Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4070/2020 (УИД 19RS0001-02-2020-005375-47) по иску Ощепкова Сергея Дмитриевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении пенсии, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 8 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 1 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ощепков Сергей Дмитриевич (далее по тексту - Ощепков С.Д.) обратился в Абаканский городской суд Республики Хакасия с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) (далее по тексту - ГУ-УПФ РФ в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное), пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 23 июня 2020 г. N 98307/20, обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы: с 26 февраля 1987 г. по 31 августа 1987 г. (0/6/6) в должности электрослесаря (дежурного) в цехе тепловой автоматики и измерений ТЭЦ Абаканского производственного объединения вагоностроения; с 1 сентября 1987 г. по 31 декабря 1992 г. (5/4/0) в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений в цехе тепловой автоматики и измерений ТЭЦ Абаканского производственного объединения вагоностроения; с 1 января 1993 г. по 31 декабря 2007 г. (15/0/0) в должности старшего электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций (оборудования котельного, турбинного, топливоподачи) в цехе тепловой автоматики из измерений филиала "Абаканская ТЭЦ" АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13); с 1 января 2008 г. по 12 сентября 2013 г. (5/8/12) в должности старшего электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций (оборудования котельного, турбинного, топливоподачи) старшим в цехе тепловой автоматики и измерений филиала "Абаканская ТЭЦ" АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13) и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 25 мая 2020 г, взыскании судебных расходов в размере 15 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)".
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 8 декабря 2020 г..исковые требования Ощепкова С.Д. удовлетворены. Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Абакане Республики Хакасия (межрайонное) от 23 июня 2020 г..N 98307/20 об отказе в установлении пенсии признано незаконным в части не включения Ощепкову С.Д. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы: с 26 февраля 1987 г..по 31 августа 1987 г..в должности электрослесаря (дежурного) в цехе тепловой автоматики и измерений ТЭЦ Абаканского производственного объединения вагоностроения; с 1 сентября 1987 г..по 31 декабря 1992 г..в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений в цехе тепловой автоматики и измерений ТЭЦ Абаканского производственного объединения вагоностроения; с 1 января 1993 г..по 31 декабря 2007 г..в должности старшего электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций (оборудования котельного, турбинного, топливоподачи) в цехе тепловой автоматики и измерений филиала "Абаканская ТЭЦ" АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13); с 1 января 2008 г..по 12 сентября 2013 г..в должности старшего электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций (оборудования котельного, турбинного, топливоподачи) старшим в цехе тепловой автоматики и измерений филиала "Абаканская ТЭЦ" АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13).
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Абакане Республики Хакасия (межрайонное) возложена обязанность включить Ощепкову С.Д. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с 26 февраля 1987 г..по 31 августа 1987 г..в должности электрослесаря (дежурного) в цехе тепловой автоматики и измерений ТЭЦ Абаканского производственного объединения вагоностроения; с 1 сентября 1987 г..по 31 декабря 1992 г..в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений в цехе тепловой автоматики и измерений ТЭЦ Абаканского производственного объединения вагоностроения; с 1 января 1993 г..по 31 декабря 2007 г..в должности старшего электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций (оборудования котельного, турбинного, топливоподачи) в цехе тепловой автоматики и измерений филиала "Абаканская ТЭЦ" АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13); с 1 января 2008 г..по 12 сентября 2013 г..в должности старшего электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций (оборудования котельного, турбинного, топливоподачи) старшим в цехе тепловой автоматики и измерений филиала "Абаканская ТЭЦ" АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13), назначить Ощепкову С.Д. досрочную страховую пенсию по старости с 4 июня 2020 г..С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Абакане Республики Хакасия в пользу Ощепкова С.Д. взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 1 июня 2021 г..решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 8 декабря 2020 г..изменено. Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Абакане Республики Хакасия (межрайонное) от 23 июня 2020 г..N 98307/20 об отказе в установлении пенсии признано незаконным в части не включения Ощепкову С.Д. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы: с 26 февраля 1987 г..по 31 августа 1987 г..в должности электрослесаря (дежурного) в цехе тепловой автоматики и измерений ТЭЦ Абаканского производственного объединения вагоностроения; с 1 сентября 1987 г..по 31 декабря 1991 г..в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений в цехе тепловой автоматики и измерений ТЭЦ Абаканского производственного объединения вагоностроения; с 1 января 2009 г..по 12 сентября 2013 г..в должности старшего электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций (оборудования котельного, турбинного, топливоподачи) старшим в цехе тепловой автоматики и измерений филиала "Абаканская ТЭЦ" АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13).
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Абакане Республики Хакасия (межрайонное) возложена обязанность включить Ощепкову С.Д. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с 26 февраля 1987 г..по 31 августа 1987 г..в должности электрослесаря (дежурного) в цехе тепловой автоматики и измерений ТЭЦ Абаканского производственного объединения вагоностроения; с 1 сентября 1987 г..по 31 декабря 1991 г..в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений в цехе тепловой автоматики и измерений ТЭЦ Абаканского производственного объединения вагоностроения; с 1 января 2009 г..по 12 сентября 2013 г..в должности старшего электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций (оборудования котельного, турбинного, топливоподачи) старшим в цехе тепловой автоматики и измерений филиала "Абаканская ТЭЦ" АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13). В части возложения обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Абакане Республики Хакасия (межрайонное) назначить Ощепкову С.Д. досрочную страховую пенсию по старости с 4 июня 2020 г..и распределения судебных расходов решение оставлено без изменения.
