Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Евтифеевой О.Э, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Яцковой Светланы Владимировны, которой поручено ведение дела в интересах группы лиц, поданную через суд первой инстанции 7 сентября 2021 г, на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 мая 2021 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 12 августа 2021 г, по административному делу N 2а-150/2021 по коллективному административному исковому заявлению группы лиц: Яцковой Светланы Владимировны, Злобиной Зинаиды Викторовны, Рассказовой Ирины Михайловны, Рассказовой Кристины Алексеевны, Никонова Юрия Анатольевича, Никоновой Галины Васильевны, Сивохиной Елены Владимировны, Смирнова Александра Владимировича, Смирновой Анны Валерьевны, Малышевой Натальи Афанасьевны, Бочкаревой Екатерины Станиславовны, Мурза Ксении Станиславовны, Мурза Ольги Ильиничны, Кулужаковой Анастасии Яновны, Кулужаковой Натальи Васильевны, Ильиной Любови Ивановны, Маховой Анны Алексеевны, Узназакова Тимофея Макаровича, Сагалакова Александра Григорьевича, Евдокимовой Зинаиды Александровны, Еськиной Анны Владиславовны, Катаевой Галины Архиповны, Катаевой Елены Валерьевны, Юктешевой Светланы Ильиничны к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав пояснения Яцковой С.В, которой поручено ведение дела в интересах группы лиц, Никонова Ю.А, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Яцкова С.В, которой поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, обратилась в суд с коллективным административным исковым заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, в котором просила признать незаконным решение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия от 25 марта 2020 г. N, возложить на Минстрой Хакасии обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов собственников помещений дома, расположенного по адресу: "адрес", посредством повторного рассмотрения: решения общего собрания собственников помещений дома, расположенного по адресу: "адрес", от ДД.ММ.ГГГГ, которое является приложением к заявлению ООО УК "Город Плюс" от 6 февраля 2020 г. о включении указанного многоквартирного дома в реестр лицензий ООО УК "Город Плюс"; решения общего собрания собственников помещений дома, расположенного по адресу: "адрес", от 18 февраля 2020 г, которое является приложением к заявлению ООО "ЖЭУ-3" о включении указанного многоквартирного дома в реестр лицензий ООО "ЖЭУ-3", на предмет отсутствия признаков ничтожности данных решений по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников помещений дома, расположенного по адресу: "адрес", от 4 февраля 2020 г. (заявление ООО УК "Город Плюс") и общего собрания собственников помещений дома, расположенного по адресу: "адрес", от 18 февраля 2020 г. (заявление ООО "ЖЭУ-3").
В обоснование требований указала, что административные истцы являются собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес". Решением Минстроя Хакасии от 25 марта 2020 г. N внесены изменения в реестр лицензий Республики Хакасия путем включения указанного многоквартирного дома в управление ООО "ЖЭУ-3". Считает указанное решение незаконным, нарушающим права собственников помещений многоквартирного дома, избравших в качестве управляющей организации ООО "УК Город плюс", поскольку копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, представлена в виде копии проекта. Самого договора управления, на основании которого должно быть принято решение о внесении изменений в реестр, не представлено. Договор управления N подписан до дня проведения очной части общего собрания, то есть до 15 февраля 2020 г. Условия договора управления, предусмотренные пунктами 1.3, 13.3, собственниками не утверждались, а сам договор является ничтожным.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 12 августа 2021 г, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Яцкова С.В, которой поручено ведение дела в интересах группы лиц, ставит вопрос об отмене судебных актов, просит направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
В обоснование жалобы указывает, что судами неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Представленные в материалы дела доказательства не были исследованы полно и всесторонне, доказательствам не дана надлежащая правовая оценка. Считает необоснованной ссылку суда апелляционной инстанции на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 2 сентября 2020 г. по гражданскому делу N, поскольку по данному делу решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленное протоколом N от 18 февраля 2020 г, оспаривалось по основанию отсутствия кворума при принятии решения. В рамках дела N судом не была дана оценка предмету договора N N от 1 марта 2020 г.
По ходатайству лица, которому поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, Яцковой С.В. судебное заседание Судебной коллеги по административным делам проведено с использованием систем видеоконференц-связи Абаканского городского суда Республики Хакасия.
В судебной заседании лицо, которому поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, Яцкова С.В. и Никонов Ю.А. кассационную жалобу поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В силу положений пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", части 1.3 статьи 161, части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ).
Статья 198 ЖК РФ регламентирует порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат; основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра.
Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее также - Порядок).
Из пункта 2 Порядка (здесь и далее в редакции, действующей в период спорных правоотношений) следует, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом; реквизиты договора управления многоквартирным домом; реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт- Петербурга, Севастополя, в случае заключения договора управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Пункт 3 названного Порядка содержит перечень документов, которые прилагаются к заявлению о внесении изменений в реестр. К заявлению о внесении изменений в реестр, в том числе должны прилагаться следующие документы: копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания (пункт "а"); копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт "в").
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (п. 6 Порядка).
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (п. 8 Порядка).
Судом установлено и следует из материалов дела, что 18 февраля 2020 г. состоялось общее собрание в форме очно-заочного голосования собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: "адрес", согласно протоколу N которого собственники приняли решения о расторжении договора с ООО "Спектр", о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, о выборе управляющей организации ООО "ЖЭУ-3" и заключении с ней договора управления.
