Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г.
судей Уфимцевой Н.А. и Благодатских Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0012-01-2020-000011-58 по иску Букреевой Анны Юрьевны к Глущенко Наталье Григорьевне об устранении препятствий в пользовании участком лесного фонда, взыскании неустойки, по иску Глущенко Натальи Григорьевны к министерству лесного хозяйства Красноярского края, Букреевой Анне Юрьевне о признании недействительным договора безвозмездного пользования лесным участком, заключенного между министерством лесного хозяйства Красноярского края и Букреевой А.Ю, в силу его ничтожности, признании у министерства лесного хозяйства Красноярского края отсутствующим права распоряжения земельным участком, по иску министерства лесного хозяйства Красноярского края к Глущенко Наталье Григорьевне о возложении обязанности по освобождению участка лесного фонда, приведения его в соответствии с требованиями лесного законодательства
по кассационной жалобе Глущенко Н.Г. на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 5 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 5 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дударёк Н.Г, выслушав объяснения Глущенко Н.Г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Букреева А.Ю. обратилась в суд с иском к Глущенко Н.Г. о возложении обязанности не чинить препятствий в пользовании участком лесного фонда, расположенным по "адрес", с кадастровым N***, площадью 0, 1023 га, в случае неисполнения судебного решения в течение одного месяца взыскать с ответчика неустойку в размере 100 000 руб.
Иск обоснован тем, что 20 мая 2019 г. между министерством лесного хозяйства Красноярского края и Букреевой А.Ю. заключен договор безвозмездного пользования указанным лесным участком сроком на пять лет, а Глущенко Н.Г, ранее пользовавшаяся этим участком, до настоящего времени чинит истцу препятствия в пользовании им.
Глущенко Н.Г. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) к министерству лесного хозяйства Красноярского края, Букреевой А.Ю. о признании недействительным договора безвозмездного пользования от 20 мая 2019 г..N, заключенного между министерством лесного хозяйства Красноярского края и Букреевой А.Ю, в силу его ничтожности, путем аннулирования записи о регистрации указанной сделки в ЕГРН, признании отсутствующим у министерства лесного хозяйства Красноярского края права распоряжения земельным участком с кадастровым N***, мотивируя свои требования тем, что на основании постановления администрации г..Дивногорска от 12 апреля 2002 г..N ей в аренду для огородничества был предоставлен земельный участок площадью 0, 1 га, в 2003 г..между ней и ФГУ "Красноярский лесхоз" был заключен договор аренды сроком на 15 лет, который в 2008 г..был приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации. За период пользования участком он был облагорожен, озеленен, создана инфраструктура в соответствии с проектом освоения лесов. В связи с утверждением в 2012 г..генерального плана и Правил землепользования и застройки используемый земельный участок был переведен в зону жилой усадебной застройки. Определением Верховного Суда РФ от 1 июня 2017 г..был признан недействующим генеральный план в части с момента его утверждения, установлено, что квартал "данные изъяты", в котором находится указанный земельный участок, не отнесен к землям лесного фонда, таким образом, данный участок находится в ведении администрации г..Дивногорска, выбыв таким образом из владения министерства лесного хозяйства Красноярского края. В соответствии с решением Дивногорского городского Совета депутатов от 20 декабря 2012 г..N 29-187 ГС установлена зона жилой усадебной застройки, в которую вошел и спорный земельный участок, последнему были изменены целевое использование и категория земель.
