Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N24RS0012-01-2020-000594-55 (N2-49/2021) по иску Г.Т.П. к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения", в лице территориального отделения по г. Дивногорску Красноярского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации за коммунальные услуги, капитальный ремонт, сбор и утилизацию твердых бытовых отходов, взыскании денежных средств
по кассационной жалобе Г.Т.П. на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 19 марта 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 9 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Г.Т.П. обратилась в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения", в лице территориального отделения по г. Дивногорску Красноярского края (далее - ТО КГКУ "УСЗН" по г. Дивногорску) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации за коммунальные услуги, капитальный ремонт, сбор и утилизацию твердых бытовых отходов, взыскании денежных средств.
В обоснование заявленных требований указала, что письмом ТО КГКУ "УСЗН" по г. Дивногорску от 8 июня 2020 г. N ей было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, приостановленных с 1 июня 2017 г, в виде компенсаций на услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее- ЖКУ) в отношении бывшего члена семьи - супруга Г.В.П. по дату признания его умершим.
С 25 сентября 2007 г. по 26 декабря 2019 г. с истцом проживал Г.В.Г.- ее супруг. Она являлась получателем мер социальной поддержки в виде 50% расходов на ЖКУ с учетом ее супруга, при этом, лично ему, как лицу, имеющему право на льготы, какие-либо компенсации или субсидии в период предоставления ей льгот не предоставлялись, так и при расчете компенсации за ЖКУ по выбранному ею основанию автоматически учитывался факт его совместного проживания с нею, как реабилитированным лицом, имеющим право на льготы.
В указанный период с 25 сентября 2007 г. по 26 декабря 2019 г. Г.В.П. место жительства не менял. В 2011 году Г.В.П. пропал и был объявлен в розыск.
26 декабря 2019 г. решением Октябрьского районного суда г. Красноярска Г.В.П. был признан умершим. Вплоть до признания Г.В.П. умершим, ею как реабилитированным лицом и получателем соответствующих мер социальной поддержки, вид льгот не изменялся.
Заявление на предоставление иных мер поддержки не подавалось. Считает, что ТО КГКУ "УСЗН" по г. Дивногорску безосновательно приостановило начисление и выплату компенсации на оплату жилья с учетом супруга Г.В.П. Полагает, что поскольку правовой статус Г.В.П. изменился с живого лица на умершего только с 26 декабря 2019 г. органы социальной защиты обязаны произвести перерасчет компенсаций за ЖКУ, капитальный ремонт и утилизацию ТБО ей, как реабилитированному лицу, за период с июня 2017 г. по 26 декабря 2019 г.
С учетом уточнения исковых требований просила суд признать незаконным решение ответчика об отказе ей в предоставлении как реабилитированному лицу мер социальной поддержки за период с 1 июня 2017 г. по 26 декабря 2019 г. в виде компенсации за коммунальные услуги, капитальный ремонт, сбор и утилизацию твердых бытовых отходов, с учетом зарегистрированного в жилом помещении по месту жительства собственника Г.В.П, выразившееся в письме от 8 июня 2020 г. N, взыскать с ТО КГКУ "УСЗН" по г. Дивногорску в ее пользу задолженность по компенсации за жилищно-коммунальные услуги и капитальный ремонт в размере 12 949, 60 руб.
Решением Дивногорского городского суда Красноярского края от 19 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 9 июня 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Г.В.П. ставит вопрос об отмене решения Дивногорского городского суда Красноярского края от 19 марта 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 9 июня 2021 г, как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 1 января 2001 г. Г.Т.П, проживающая по адресу: "адрес", является получателем социальных льгот, в том числе по оплате коммунальных услуг - 50% в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Федеральным законом от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах".
При назначении льгот в составе семьи супруг истца Г.В.П. не был учтен, проживал по иному адресу: "адрес", получал меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" по указанному адресу с 1 января 2001 г.
С 25 сентября 2007 г. Г.В.П. был зарегистрирован по адресу: "адрес" По его заявлению, от 6 ноября 2007 г. назначенные меры социальной поддержки выплачивались ему по новому месту жительства как ветерану труда.
Из персонального дела истца следует, что с 1 июля 2015 г. по 30 сентября 2015 г. меры социальной поддержки предоставлялась ей как реабилитированному лицу с учетом члена семьи - супруга Г.В.П, а с 1 октября 2015 г. по 31 августа 2019 г. предоставлялись как ветерану.
30 июня 2015 г. за исх. N Управление социальной защиты населения администрации г. Дивногорска уведомило Г.Т.П. о прекращении выплаты мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, с предложением предоставить доказательства о месте проживания Г.В.П. либо его смерти.
Из протокола закрытия от 29 июня 2015 г. следует, что с 1 июля 2015 г. дело по предоставлению мер социальной поддержки Г.В.П. как ветерану закрыто по причине: окончилось право.
При этом с июля 2015 г. Г.Т.П. по устному настоянию Министерства социальной политики Красноярского края были назначены и предоставлялись мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг как реабилитированному лицу с учетом супруга Г.В.П.
С 1 июня 2017 г. выплаты мер социальной поддержки истцу с учетом члена семьи - супруга была приостановлена до выяснения обстоятельств, с учетом длительного нахождения Г.В.П. в розыске.
27 августа 2019 г. Г.Т.П. обратилась к руководителю органа социальной защиты населения администрации г. Дивногорска с заявлением о назначении меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с действующим законодательством, как реабилитированному лицу.
Из протокола назначения субсидии на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан от 27 августа 2019 г. следует, что Г.Т.П. как реабилитированному лицу установлена субсидия пожизненно.
