Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-59/2021 (УИД) 38RS0017-01-2020-003359-69 по иску Изотьевой Анастасии Сергеевны к администрации Шумского муниципального образования, областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконными заключения межведомственной комиссии и постановления администрации Шумского муниципального образования, решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, признании права на социальную выплату, возложении обязанности принять решение путём выдачи свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, по кассационной жалобе Изотьевой Анастасии Сергеевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Изотьева А.С. обратилась в суд с иском к администрации Шумского муниципального образования, областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконными заключения межведомственной комиссии, постановления, решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, признании права на социальную выплату, возложении обязанности принять решение путём выдачи свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование исковых требований Изотьева А.С. указала, что она является собственником жилого дома, по адресу: "адрес", который в период наводнения находился в зоне затопления и ему были причинены повреждения, повлекшие непригодность для проживания и использования по назначению. Межведомственной комиссией, затем администрацией Шумского муниципального образования указанный жилой дом был признан непригодным для проживания, полностью уничтоженным паводком. Обратившись в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" она получила отказ в выдаче свидетельства на социальную выплату, учреждение посчитало, что жилой дом утрачен не в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения. В ноябре 2020 года её дом посетили представители администрации, которые визуально, без применения каких-либо измерительных приборов поверхностно осмотрели дом. Согласно акта обследования N от 26 ноября 2020 г..жилой дом признан непригодным для проживания, в акте указано, что повреждения вызваны естественным износом, а также в результате поднятия грунтовых вод из-за паводка, прошедшего в июне 2019 года. Проведение капитального ремонта экономически нецелесообразно и невыгодно. Согласно заключению межведомственной комиссии N от 26 ноября 2020 г..выявлены основания для признания её дома непригодным для проживания. Главой Шумского муниципального образования издано постановление N от 17 декабря 2020 г.."О жилых домах, подлежащих аварийными в результате физического износа", согласно п. 2 постановления жилой дом включён в перечень таких домов. Главой Шумского муниципального образования в отношении дома вынесены два противоречивых постановления. Принадлежащий ей жилой дом комиссией в составе, указанной в акте и заключении, вновь не обследовался, не приведено обоснование доводов о физическом износе здания, основные конструктивные элементы дома не обследовались, выводы межведомственной комиссии при вынесении постановления не учитывались.
Указанные акты приняты с нарушением порядка их принятия. Специалисты, указанные в акте обследования и заключении, жилой дом не посещали, ни визуального, ни инструментального обследования строительных конструкций помещения межведомственной комиссией, указанной в актах и заключениях, не проводилось. Оценка фактического состояния жилого дома на предмет его соответствия требованиям, установленным Положением, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации N 47, не производилась. Акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии не соответствует форме, установленной приложениями N и N к Положению. Она, как собственник жилого помещения, к работе комиссии не привлекалась. Принятое в отношении неё решение об отказе в предоставлении социальной выплаты препятствует ей в реализации права на получение мер социальной поддержки.
Изотьева А.С. просила суд признать незаконными заключение межведомственной комиссии N от 26 ноября 2020 г, постановление администрации Шумского муниципального образования N от 7 декабря 2020 г.."О жилых домах, подлежащих аварийными в результате физического износа" в части пункта 1.2 в отношении жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". Признать незаконным решение ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" от 16 июля 2020 г..N об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём". Признать за ней право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем".
Обязать ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" устранить допущенные нарушения её прав путём вынесения решения о предоставлении ей мер социальной поддержки по обеспечению жильём путём выдачи свидетельства на получение социальной выплаты в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 556-пп.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области 10 февраля 2020 г. исковые требования удовлетворены.
Признаны незаконными заключение межведомственной комиссии N от 26 ноября 2020 г, постановление администрации Шумского муниципального образования N от 7 декабря 2020 г. "О жилых домах, подлежащих аварийными в результате физического износа" в части пункта 1.2 в отношении жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Признано незаконным решение областного государственного казённого учреждения "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" от 16 июля 2020 г. N об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём".
Признано за Изотьевой А.С. право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём".