Полагает, что министерство лесного хозяйства Красноярского края не вправе было заключать с Букреевой А.Ю. договор безвозмездного пользования лесным участком. Кроме того, договор с Букреевой А.Ю. был заключен в нарушение норм Лесного кодекса РФ без проведения торгов. Глущенко Н.Г. пользуется спорным земельным участком по настоящее время на основании постановления администрации г..Дивногорска от 12 апреля 2002 г..N 514-П, акта приема-передачи. На данной территории сельскохозяйственных угодий (пашня) с 1950-х годов имеются жилые дома с адресом и регистрацией, согласно картам-схемам генерального плана и Правил землепользования и застройки, утвержденный в 2012 г, спорный земельный участок находится в зоне жилой усадебной застройки, в связи с чем в 2012 году в лесоустроительные документы были внесены изменения: квартал 7 выдел 46 изменен на выдел 37, "усадьба частная". При таких обстоятельствах содержащиеся в выписке ЕГРН актуальные сведения о категории земель "земли лесного фонда" и целевое использование не являются достоверными сведениями в связи с их переводом из одной категории в другую. Также указывает, что принятый Государственной Думой ФЗ от 11 августа 2017 г..N 280-ФЗ устанавливает условия исключения земельных участков из лесного фонда независимо от того, значится ли земельный участок в ЕГРН, ГЛР, лесном плане, подтверждается ли лесной участок правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами, подлежит отнесению к иной категории, если участок предоставлен до 8 августа 2008 г..для огородничества.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском (с учетом уточнений) к Глущенко Н.Г. о возложении обязанности в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу освободить лесной участок с кадастровым N*** площадью 0, 1 га, расположенный по "адрес", путем сноса объектов: двухэтажного дома, летней кухни, бани, металлического контейнера (5 тонн), теплицы, летнего душа, туалетной кабины, деревянного забора: выполнить работы по освобождению лесного участка от строительного мусора, привести лесной участок в соответствии с требованиями лесного законодательства, ссылаясь на то, что министерством лесного хозяйства Красноярского края и Глущенко Н.Г. 26 декабря 2008 г. был заключен договор аренды N вышеуказанного участка лесного фонда, по договору истец передал ответчику во временное пользование указанный участок для рекреационной деятельности, срок его действия истек 17 июня 2018 г. Направленное истцом в адрес ответчика уведомление от 17 мая 2018 г. об окончании срока действия договора аренды и о возврате лесного участка по акту приема-передачи, а также повторное уведомление от 9 августа 2019 г. оставлены без удовлетворения. До настоящего времени участок ответчиком истцу не передан, размещенные на нем объекты (двухэтажный дом, летняя кухня, баня, металлический контейнер (5 тонн), теплица, летний душ, туалетная кабина, деревянный забор) не демонтированы.
Определением суда от 15 июня 2020 г. указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Дивногорского городского суда Красноярского края от 12 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда 5 июля 2021 г, постановлено:
В удовлетворении исковых требований Глущенко Натальи Григорьевны к министерству лесного хозяйства Красноярского края, Букреевой Анне Юрьевне о признании ничтожным договора безвозмездного пользования участком лесного фонда N от 20 мая 2019 г, заключенного между министерством лесного хозяйства Красноярского края и Букреевой А.Ю, признании у министерства лесного хозяйства Красноярского края отсутствующим право распоряжения земельным участком отказать.
Исковые требования министерства лесного хозяйства Красноярского края к Глущенко Наталье Григорьевне об освобождении участка лесного фонда путем сноса строений, выполнении работ по освобождении лесного участка от строительного мусора и его приведении в соответствии с требованиями лесного законодательства удовлетворить.
Обязать Глущенко Наталью Григорьевну в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу освободить лесной участок с кадастровым N*** площадью 0, 1 га, расположенный по "адрес", путем сноса объектов: двухэтажного дома, летней кухни, бани, металлического контейнера (5 тонн), теплицы, летнего душа, туалетной кабины, деревянного забора; выполнить работы по освобождению лесного участка от строительного мусора.
Взыскать с Глущенко Натальи Григорьевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Исковые требования Букреевой Анны Юрьевны к Глущенко Наталье Григорьевне об устранении препятствий в пользовании лесным участком, взыскании судебной неустойки удовлетворить частично.
Обязать Глущенко Наталью Григорьевну не чинить Букреевой Анне Юрьевне препятствий в пользовании лесным участком, расположенным по "адрес", с кадастровым N***.
