Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" Безе Я.И. на постановление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по пожарному надзору, заместителя начальника управления - начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 8 сентября 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Краснодара от 10 ноября 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 января 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по пожарному надзору, заместителя начальника управления - начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 8 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Краснодара от 10 ноября 2020 года и решением судьи Краснодарского краевого суда от 25 января 2021 года, ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества просит отменить состоявшиеся в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" по настоящему делу об административном правонарушении акты, ссылаясь на их незаконность, дело направить на новое рассмотрение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима.
Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения в отношении общества производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные должностным лицом в протоколе об административном правонарушении обстоятельства того, что 4 сентября 2020 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно на объекте, эксплуатируемом ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго", расположенном по адресу: "адрес", в нарушение требований части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г..N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г..N 123-ФЗ), пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г..N 390 (далее - Правила противопожарного режима), проведено опробирование автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, по результатам которого установлено, что системы обеспечивают параметры работоспособности не в полном объеме и считаются неработоспособными (пункт 1); в нарушение требований части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г..N 123-ФЗ, пункта 21 Правил противопожарного режима проведен контроль качества огнезащитной обработки металлоконструкций элементов кровли и потолка гаража, по результатам которого установлено, что имеются повреждения покрытия (сколы, отслоения) (пункт 2); в нарушение требований таблицы 28, части 6 статьи 132 Федерального закона от 22 июля 2008 г..N 123-ФЗ на путях эвакуации из актового зала допускается отделка стен горючими материалами (деревянные панели не заводского исполнения) (пункт 3); в нарушение требований статьи 97 Федерального закона N 123-ФЗ, СП 11.13130.2009 "Места дислокации подразделений пожарной охраны.
Порядок и методика определения", СП 380.1325800.2018 "Здания пожарных депо. Правила проектирования" отсутствует пожарное депо (пункт 4) (л.д.116-119).
По итогам проверки 4 сентября 2020 года государственным инспектором Краснодарского края по пожарному надзору - старшим инженером отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю было вынесено предписание 7/1/4 об устранении указанных выше нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (л.д.120-122).
4 сентября 2020 года в отношении общества должностным лицом Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю был составлен протокол об административном правонарушении, в котором приведены изложенные в пункте 4 предписания N от ДД.ММ.ГГГГ нарушения о том, что на объекте, эксплуатируемом ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго", расположенном по адресу: "адрес", в нарушение требований статьи 97 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, СП 11.13130.2009 "Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения", СП 380.1325800.2018 "Здания пожарных депо. Правила проектирования" отсутствует пожарное депо (л.д.123-124).
Данные обстоятельства повлекли привлечение ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" постановлением должностного лица Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 8 сентября 2020 года к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.127-129).
С выводами должностного лица согласились судебные инстанции, рассматривая жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" Безе Я.И. в порядке статей 30.1-30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Между тем, состоявшиеся по делу акты законными и обоснованными признать нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в совершении действий, предусмотренных частью 1 указанной статьи, но совершенных в условиях особого противопожарного режима.
Следовательно, при отсутствии нарушений требований пожарной безопасности лицо не может быть привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как видно из приложенных к жалобе документов, предписание Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, вынесенное в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго", решением Арбитражного суда Краснодарского края от 8 февраля 2021 года признано незаконным и отменено в части пункта 4 как несоответствующего Федеральному закону N 123-ФЗ.
Указанное решение вступило в законную силу постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2021 года.
Данные выводы арбитражного суда касаются вышеприведенных обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" к административной ответственности по настоящему делу, поскольку на основании указанного предписания общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, привлечение ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима, нельзя признать правомерным. Обстоятельства, на основании которых вынесено постановление должностного лица не являются установленными и доказанными в законной процедуре.
То обстоятельство, что постановление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по пожарному надзору, заместителя начальника управления - начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 8 сентября 2020 года в установленном порядке не отменено, не должно препятствовать лицу, привлеченному к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, заявлять об отмене обжалуемых им актов при наличии вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского краевого суда от 8 февраля 2021 года о незаконности пункта 4 предписания N 7/1/4 от 4 сентября 2020 года, повлекшего вынесение постановления должностного лица.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, должностным лицом и судебными инстанциями не учтено, что материалы дела не содержат сведений о действии в период проведения проверки с 4 августа по 18 августа 2020 года, а также 4 сентября 2020 года на территории Краснодарского края особого противопожарного режима, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности.
Данные о том, что на указанной территории в соответствующий период введена на основании нормативного акта повышенная пожарная опасность, в материалы дела не приложены.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по пожарному надзору, заместителя начальника управления - начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 8 сентября 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Краснодара от 10 ноября 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 января 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" Безе Я.И. - удовлетворить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края по пожарному надзору, заместителя начальника управления - начальника отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 8 сентября 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Краснодара от 10 ноября 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 января 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Гайтына А.А. N 12-531/2020
судья областного суда Смирнов Е.А. N 12-97/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N П16-3334/2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.