Областное государственное казённое учреждение "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" обязано устранить допущенные нарушения прав Изотьевой А.С. путём вынесения решения о предоставлении Изотьевой А.С. мер социальной поддержки по обеспечению жильём путём выдачи свидетельства на получение социальной выплаты в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 июля 2021 г. решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области 10 февраля 2020 г. отменено. Принято новое решение, которым исковые требования Изотьевой А.С. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Изотьевой А.С. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 июля 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (абзацы первый и четвертый статьи 1).
Как указано в пункте "в" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 916 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области" утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:
а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;
б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём" утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение от 17 июля 2019 г. N 556-пп).
Пунктом 6 указанного Положения предусмотрено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки (в том числе рожденные или усыновленные детьми гражданина после дня введения режима чрезвычайной ситуации), а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи).
4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство).
Порядок удостоверения права на получение социальной выплаты регламентирован Главой 3 указанного Положения.
В соответствии с пунктами 10, 11, 16 Положения право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, в целях выдачи которого граждане обращаются с заявлением по установленной форме в уполномоченный исполнительным органом государственной власти Иркутской области с приложением соответствующих документов, после получения которых учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения, в том числе сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определённой решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация".
В силу пункта 16 названного Порядка об условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого обязательными условиями возникновения права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного являются нахождение утраченного жилого помещения в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, признание жилого помещения утраченным.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признаётся непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения суда от 27 января 2020 г. установлен факт владения и пользования на праве собственности за Изотьевой А.С. жилым домом по адресу: "адрес", на день введения режима чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Согласно справке Администрации Шумского муниципального образования жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", находился в зоне затопления.
Актом обследования помещения N от 29 апреля 2020 г. установлено, что межведомственная комиссия произвела обследование помещения по адресу: "адрес", по результатам которого объект согласно ГОСТ 31937-2011 относится к категории технического состояния - аварийное.
29 апреля 2020 г. межведомственная комиссия, на основании заключения ООО "РосКапСтрой" N от 12 марта 2020 г, приняла заключение о выявлении оснований для признания указанного помещения непригодным для проживания в соответствии с пунктами 10, 33, 36, 38, 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Согласно пункту 1 Постановления Администрации Шумского муниципального образования N от 12 мая 2020 г. жилой дом N, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
4 июня 2020 г. Изотьева А.С. обратилась в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Из ответа ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" от 16 июля 2020 г. следует, что учреждением принято решение об отказе истцу в выдаче свидетельства в соответствии с подпунктом 1 пункта 18 Положения (отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением), которое может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.
В качестве основания для отказа указано, что факт признания жилого дома непригодным для проживания заключением межведомственно комиссии от 24 апреля 2020 г, комиссия не связывает с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области. Аварийное состояние является следствием физического износа.
Согласно акту обследования помещения N от 26 ноября 2020 г. межведомственная комиссия, назначенная на основании постановления главы Шумского муниципального образования от 14.03.2018 N (с изменениями от 17 ноября 2020 г. N), произвела обследование жилого помещения (дома) по адресу: "адрес", по результатам которого выявлено следующее: в подполье влажность, проседание балок, наличие белого налёта на стенах в подполье. Гниль нижних венцов. Перекосы дверных и оконных проемов. Уклон полов в сторону несущих стен. Наблюдается неисправность кровли. Данные повреждения вызваны естественным износом, а также в результате поднятия грунтовых вод из-за паводка, прошедшего в июне 2019 года. Проведение капитального ремонта экономически нецелесообразно и невыгодно.