Взыскать с Глущенко Натальи Григорьевны в пользу Букреевой Анны Юрьевны в случае неисполнения решения суда денежную компенсацию в размере 3 000 руб. ежемесячно по дату фактического исполнения решения суда".
В кассационной жалобе Глущенко Н.Г. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно выписке из ЕГРН земельный участок площадью 0, 1 га, расположенный по "адрес", с кадастровым N***, находится в собственности Российской Федерации, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на лесной участок категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 0, 1 га, адрес объекта: "адрес", на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, приказа агентства лесной отрасли Красноярского края от 13 мая 2009 г. N, приказа агентства лесной отрасли Красноярского края от 13 мая 2009 г. N, дата регистрации 19 июля 2009 г.
Решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 23 октября 2017 г. установлено, что 12 апреля 2002 г. постановлением администрации г. Дивногорска Красноярского края N Глущенко Н.Г. было согласовано предоставление земельного участка из земель государственного лесного земельного фонда, площадью 0, 1 га, расположенного в районе Усть-Мана в аренду без права возведения строений, для огородничества.
18 июня 2003 г. между ФКУ Красноярский лесхоз (арендодателем) и Глущенко Н.Г. (арендатором) был заключен договор на аренду участков лесного фона, по условиям которого арендатору был предоставлен участок лесного фонда, площадью 0, 1 га, расположенный по "адрес". Лесной участок передан арендатору для осуществления рекреационной деятельности, для культурно-оздоровительных целей.
В связи с приведением в соответствие договора от 18 июня 2003 г. с требованиями Лесного Кодекса РФ, 26 декабря 2008 г. между агентством лесной отрасли Красноярского края и Глущенко Н.Г. заключен договор аренды лесного участка N, согласно которому арендодатель (агентство) передает арендатору (Глущенко Н.Г.) во временное пользование сроком на 10 лет лесной участок, находящийся в государственной собственности, - площадью 0, 1 га, расположенный по "адрес", с кадастровым N***, предназначенный для осуществления рекреационной деятельности, срок действия договора установлен с момента государственной регистрации по 17 июня 2018 г. Договор зарегистрирован 27 декабря 2016 г.
По акту приема - передачи 26 декабря 2008 г. указанный участок передан Глущенко Н.Г.
Из проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду Глущенко Н.Г. для осуществления рекреационной деятельности на территории Красноярского лесничества Красноярского края от 2017 г. следует, что на основании договора аренды от 26 декабря 2008 г, подписанного Глущенко Н.Г, целью настоящего проекта является разработка системы мероприятий, направленных на рациональное пользование лесным фондом, эффективное воспроизводство, охрану и защиту лесов. Целевое назначение работ, выполняемых в рамках настоящего проекта освоения лесов, - осуществление рекреационной деятельности. Срок его действия - по 17 июня 2018 г. Согласно данному проекту на участке лесного фонда разрешено размещение следующих объектов: постройки временные, используемые в рекреационных целях, а именно: временная сборно - разборная конструкция в деревянном исполнении (дом для гостей 8, 9 м х 7, 4 м), временная сборно - разборная конструкция в металлическом исполнении (гараж 6, 0м х 3, 4 м); временная сборно - разборная конструкция в металлическом исполнении (гараж 4, 3 м х 3, 8 м); временная сборно - разборная конструкция в деревянном исполнении (баня 5, 3 м х 4, 3 м), наземная туалетная кабина в деревянном исполнении 1, 5 м х 1, 5 м, временная сборно - разборная конструкция в деревянном исполнении (летний душ 1, 5 м х 1, 5м), временная сборно - разборная конструкция в деревянном исполнении (теплица 3, 0 м х 5, 0 м), временная сборно - разборная конструкция в деревянном исполнении (парник 4, 0 м х 1, 5м), дорожка пешеходная с использованием натуральных природных материалов шириной 1, 5 м.
