Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С. Н, судей Борс Х.З, Думушкиной В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Барыльниковой Анастасии Олеговны на решение Гуковского городского суда Ростовской области от 20 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 мая 2021 года по гражданскому делу по иску Барыльниковой Анастасии Олеговны к Муниципальному казенному учреждению города Гуково "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Гуково" о признании членом семьи собственника жилого помещения, обязании включить в списки граждан, проживающих в ветхом жилье с последующим предоставлением социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого
Заслушав доклад судьи Дурневой С. Н, выслушав представителя истца - Ерешко Т.А, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Барыльникова А.О. обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению города Гуково "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Гуково" (далее МКУ "УКСиЖКХ" МО "Город Гуково") о признании членом семьи собственника жилого помещения, обязании включить в списки граждан, проживающих в ветхом жилье с последующим предоставлением социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, указав что распоряжением главы администрации г. Гуково от 17.04.2017 N жилой дом по адресу: "адрес" признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахты "Антрацит". Собственником указанного жилого дома является Гудимов А.И. В данном доме зарегистрированы Гудимов А.И, Гудимова Л.С. и Барыльникова В.А.
11.09.2020 года письмом МКУ "УКСиЖКХ" МО "Город Гуково" Барыльникова А.О. была поставлена в известность о необходимости сняться с регистрационного учета по месту ее жительства, поскольку собственник дома Гудимов А.И. и его супруга Гудимова Л.С, не известив ее, заключили договор от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах.
Местом проживания Барыльниковой А.О. с рождения и по настоящее время является жилой дом по адресу: "адрес", иного пригодного для проживания жилого помещения она не имеет. В настоящее время Гудимов А.И. и Гудимова Л.С. намерены сняться с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу и заключить договор с Департаментом имущественных отношений г. Гуково о безвозмездной передаче расселенного жилого помещения и земельного участка в муниципальную собственность, что, по мнению Барыльниковой А.О, нарушает ее жилищные права.
Мать Барыльниковой А.О. - Барыльникова В.А. на момент рождения истца - 19.05.2000 года была зарегистрирована и проживала в доме по адресу: "адрес", на март 1998 года обладала жилищными правами на указанный жилой дом. Барыльникова А.О. с рождения и по настоящее время постоянно проживает в данном жилом доме, посещала детский сад и школу по месту своего жительства, была на воспитании и обеспечении у своих дедушки и бабушки Гудимов А.И. и Гудимова Л.С..
Просила признать ее членом семьи Гудимова А.И. - собственника жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"; обязать "адрес"" включить ее в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты "Антрацит" ООО "Антоком" с последующим включением в списки граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте "Антрацит" ООО "Антоком", определив размер социальной выплаты на приобретение жилья по норме, установленной для семьи из 1 человека, равной 33 кв.м; обязать "адрес"" заключить с ней договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме устанавливаемой Министерством энергетики РФ, определив размер социальной выплаты на приобретение жилья по норме, установленной для семьи из 1 человека, равной 33 кв.м.
Решением Гуковского районного суда Ростовской области от 20 января 2021 года в удовлетворении исковых требований Барыльникова А.О. - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 мая 2021 года решение Гуковского районного суда Ростовской области от 20 января 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Барыльниковой А.О. - без удовлетворения
Барыльниковой А.О. подана кассационная жалоба, в которой она просит отменить решение Гуковского городского суда Ростовской области от 20.01.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17.05.2021, принять по делу новое решение, удовлетворив её исковые требования.
В обоснование доводов жалобы повторяет обстоятельства дела и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, указывая, что суд не исследовал все доказательства по делу. Полагает, что поскольку на момент принятия решения её мать Барыльникова В.А. проживала в спорном домовладении, то у истца возникло такое же право в силу несовершеннолетнего возраста на момент принятия решения в 2017 году, при этом ссылается на п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428.
В суде кассационной инстанции представитель истца Ерешко Т.А. доводы кассационной жалобы поддержала и просила ее удовлетворить.
В суд кассационной инстанции иные участвующие в деле лица не явились, извещены о рассмотрении кассационной жалобы надлежащим образом, об отложении дела не просили. С учетом требований статей 167 и 379.5 (части 5) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебных постановлений по доводам заявителя не имеется.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" на реализацию программ местного развития местным бюджетам шахтерских городов предоставляются межбюджетные трансферты за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Размер межбюджетных трансфертов определяется на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных шахт, списков граждан, подлежащих переселению (пункт 6 Правил).
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат, на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению (пункт 8 Правил).
По смыслу пункта 8 Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящегося в зоне влияния горных работ, заявитель должен не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате горных работ, но и проживать в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат, которые являются одной из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением. Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Предусмотренный данным пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Министерства энергетики РФ от 01.11.2001 N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте, путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N 266-О-О положения Правил направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Судами установлено, что Гудимов А.И. на основании договора купли - продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома по адресу: "адрес".
Барыльникова А.О, являющаяся внучкой Гудимова А.И, зарегистрирована по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ года
Распоряжением главы администрации города Гуково от 17.04.2017 года N жилой дом по адресу "адрес" признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахты "Антрацит", аварийным, подлежащим сносу.
17.09.2018 года между Муниципальным образованием "Город Гуково" и собственником жилого дома по адресу: "адрес" Гудимовым А.И. заключен договор N на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, согласно которому Гудимову А.И. с составом его семьи, состоящей из 2 человек (он и его супруга Гудимова Л.С.), предоставлена социальная выплата в размере 1 762 488 рублей для приобретения жилого помещения, из расчета общей площади на семью 42 кв.м.
При заключении данного договора Гудимов А.И. иных лиц в качестве членов своей семьи кроме своей супруги не указал.
Руководствуясь вышеприведенными нормами, принимая во внимание, что ни на момент принятия решения о ликвидации шахты, ни на момент составления списка домов и граждан, проживающих в расположенных на подработанной шахтой территории, ставших в результате ведения горных работ не пригодным для проживания по критериям безопасности, ни на момент ликвидации указанной шахты (март 1998 года) истец в данном доме не была зарегистрирована и никакими правами на него не обладала, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания за Барыльниковой А.О. права на социальную выплату и включение их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании Барыльниковой А.О. членом семьи Гудимова А.И, суды руководствовались положениями ст.ст. 5 СК РФ, 31 ЖК РФ, п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", исходили из того, что в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что она является членом семьи собственника жилого дома, в том числе на момент ликвидации шахты "Антрацит" (март 1998 года), обоснованно указав, что факт регистрации Барыльниковой А.О. в домовладении, принадлежащем на праве собственности Гудимову А.И, сам по себе не порождает правовых последствий в виде признания её членом семьи собственника жилого помещения
Доводы жалобы о том, что мать истца - Барыльникова В.А. была зарегистрирована и проживала в доме по адресу: : "адрес" ДД.ММ.ГГГГ,, т.е. на март 1998 года обладала жилищными правами на указанный жилой дом, а Барыльникова А.О. с рождения и по настоящее время постоянно проживает в данном жилом доме, посещала детский сад и школу по месту своего жительства, была на воспитании и обеспечении у своих дедушки и бабушки Гудимова А.И. и Гудимовой Л.С. были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и повторной оценке при рассмотрении кассационной жалобы не подлежат.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов верными, поскольку они основаны на правильном применении закона и соответствуют обстоятельствам дела. Суды дали надлежащую оценку представленным по делу доказательствам в соответствии с требованиями подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Разрешая заявленные требования, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию истца по делу и доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гуковского городского суда Ростовской области от 20.01.2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17.05.2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Барыльниковой Анастасии Олеговны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.