26 ноября 2020 г. межведомственная комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания указанного помещения непригодным для проживания в соответствии с разделом IV пункта 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Согласно постановлению администрации Шумского муниципального образования N от 7 декабря 2020 г. "О жилых домах, подлежащих аварийными в результате физического износа" признаны аварийными в результате физического износа и подлежащими сносу, в т.ч. согласно пункту 1.2 - жилой дом N, расположенный по адресу: "адрес"
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Изотьевой А.С. исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что жилое помещение по адресу: "адрес" признано непригодным для проживания в виду чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в связи с чем Изотьева А.С. имеет право на получение мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что процедура оценки жилого помещения и заключение межведомственной комиссии N от 26 ноября 2020 г. не соответствуют нормативным правовым актам, поскольку специальные замеры конструкций дома комиссией не проводились, осмотр жилого дома проводился только визуально, без применения специальных измерительных приборов и приспособлений, предметом исследования межведомственной комиссии являлся лишь акт осмотра, составленный по результатам обследования, выводы о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания сделаны без учёта его технического состояния.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с нарушением положений процессуального закона.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе Изотьевой А.С. в удовлетворении заявленных исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что заключение межведомственной комиссии от 26 ноября 2020 г. вынесено на основании акта осмотра от 26 ноября 2020 г, согласно которому описано фактическое состояние жилого дома, а также указано на исследование специализированной организацией "РосКапСтрой" от 12 марта 2020 г, приведены их выводы о том, что здание имеет сильный физический износ. При этом в акте обследования и в заключении комиссии от 29 апреля 2020 г. также имеются ссылки на заключение "РосКапСтрой" от 12 марта 2020 г.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что материалами дела подтверждается факт повреждения жилого дома в результате чрезвычайной ситуации, обследование жилого дома проведено с нарушением пункта 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: приём и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).
Как следует из акта обследования помещения N от 26 ноября 2020 г. межведомственная комиссия при участии приглашённого собственника помещения Изотьевой А.С. произвела обследование жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в ходе которого при визуальном осмотре выявлено, что в подполье влажность, проседание балок, наличие белого налёта на стенах в подполье; гниль нижних венцов; перекосы дверных и оконных проёмов; уклон полов в сторону несущих стен; электропроводка эксплуатируется с небольшими нарушениями; наблюдается неисправность кровли. Данные повреждения вызваны естественным износом, а также в результате поднятия грунтовых вод из-за паводка, прошедшего в июне 2019 г.
Оценка результатов проведённого инструментального контроля и других видов контроля и исследований проводилась 12 марта 2020 г. ФАУ "РосКапСтрой" на основании контракта от 17 февраля 2020 г. N. Общее техническое состояние жилого дома оценивалось как аварийное. Аварийное техническое состояние является следствием физического износа в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период всей эксплуатации здания. Здание имеет сильный физический износ. Возможное затопление паводковыми водами на общее техническое состояние несущих конструкций здания значительного влияния не оказало.
Также проводилась оценка результатов проведённого инструментального контроля и других видов контроля и исследований "Независимая судебная экспертиза недвижимости" 7 октября 2020 г. Общее техническое состояние дома оценивалось как аварийное, недопустимое для проживания, представляющее угрозу жизни, восстановление здания жилого дома не представляется возможным и подлежит сносу.
Как следует из акта обследования помещения, составленного межведомственной комиссией 29 апреля 2020 г, обследование жилого дома истца было проведено при участии собственника помещения Изотьевой А.С. и приглашённых экспертов ООО "РосКапСрой". Основные дефекты и повреждения жилого дома описаны в заключении ООО "РосКапСтрой" от 12 марта 2020 г. N, согласно которому возможное затопление паводковыми водами на общее техническое состояние несущих конструкций здания значительного влияния не оказало, здание морально устарело. С актом обследования и Техническим отчётом по результатам обследования строительных конструкций здания Изотьева А.С. ознакомлена и согласна, о чём свидетельствует её подпись в акте обследования помещения N от 29 апреля 2020 г.
Таким образом, при обследовании жилого дома и принятия решения о его непригодности для дальнейшего проживания, межведомственная комиссия основывалась на результатах, изложенных в заключении специализированной организации ФАУ "РосКапСтрой", проводящей обследование жилого дома.
Решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование (абзац седьмой пункта 44 Положения).
При установленных обстоятельствах, вопреки приведённым доводам жалобы, результаты оценки проведённого инструментального контроля и других видов контроля и исследования, выводы межведомственной комиссии о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, сделаны на основании результатов, изложенных в заключении специализированной организации ФАУ "РосКапСрой".
Процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии соответствуют приведённым выше требованиям Положения. Акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии соответствуют форме, установленной приложениями N 1 и 2 к Положению.
Поскольку процедура оценки жилого дома истца и оспариваемое заключение межведомственной комиссии соответствуют требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, факт того, что жилой дом пришёл в непригодное для проживания состояние вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, произошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области не нашёл своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции пришёл к правильным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам выводам, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Изотьевой Анастасии Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.