По состоянию на 17 июля 2019 г. на лесном участке, предоставленном Глущенко Н.Г. в аренду по договору от 26 декабря 2008 г. N, срок действия которого истек 17 июня 2018 г, размещены следующие объекты: 2-х этажный жилой дом, летняя кухня, баня, металлический контейнер (5 тонн), теплица, летний душ, туалетная кабина, по периметру - деревянный забор.
Решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 23 октября 2017 г. по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края на Глущенко Н.Г. в месячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения за счет собственных средств возложена обязанность демонтировать и вывезти с территории государственного лесного фонда ограждение в виде забора на лесном участке, расположенном в КГБУ "Красноярское лесничество" Усть-Манское участковое лесничество квартал 7, выдел 37.
Решение суда Глущенко Н.Г. не исполнено.
29 мая 2019 г, 9 августа 2019г. в адрес Глущенко Н.Г. министерством лесного хозяйства Красноярского края направлялись уведомления об окончании срока действия договора аренды лесного участка от 26 декабря 2008 г. и необходимости его передачи по акту приема - передачи. Указанное требования Глущенко Н.Г. не были исполнены.
20 мая 2019 г. между министерством лесного хозяйства Красноярского края и Букреевой А.Ю. был подписан договор безвозмездного пользования лесным участком N, согласно которому ссудодатель (министерство лесного хозяйства Красноярского края) передает, а ссудополучатель (Букреева А.Ю.) принимает в безвозмездное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда площадью 0, 1025 га, расположенный по "адрес" с кадастровым N***, срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации и составляет пять лет, государственная регистрация договора произведена 31 мая 2019 г.
29 июля 2019 г. Глущенко Н.Г. обратилась с заявлением в министерство лесного хозяйства Красноярского края о предоставлении в безвозмездное пользование сроком на 5 лет без проведения торгов вышеуказанного лесного участка.
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования Букреевой А.Ю. к Глущенко Н.Г. об устранении препятствий в пользовании участком лесного фонда, суд первой инстанции исходил из факта заключения между Букреевой А.Ю. и Министерством лесного хозяйства Красноярского края договора N от 20 мая 2019 г. безвозмездного пользования спорным лесным участком, и то, что Глущенко Н.Г. без законных на то оснований продолжает пользоваться спорным земельным участком лесного фонда, нарушая права Букреевой А.Ю. на пользование земельным участком; постановив о взыскании с Глущенко Н.Г. судебной неустойки в размере 3 000 руб. ежемесячно по дату фактического исполнения решения суда.
Признавая обоснованными требования Министерства лесного хозяйства по Красноярскому краю, суд первой инстанции исходил из того, что на землях лесного фонда Глущенко Н.Г. были возведены строения (2-х этажный жилой дом, летняя кухня, баня, металлический контейнер (5 тонн), теплица, летний душ, туалетная кабина, по периметру - деревянный забор, ) без получения разрешения собственника в лице его уполномоченного органа на возведение спорных объектов недвижимого имущества, объекты недвижимого имущества созданы на земельном участке, который в установленном законом и иными правовыми актами порядке его собственником для целей строительства капитальных объектов не выделялся, возложив на Глущенко Н.Г. обязанность по освобождению лесного участка от возведенных строений путем их сноса и приведения земельного участка в пригодное для ведения лесного хозяйства состояние путем очистки от строительного мусора, образовавшегося в ходе демонтажных работ, что включает в себя требования о приведении лесного участка в соответствии с требованиями лесного законодательства.
Отказывая Глущенко Н.Г. в удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив, что спорный земельный участок относится к лесному фонду, а его собственником является Российская Федерация, в силу закона министерство лесного хозяйства Красноярского края вправе осуществлять предоставление в границах земель лесного фонда участков в постоянное (бессрочное) пользование, не нашел оснований для признания ничтожным договора безвозмездного пользования лесного участка, заключенного 20 мая 2019 г. между министерством лесного хозяйства Красноярского края и Букреевой А.Ю.
