об обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости, взыскании компенсации в размере недополученной суммы пенсии и социальных выплат, возмещении убытков, возмещении упущенной выгоды, компенсации за фактическую потерю времени и морального вреда, по кассационной жалобе Олейникова В.И. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 09 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Олейников В.И. обратился в суд с иском к ответчикам к Управлению Пенсионного фонда России по г..Севастополю (межрайонного) по городу Севастополю, Управлению труда и социальной защиты населения по Ленинскому району города Севастополя, просил суд взыскать с УПФ России в г..Севастополе (межрайонное) в его пользу с 01.08.2019 года по день окончательной выплаты его страховой пенсии по возрасту сумму 19 316 рублей; взыскать с УПФ России в г..Севастополе (межрайонное) в пользу истца с 01.01.2019 года по день окончательной выплаты индексации страховых пенсий и размеры социальных выплат уровня инфляции на 7, 05% к страховой пенсии истца по возрасту, которая должна увеличиться на 1 347, 69 рублей и составит 12 129, 21 рубль; взыскать с УПФ России в г..Севастополе (межрайонное) в пользу истца с 21.03.2014 года по день окончательной выплаты убытки в сумме 88 947, 54 рубля; взыскать с УПФ России в г..Севастополе (межрайонное) в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50 000 рулей; взыскать с УПФ России в г..Севастополе (межрайонное) в пользу истца компенсацию за фактическую потерю времени упущенной выгоды в размере 1 598 855, 90 рублей; взыскать с Управления труда и социальной защиты населения в Ленинском районе г..Севастополя в пользу истца с 01.08.2019 года по день окончательной выплаты социальных выплат истца за сверхнормативный стаж работы в сумме 619, 38 рублей; принудить УПФ России в г..Севастополе (межрайонное) осуществить с 21.03.2014 года расчет пожизненной страховой пенсии по возрасту, которая составила индивидуальный коэффициент 178 744 при стаже работы 40 лет 7 месяцев 12 дней в сумме 2 364, 37 грн, которая равна средней заработной платы по Украине и была незаконно пересчитана на Российские рубли и составила страховую пенсию в размере 17 969, 21 рублей, которая была незаконно занижена, неравна средней заработной плате по РФ, а также с 2015 года до сего времени не индексирована в сторону увеличения в нарушение требований федеральных норм взыскать с
Управления труда и социальной защиты населения в Ленинском районе г..Севастополя в пользу истца с 01.01.2019 года по день окончательной выплаты индексации страховых пенсий и размеры социальных выплат уровня инфляции на 7, 05% к страховой пенсии истца по возрасту должна быть увеличена на 41, 38 рублей и составит 372, 42 рубля; взыскать с Управления труда и социальной защиты компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей; взыскать с Управления труда и социальной защиты компенсацию за фактически потерянное время в размере 1 598 855, 90 рублей; отменить постановление правительства N188-ПП от 01.04.2019 года, которое противоречит требованиям действующих норм ст. 11 и ст. 12 закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ подписанное гарантом Президентом РФ - право истца на льготный проезд в общественном транспорте г..Севастополя и действующему удостоверению N с печатью заверенной фотографией удостоверяющую личность истца выданное 15.05.2013 года государственным органом Пенсионным фондом Украины, без ограничения срока их действия и какого-либо утверждения со стороны государственных органов города федерального значения Севастополя о незаконных необоснованных ГУГ "Севэлектротранс" ИНН 924001440 требование предъявить якобы дополнительный в соответствии с действующим тарифом с 15.06.2019 года либо пенсионеров льготных категорий выгонять с общественного транспорта, а также гарантий, размеров пенсий, пособий компенсаций и иных видов социальных выплат, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц, постоянно проживающих га территории города федерального значения Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, признанные гражданами РФ по состоянию на 21.02.2014 года.
В обоснование своей позиции указал, что 15 мая 2013 года Пенсионным фондом Украины ему предоставлено право на получение пенсии и бесплатный проезд в общественном транспорте путем выдачи удостоверения N, которое, по мнению истца, является бессрочным и не требует подтверждения со стороны государственных органов города Севастополя. Однако, руководители Центра ПФР по установлению пенсий в г..Севастополе и Управления труда и социальной защиты населения в Ленинском районе г..Севастополя препятствуют истцу в реализации его прав, незаконно требуют предоставить паспорт гражданина РФ и социальную карту ЕГКС. Олейников В.И. полагает, что конфликтная ситуация связана с изданием губернатором г..Севастополя незаконного Постановления Правительства Севастополя от 01.04.2019 N 188-ПП "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду для отдельных категорий граждан", которое противоречит нормам федерального законодательства. Также, Олейников В.И. указывает, что к нему незаконно не был применен Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", которым предписан новый порядок индексации страховых пенсий и размера социальных выплат, которые с 01 января 2019 года должны индексироваться выше уровня инфляции на 7, 05%. Истец полагает, что его пенсия должна быть увеличена на 1347, 69 руб. и составить 12129, 21 руб, а социальная выплата увеличиться на 41, 38 руб. и составить 372, 42 руб.
