N 88-15225/2021, 2-128/2021
г. Кемерово 26 октября 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Ларионовой С.Г, судей Нестеренко А.О. и Сулеймановой А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Вальковской Оксане Борисовне, Герцику Алексею Павловичу о возмещении ущерба, по кассационной жалобе истца на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 13 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 мая 2021 г, заслушав доклад судьи Нестеренко, объяснения представителя истца - Баженова Я.О. по доверенности, присутствовавшего в судебном заседании путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Тайшетского городского суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
иск обоснован тем, что приговором суда установлена вина ответчиков, являвшихся работниками истца, в совершении преступления в отношении своего работодателя, который признан потерпевшим по уголовному делу.
Указанным решением, оставленным без изменения названным апелляционным определением, отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе истец просил отменить судебные акты и иск удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм процессуального права.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, пришёл к выводу о том, что она подлежит удовлетворению.
Выводы судов об отказе в удовлетворении иска со ссылкой на положения ст. 243 Трудового кодекса Российской Федерации обоснованы тем, что требования истца основаны на признании ответчиков виновными в совершении преступления, тогда как на момент принятия 13 января 2021 г. решения судом первой инстанции приговор Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 26 декабря 2019 г, которым Вальковская и Герцик признаны виновными в совершении мошенничества в отношении ОАО "РЖД", оставленный без изменения апелляционным определением Иркутского областного суда от 25 июня 2020 г, в законную силу не вступил, поскольку указанное апелляционное определение отменено определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 декабря 2020 г. и уголовное дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Однако суды не учли следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Согласно ст. 56 ГПК РФ установлению подлежат обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 243 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда.
В силу абз. 5 ст. 215 ГПК РФ суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в том числе в уголовном производстве.
Поскольку судом первой инстанции установлено, что приговор, на котором основан иск, в законную силу не вступил в связи с его обжалованием и продолжением разрешения уголовного дела, то он был обязан приостановить производство по гражданскому делу.
Однако этого сделано не было, а принято решение об отказе в удовлетворении иска, которое судом апелляционной инстанции, также установившего эти же обстоятельства, оставлено без изменения, при том, что ему должно было быть известно, что тот же областной суд разрешилуголовное дело путем вынесения апелляционного определения от 8 февраля 2021 г, которым приговор изменён только в части, не исключившей виновности Вальковской и Герцик в совершении мошенничества в отношении ОАО "РЖД", т.е. на момент рассмотрения гражданского дела судом апелляционной инстанции приговор суда, которым установлено причинение ущерба, вступил в законную силу, и осталось лишь установить размер ущерба в рамках гражданского судопроизводства.
Допущенные судами существенные нарушения норм процессуального права привели к принятию неправильных судебных постановлений, что в силу ч. 1, 3 ст. 379.7 ГПК РФ является основанием для их отмены.
Исходя из характера нарушений суд кассационной инстанции не вправе принять новое судебное постановление (ч. 3 ст. 390 ГПК РФ), а потому с целью соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ) отмене подлежит только апелляционное определение, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела следует устранить допущенные нарушения закона и разрешить дело с правильным применением указанных норм, а также распределить судебные расходы, в том числе за подачу жалоб.
Суд кассационной инстанции, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 390, ст. 390.1 ГПК РФ, определил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 мая 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий С.Г. Ларионова
Судьи А.О. Нестеренко
А.С. Сулейманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.