20 февраля 2020 г. директор ООО "ЖЭУ-3" обратился в Минстрой Хакасии с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, в котором просил внести изменения в реестр в части перечня адресов многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "ЖЭУ-3", в связи с заключением договора управления от 1 февраля 2020 г. N N с собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", на основании протокола общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ Обществом представлено: заявление о внесение изменений на 1 л.; заверенная копия договора от 1 февраля 2020 г. N N; заверенная копия выписки из ЕГРЮЛ на 5 л.; подлинник протокола N общего собрания собственников многоквартирного "адрес" с приложениями.
На основании решения от 20 февраля 2020 г. N Минстрой Хакасии приостановил рассмотрение заявления ООО "ЖЭУ-3" о внесении изменений в реестр лицензий Республики Хакасия по многоквартирному дому, расположенному по адресу: "адрес", на основании пп. "в" п. 10, пп. "в" п. 15 Порядка. Директору ООО "ЖЭУ-3" было предложено представить в Минстрой Хакасии следующие документы: уведомление о выборе ООО "ЖЭУ-3", направленное в адрес ООО "ЖЭУ-3"; реестр собственников, оформленный в соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации.
На основании решения от 20 февраля 2020 г. N Минстрой Хакасии приостановил рассмотрение заявления ООО "Спектр" о внесении изменений в реестр лицензий Республики Хакасия по многоквартирному дому, расположенному по адресу: "адрес", на основании пп. "б" п. 10, пп. "б" п. 15 Порядка. Директору ООО "Спектр" было предложено представить в Минстрой Хакасии дополнительные документы.
25 марта 2020 г. решением N Минстрой Хакасии отказал ООО "Спектр" во внесении изменений в реестр лицензий Республики Хакасия по многоквартирному дому, расположенному по адресу: "адрес", и постановилвернуть заявление для устранения выявленных нарушений. Решение принято на основании пп. б п. 9 Порядка ввиду несоответствия заявления и документов требованиям, установленным пп. "б" и "в" п. 5 Порядка, выявленного органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с п. 15 Порядка, а именно: при рассмотрении заявления ООО "Спектр" от 7 февраля 2020 г. N в Минстрой Хакасии поступило заявление от ООО "ЖЭУ-3" с приложением протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 18 февраля 2020 г, копии договора управление заключенного с ООО "ЖЭУ-3".
Решением N от 25 марта 2020 г. Минстроем Хакасии отказано ООО "УК Город плюс" во внесении изменений в реестр лицензий Республики Хакасия по многоквартирному дому, расположенному по адресу: "адрес", и постановлено вернуть заявление для устранения выявленных нарушений. Решение принято на основании пп. б п. 9 Порядка ввиду несоответствия заявления и документов требованиям, установленным пп. "б" и "в" п. 5 Порядка, выявленного органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с п. 15 Порядка, а именно: при рассмотрении заявления ООО "Спектр" от 7 февраля 2020 г. N в Минстрой Хакасии поступило заявление от ООО "ЖЭУ-3" с приложением протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 18 февраля 2020 г, копии договора управление заключенного с ООО "ЖЭУ-3".
Согласно заключению N от 25 марта 2020 г. органа государственного жилищного надзора о результатах проверки заявления о внесении изменений в реестр лицензий Республики Хакасия по заявлению ООО "ЖЭУ-3" проведена проверка, по итогам которой предложено принять решение о включении в реестр лицензий Республики Хакасия ООО "ЖЭУ-3" об управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес".
Решением N от 25 марта 2020 г. Минстрой Хакасии внес изменения в реестр лицензий Республики Хакасия путем включения многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", в управление ООО "ЖЭУ-3". Основанием для включения стало соответствие заявления и документов пункту 5 Порядка, в том числе: соответствия заявления и документов положениям п. 2 и 3 Порядка; отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Решением от 25 марта 2020 г. N постановлено внести в реестр лицензий Республики Хакасия сведения о прекращении ООО "Спектр" управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес". Изменения в реестр лицензий Республики Хакасия внести с 1 апреля 2020 г.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 2 сентября 2020 г. по гражданскому делу N, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 17 ноября 2020 г, отказано в удовлетворении требований Яцковой С.В, которой поручено ведение дела в интересах группы лиц, к Пугаевой А.В. о признании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом N от 18 февраля 2020 г, и договора управления многоквартирным домом недействительными.
Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2021 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 2 сентября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 17 ноября 2020 г. оставлены без изменения.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь вышеуказанными нормами права, исходил из того, что оспариваемое решение Минстроя Хакасии от 25 марта 2020 г. N принято в пределах компетенции, с соблюдением процедуры его принятия, соответствует требованиям нормативных правовых актов и не нарушает права административных истцов.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, полагая их обоснованными.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы стороны административного истца о том, что проект договора управления между собственниками помещений многоквартирного дома и управляющей организацией ООО "ЖЭУ-3" подписан ФИО39, не имеющей полномочий по причине того, что протокол от ДД.ММ.ГГГГ, наделяющий ФИО38. полномочиями, аннулирован, судами отклонены на том основании, что вышеуказанным решением Абаканского городского суда от 2 сентября 2020 г. по гражданскому делу N установлено, что ФИО29 имела полномочия на подписание договора.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды обоснованно приняли во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Абаканского городского суда от 2 сентября 2020 г. по гражданскому делу N, так как в силу ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемое решение принято по заявлению, к которому приложена копия договора управления, условия которого не утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, были предметом оценки суда первой инстанции, предметом проверки суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иных выводов у Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Обстоятельства дела судами исследованы полно, объективно и всесторонне.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов и не содержат оснований к отмене судебных актов.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 мая 2021 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 12 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 ноября 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.