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 20 ноября 2019 г, вступившим в законную силу 26 декабря 219 г, Г.В.П. объявлен умершим. Свидетельство о смерти Г.В.П. выдано на основании данного решения. При этом из решения следует, что Г.В.П. с весны 2011 года находился в розыске и в квартире по адресу регистрации: "адрес" не проживал, его место нахождения не было установлено.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Постановлением Правительства Красноярского края от 19 января 2010 г. N 12 "О Порядке предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан", законом Красноярского края от 10 декабря 2004 г. N 12-2703 "О мерах социальной поддержки ветеранов", Законом Красноярского края от 10 декабря 2004 г. N12-2711 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате коммунальных услуг", пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из того, что Г.В.П. было реализовано право выбора из двух льготных оснований для получения мер социальной поддержки, поскольку в связи со сменой адреса он обратился с заявлением от 6 ноября 2007 г. о назначении мер социальной поддержки по новому месту жительства: "адрес", как ветерану труда, как лицу, имеющему самостоятельное право на предоставление льготы, а не в качестве члена семьи льготника (реабилитированного).
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно применили следующие нормы материального права.
Меры социальной поддержки, в том числе на оплату жилья и коммунальных услуг, ветеранам труда предоставляются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", законом Красноярского края от 10 декабря 2004 г. N 12-2703 "О мерах социальной поддержки ветеранов".
Статьи 3 и 4 Закона Красноярского края от 10 декабря 2004 г. N 12-2703 "О мерах социальной поддержки ветеранов" содержат перечень мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, соответственно ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, которые предоставляются с учетом нетрудоспособных, совместно проживающих членов семьи (ч. 3), а также для ветеранов труда края (ч. 4).
Меры социальной поддержки реабилитированным гражданам, в том числе на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Красноярского края от 10 декабря 2004 г. N12-2711 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
Согласно п.3 ст. 2 Закона Красноярского края от 10 декабря 2004г. N 12-2711 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" реабилитированные лица, а также проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на (субсидию) компенсацию в размере 50 процентов от оплаты за жилье и коммунальные услуги в порядке и на условиях, установленных Законом края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг". К членам семьи относятся проживающие совместно, в том числе, супруги, их дети (в том числе усыновленные) и родители (усыновители).
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки ветеранам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий установлены в Законе Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате коммунальных услуг".
Согласно ст. 12 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате коммунальных услуг" при наличии у гражданина одновременно права по двум или нескольким основаниям на компенсации и (или) дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, компенсации и дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилья, по оплате коммунальных услуг предоставляются по основанию, предусматривающему более высокий их размер.
В силу ст. 13 вышеуказанного Закона края предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальные услуги носит заявительный характер и требует предоставление соответствующего заявления приложением установленных документов. В заявлении гражданин, претендующий на получение мер социальной поддержки, указывает свой льготный статус, способ получения денежных средств, а в случае, когда гражданин имеет одновременно несколько льготных статусов (например, ветеран труда и член семьи реабилитированного) - указывает выбранное им основание из имеющихся льготных статусов получения мер социальной поддержки.
Представленные гражданином заявление и документы формируются в персональное бумажное дело получателя. При поступлении в уполномоченный орган новых документов (уточняющих либо дополнительных) их добавляют в имеющееся персональное дело.
В соответствии с п. 9 ст. 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате коммунальных услуг", орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, в том числе в случаях: а) изменения места жительства, места пребывания получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки; б) смерти получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
В силу п. 10 данной статьи о наступлении указанных обстоятельств, получатель компенсации и дополнительных мер социальной поддержки обязан сообщить в уполномоченную организацию в течение одного месяца после наступления событий.
Установив, что в спорный период с 1 июня 2017 г. по 26 декабря 2019 г. супруг истца - Г.В.П, на которого истцу не предоставлялись льготы на оплату жилья и коммунальные услуги, находился в розыске, то есть не проживал совместно с Г.Т.П. и коммунальными услугами не пользовался, суды пришли к правильному выводу о правомерности решение ответчика об отказе в предоставлении Г.Т.П. в указанный период мер социальной поддержки в виде компенсации за коммунальные услуги, капитальный ремонт, сбор и утилизацию твердых бытовых отходов с учетом ее супруга как члена ее семьи.
Вопреки доводам кассатора, судами учтено, что в соответствии с оформленными истцом заявлениями, меры социальной поддержки предоставлялись ей и как ветерану труда, а с сентября 2019 г. как реабилитированному лицу в полном объеме, а также верно указали, что допущенные полномочным органом при назначении истцу и ее супругу мер социальной защиты ошибки, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения ответчика, которое по существу является верным.
Соответственно законных оснований для взыскания с КГКУ "Управление социальной защиты населения" в пользу истца компенсации за жилищно-коммунальные услуги, капитальный ремонт, сбор и утилизацию твердых бытовых отходов за период их непредоставления Г.Т.П. с учетом члена семьи - супруга, находившегося в розыске, у судов не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы основаны на субъективном, ошибочном толковании указанных правовых норм, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ч. 2 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Кассационная жалоба истца не содержат доводов, ставящих под сомнение либо опровергающих правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, доводы жалобы по существу представляют выраженное несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств, установленных обстоятельств дела, толкования подлежащих применению норм материального права, и в соответствии со ст. 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут являться основаниями для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела, решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 19 марта 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 9 июня 2021 г. следует оставить без изменения, кассационную жалобу Г.Т.П. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 19 марта 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 9 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Г.Т.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.