При разрешении спора суды руководствовались положениями статей 7 - 8, 25, 38, 71, 74, 74.3, 83 Лесного кодекса РФ, статей 7, 60, 62 Земельного кодекса РФ, статей 12, 166, 167, 222, 254, 304 - 305, 308.3 Гражданского кодекса РФ, а также разъяснениями Верховного Суда РФ, изложенными в постановлениях Пленума от 24 марта 2016г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" и от 29 апреля 2010г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Доводы кассационной жалобы Глущенко Н.Г. о том, что спорный земельный участок в установленном порядке переведен из земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов с утверждением в 2012г. генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа г. Дивногорска и вошедших в него поселков, в том числе п. Усть-Мана, подлежат отклонению.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3).
Исходя из данных конституционных предписаний и требования статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса РФ).
По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (часть 1).
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 1-Г1, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Исходя из смысла приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в указанном Постановлении, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
Положениями Земельного кодекса РФ во взаимосвязи с положениями Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, а также включение земельных участков из земель лесного фонда в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), при обязательном согласовании с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (статья 84, Земельного кодекса РФ, статья 25 Градостроительного кодекса РФ).
Применительно к рассматриваемому спору предусмотрена возможность включения спорного земельного участка в границы МО г. Дивногорска при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства, однако такого согласования ответчиком в материалы дела представлено не было, как и не представлено заявление собственника спорного земельного участка о возможности изменения органом местного самоуправления его границ и категории.
Материалами дела подтверждено, что по сведениям администрации муниципального образования "адрес" земельный участок с кадастровым N*** расположен за границами населенного пункта п. Усть-Мана, расстояние до ближайшего населенного пункта (п. Усть-Мана) составляет более двух километров незастроенной территории без объектов инфраструктуры и культурно-бытовых зданий.
Кроме того, решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 23 октября 2017 г, имеющего преюдициальное значение для данного дела, установлено, что включение земель государственного лесного фонда в границы поселения не влечет автоматический их перевод в муниципальную собственность, спорный земельный участок до настоящего времени относится к категории земель лесного фонда и принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Согласно актуальной выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, расположенный по "адрес", является землями лесного фонда, с видом разрешенного использования - для рекреационных целей, площадь 1025 кв.м.
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 указанного Федерального закона определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Отклоняя доводы Глущенко Н.Г. о применении к спорным правоотношениям положений закона о "лесной амнистии", повторяющиеся в кассационной жалобе, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 N 179 -О) и установленные обстоятельства о местонахождении спорного земельного участка в границах лесного фонда, правомерно указал, что на лесные земельные участки, находящееся в государственной собственности, лесная амнистия не распространяется, поскольку право Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН до 1 января 2016г, следовательно, имеется приоритет сведений о праве собственности на спорный земельный участок, который относится к землям лесного фонда и никогда не относился к землям населенных пунктов, а Глущенко Н.Г. собственником спорного лесного земельного участка не являлась и не является.
Доводы кассационной жалобы о нарушениях процессуальных прав Глущенко Н.Г, допущенных в ходе рассмотрения дела, в том числе правил состязательности процесса (об истребовании доказательств, фальсификации доказательств), не могут быть признаны состоятельными, как усматривается из материалов дела, все заявленные подателем кассационной жалобы ходатайства в порядке требований статьи 166 Гражданского процессуального кодекса РФ судом были разрешены с вынесением соответствующих определений, несогласие с которыми не свидетельствует о нарушении процессуальных прав.
С учетом вышеприведенного судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушения требований статей 56, 59, 60, 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ при сборе и оценке доказательств допущено судами не было. Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны судов первой и апелляционной инстанций не усматривается. Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов обеих инстанций, были предметом рассмотрения и оценки, не содержат оснований к отмене постановленных судами решений, а повторяют правовую позицию подателя кассационной жалобы и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен. Другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 5 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 5 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Глущенко Н.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.