Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Алтай, поданную через суд первой инстанции 21 апреля 2021 г, на решение Верховного Суда Республики Алтай от 21 декабря 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2021 г, по административному делу N 3а-77/2020 по административному исковому заявлению Акпыжаевой Василины Павловны о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Акпыжаева В.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Министерства финансов Республики Алтай за счет средств бюджета Республики Алтай компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере "данные изъяты" руб, судебные расходы: по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование требований указала на длительное неисполнение решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14 мая 2018 г, которым на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонта по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Горно-Алтайска Республики Алтай. 2 августа 2018 г. на основании выданного судом исполнительного листа судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство. Однако решение суда не исполнено, продолжительность принудительного исполнения судебного акта составила более двух лет и двух месяцев. Полагает, что такая продолжительность исполнения судебного акта нарушает ее права и является основанием для присуждения компенсации.
Решением Верховного Суда Республики Алтай от 21 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2021 г, административные исковые требования удовлетворены частично, постановлено взыскать с Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай за счет средств республиканского бюджета в пользу Акпыжаевой (Модоровой) В.П. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме "данные изъяты" руб, расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в сумме 300 руб, а также расходы по оплате услуг представителя в сумме "данные изъяты" руб. В остальной части административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Республики Алтай ставит вопрос об отмене судебных актов, просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указывает, что общая продолжительность исполнения судебного акта к моменту обращения административного истца в суд за компенсацией с учетом предмета исполнения, особенностей бюджетного процесса и контрактной системы закупок, не выходит за рамки срока, который может быть признан разумным. На длительность неисполнения решения суда повлияли отсутствие соответствующих жилых помещений, возросшая цена жилья, рост количества лиц из числа детей-сирот, имеющих правовые основания для обеспечения их жильем, невыделение дополнительных финансовых средств из федерального бюджета на указанные цели. В длительном неисполнении решения суда отсутствует вина Министерства финансов Республики Алтай, поскольку Министерство финансов Республики Алтай не является уполномоченным органом на совершение установленных законом действий по обеспечению жильем детей-сирот. Полагает, что Министерство финансов Республики Алтай является ненадлежащим административным ответчиком. В материалах дела отсутствуют доказательства, обосновывающие размер заявленной компенсации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, (заключенной 4 ноября 1950 года в г. Риме), закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (п. 1 ст. 6).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее также - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" разъяснено, что при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий суда или судьи, органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации. При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона о компенсации).
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14 мая 2018 г. по гражданскому делу N на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложена обязанность предоставить Модоровой (Акпыжаевой) В.П. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории "адрес" Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам. Указанное решение суда вступило в законную силу 18 июля 2018 года.
На основании решения суда 30 июля 2018 г. выдан исполнительный лист серии ФС N, который 1 августа 2018 г. предъявлен административным истцом к исполнению.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по "адрес" от 2 августа 2018 г. на основании указанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство N-ИП в отношении должника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в пользу взыскателя Модоровой (Акпыжаевой) В.П, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
14 августа 2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай исполнительского сбора.
5 сентября 2018 г, 6 марта 2019 г, 15 апреля 2019 г. судебным приставом-исполнителем должнику вручены предупреждения об уголовной ответственности за неисполнение решения суда, 30 августа 2018 г. - требование об исполнении постановления суда в срок до 7 сентября 2018 г, 30 августа 2018 г. - запрос о предоставлении информации о предпринимаемых мерах по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в том числе и в отношении Модоровой (Акпыжаевой) В.П.
11 сентября 2018 г. судебным приставом-исполнителем вручены запросы, адресованные в Министерство финансов Республики Алтай и Министерство регионального развития Республики Алтай о предоставлении информации о предпринимаемых мерах по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в том числе и в отношении Модоровой (Акпыжаевой) В.П.
Определением суда от 28 июля 2020 г. по исполнительному производству произведена замена должника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай на Министерство экономического развития Республики Алтай.
На основании указанного определения суда соответствующая замена должника произведена постановлением судебного пристава-исполнителя от 22 августа 2020 г.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 12 ноября 2020 г. Министерству экономического развития Республики Алтай установлен новый срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, до 20 ноября 2020 г.
25 ноября 2020 г. должнику направлено извещение о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю по вопросу исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а также предупреждение об уголовной ответственности за неисполнение решения суда.
В рамках возбужденного исполнительного производства принимались меры к привлечению должника к административной ответственности по ч. 1 ст. N КоАП РФ, должник неоднократно предупреждался об ответственности за неисполнение судебного акта по ст. N УК РФ, а также совершались иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14 мая 2018 г. на момент принятия решения по настоящему делу судом первой инстанции исполнено не было.
Частично удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что общая продолжительность исполнения решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14 мая 2018 г, исчисляемая со дня предъявления исполнительного листа к исполнению до дня рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции, составила 2 года 4 месяца 20 дней, исходя из того, что действия должника по исполнению судебного акта нельзя признать достаточными и эффективными, недостаточность денежных средств не может быть отнесена к объективным и неустранимым причинам задержки исполнения судебного акта, взыскатель своевременному исполнению решения суда не препятствовал, пришел к выводу о том, что продолжительность исполнения решения суда не отвечает требованию разумного срока, имело место нарушение права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, в связи с чем в пользу административного истца подлежит присуждению компенсация за счет средств республиканского бюджета.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, полагая их обоснованными. При этом указал, что ссылки административного ответчика на дефицит жилых помещений, рост цен на жилье, отсутствие земельных участков, пригодных для строительства многоквартирных домов для предоставления в дальнейшем жилых помещений, не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта. При этом Судебная коллегия учла, что должником проводился определенный комплекс мер, направленных на исполнение судебного акта. Однако отсутствие правового результата в виде полного и надлежащего исполнения решения суда, длительность общего срока исполнения судебного акта, не позволяют признать его действия достаточными и эффективными.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что Министерство финансов Республики Алтай является ненадлежащим административным ответчиком, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Размер компенсации определен судами в соответствии с требованиями статьи 2 Закона о компенсации исходя из установленных по делу обстоятельств, по которому допущено длительное неисполнение судебного акта, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что в длительном неисполнении решения суда отсутствует вина Министерства финансов Республики Алтай не могут быть приняты во внимание, так как в силу части 3 статьи 1 Закона о компенсации присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по спору, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку установленных обстоятельств и основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены и изменения судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Министерства финансов Республики Алтай удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Алтай от 21 декабря 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 июля 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.