Истец необоснованно лишен права ездить в общественном транспорте города Севастополя и получать пенсию, являющуюся его единственным доходом, а также ответчиками нарушены его конституционные права, в связи с чем, он неоднократно обращался с жалобами в ОМВД России по Ленинскому району города Севастополя, к Губернатору города Севастополя, УПФР в Севастополе (межрайонное), однако до настоящего времени законного обоснованного и мотивированного решения по его жалобам принято не было.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 09 января 2020 года в удовлетворении исковых требований Олейникова В.И. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 декабря 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Из буквального содержания кассационной жалобы Олейникова В.И. следует, что истец ставит вопрос об отмене решения Ленинского районного суда города Севастополя от 09 января 2020 года, а также судебных актов Севастопольского городского суда от 25 ноября 2020 года, 14 декабря 2020 года, 22 декабря 2020 года и 11 января 2021 года ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права. В обоснование своей позиции указывает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции противоречат нормам действующего законодательства, выводы судов противоречат представленным в материалы дела доказательствам, указывает на существенные нарушения судами норм процессуального права при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Между тем, определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июня 2021 года, кассационная жалоба Олейникова В.И. в части обжалования сообщения Севастопольского городского суда от 25 ноября 2020 года и в части обжалования судебного акта от 11 января 2021 года возвращена без рассмотрения по существу.
Таким образом, кассационная жалоба Олейникова В.И. подлежит рассмотрению судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в части обжалования решения Ленинского районного суда города Севастополя от 09 января 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 декабря 2020 года.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что такие нарушения при рассмотрении данного дела судом первой и апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с часть. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Пунктом 6 ст. 11 Федерального конституционного закона N6-ФКЗ от 21.03.2014 года (О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательство РФ об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
В соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее ФЗ-N400 "О страховых пенсиях"), предусмотрено, что данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15.12.2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии.
Согласно ч.1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - ФЗ-N208) настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального Конституционного закона от 23.03.2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Положения ФЗ-N208, содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан РФ, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона от 23.03.2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", иностранных граждан и лиц без гражданства.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01 января 2015 года Управлением Пенсионного фонда РФ произведен перерасчет страховой пенсии истца по старости, в соответствии с нормами ФЗ-N400 "О страховых пенсиях", с учетом норм обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения "Севастополя", по результатам которого, фактический размер пенсии при страховом стаже 40 лет 2 месяца 24 дня, максимальном отношении заработков за период с 01 января 1994 года по 31 декабря 1998 года - составил 11 260, 92 руб, из которых - фиксированная выплата 3 935 руб, страховая пенсия 7 325, 92 руб.
Согласно положениям ФЗ-N400 "О страховых пенсиях", назначенные страховые пенсии подлежат ежегодной индексации. Кроме того, ежегодно производится перерасчет пенсий работающих граждан за предыдущий год, с учетом данных о сумме страховых взносов, поступивших на индивидуальные лицевые счета граждан.
С учетом проведенных индексаций, фактический размер пенсии истца составил 15 804, 65 руб, из которых фиксированная выплата - 5 334, 19 руб, страховая пенсия - 10 470, 46 руб.
Страховой стаж истца составил 29 лет, стажевый коэффициент - 59%.
При исчислении пенсии Олейникова В.И. применено максимально предусмотренное действующим пенсионным законодательством отношение заработка 1, 2 за период с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года. Расчетный размер пенсии 733, 07 руб. - 0, 59*1, 2*1671-450, 00 руб, где 1671 руб. - средняя заработная плата на 31 декабря 2001 года, 450 руб. - базовая часть пенсии на 01 января 2002 года.
Пенсионный капитал на дату назначения пенсии 938 460, 21 руб, коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала - 5, 6148165.
Сумма валоризации составила 10%+19%(29%)-272 153, 46 рублей
Пенсия на 01 февраля 2002 года - (272 153, 46 руб. + 938 460, 21 руб.):228 = 5 309, 71 рублей.
С 01 января 2002 года трудовой вклад пенсионера определяется суммой страховых взносов, поступивших на его индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования.
За период работы с 01 января 2002 года сумма страховых взносов составила 2016, 22 рубля.
С 01 августа 2016 года проведен перерасчет размера пенсии с учетом страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет за 2015 год.
Размер пенсии с 01 августа 2016 года составил 13 249, 93 рублей.
С 01 августа 2017 года размер пенсии составляет 14 236, 20 рублей.
По состоянию на 31 декабря 2014 года пенсия истца в сохраненном размере составляет 17 969, 21 рублей.
При таких обстоятельствах, поскольку в материалы дела представлены подробные расчеты назначенной истцу пенсии, по существу Олейниковым В.И. не опровергнуты, у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований заявителя кассационной жалобы.
Требование о признании бездействия со стороны Управления Пенсионного фонда России в г. Севастополе (межрайонное) и Управления труда и социальной защиты населения по Ленинскому району города Севастополя незаконным и взыскания материального ущерба с ответчиков также судами отклонены законно, как необоснованное и не подтвержденное доказательствами по делу.
Доводы кассационной жалобы выражают лишь несогласие заявителя с состоявшимися по делу судебными постановлениями, в то время как по существу их не опровергают, основаны на неверном толковании действующего законодательства, а также повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении и апелляционной жалобе.
Кроме того, принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по настоящему делу судебных актов, обжалуемых заявителем.
Каких-либо иных доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, настоящая кассационная жалоба не содержит. Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно, нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в ч. 4 ст. 379.7 ГПК РФ при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 09 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Олейникова В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.