ГУ-УПФ РФ в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 8 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 1 июня 2021 г. отменить в части включения в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы с 1 сентября 1987 г. по 31 декабря 1991 г. в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений и с 1 января 2009 г. по 12 сентября 2013 г. в должности старшего электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций (оборудования котельного, турбинного, топливоподачи) в цехе тепловой автоматики и измерений филиала "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)", назначении досрочной страховой пенсии с 4 июня 2020 г, а также в части взыскания судебных расходов в сумме 15 000 рублей, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что судами при рассмотрении дела не применен закон, подлежащий применению, а именно ЕТКС от 16 января 1985 г. в части определения соответствия характеристики профессии позиции, предусмотренной списками, дающими право на досрочное пенсионное обеспечение. Суды не приняли во внимание карты аттестации рабочих мест N 5 от 18 июня 2002 г. и N 5 от 15 августа 2007 г, являющиеся надлежащими доказательствами по настоящему спору, не произвели оценку указанных доказательств, не отразили в судебных постановлениях основания, по которым объяснениям истца об условиях его работы в тяжелых условиях труда и представленным им документам, из которых суд сделал самостоятельный вывод об условиях труда по Списку N 2, отдано предпочтение перед другими доказательствами, в том числе картам аттестации рабочего места и сведениями индивидуального лицевого счета истца, согласно которым условия труда не были отнесены к дающим право на досрочное пенсионное обеспечение. Суды не учли нормы материального права, регулирующие правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, судами при рассмотрении спора факт уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам не устанавливался, оценка доказательств в указанной части не производилась. Таким образом, судами не применен также закон, подлежащий применению, в части подтверждения периодов работы после регистрации гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Ощепков С.Д. в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность судебных постановлений, просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
От Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (далее по тексту - ГУ - ОПФ РФ по Республике Хакасия) поступило ходатайство о замене ГУ-УПФ РФ в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) на его правопреемника ГУ - ОПФ РФ по Республике Хакасия.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Принимая во внимание, что ГУ - ОПФ РФ по Республике Хакасия с 1 октября 2021 г. является правопреемником ГУ-УПФ РФ в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное), что подтверждается листом записи ЕГРЮЛ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в порядке статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производит замену ГУ-УПФ РФ в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) на его правопреемника - ГУ - ОПФ РФ по Республике Хакасия.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ощепков С.Д. был принят 26 июля 1983 г. в Абаканское производственное объединение вагоностроения слесарем контрольно-измерительных приборов и автоматики в отдел главного метролога (приказ о приеме от 26 июля 1983 г. N 509), 11 октября 1983 г. был уволен и связи с призывом в ряды Советской Армии пункт 3 статья 29 КЗоТ РСФСР (приказ об увольнении от 11 октября 1983 г. N 434); 26 февраля 1987 г. был принят на ТЭЦ Абаканского производственного объединения вагоностроения электрослесарем (дежурным) в цех тепловой автоматики и измерений (приказ о приеме от 26 февраля 1987 г. N 36); 1 сентября 1987 г. в связи с переводом на новую систему оплаты труда был переведен в цех тепловой автоматики и измерений электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений (приказ о переводе от 26 августа 1987 г. N 132-к); 1 января 1993 г. переведен электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений (старшим) (приказ о переводе от 18 января 1993 г. N15-к); 23 сентября 1998 г. с приведением наименования должности в соответствии с ЕТКС и Общероссийским классификатором профессий продолжал работать электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций, старшим в цехе тепловой автоматики и измерений (приказ от 23 сентября 1998 г. N 265); 1 января 2008 г. переведен электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций (оборудования котельного, турбинного, топливоподачи), старшим 5 разряда в цехе тепловой автоматики и измерений (приказ о переводе от 29 декабря 2007 г. N 257); 1 октября 2019 г. переведен старшим электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций в цехе тепловой автоматики и измерений и продолжает работать по настоящее время в прежней должности (приказ о переводе от 30 сентября 2019 г. N 169-лс).
25 мая 2020 г. Ощепков С.Д. обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного фонда от 23 июня 2020 г. N 98307/20 Ощепкову С.Д. отказано в установлении пенсии по причине отсутствия правовых оснований для ее назначения на 4 июня 2020 г. (дата достижения возраста 55 лет).
По расчетам пенсионного фонда продолжительность стажа работы истца, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости составляет 6 лет 6 месяцев 19 дней (6/6/19), продолжительность страхового стажа - 36 лет 2 месяцев 3 дня (36/2/3).
В стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионным фондом засчитан период работы Ощепкова С.Д. с 13 сентября 2013 г. по 31 марта 2020 г. (6/6/ 19) в должности старшего электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерения электростанций (оборудования котельного, турбинного, топливоподачи) в цехе тепловой автоматики и измерений филиала "Абаканская ТЭЦ" АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)".
Пенсионным фондом не засчитаны в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды работы с 26 февраля 1987 г..по 31 августа 1987 г..электрослесарем (дежурным) в цехе тепловой автоматики и измерений, с 1 сентября 1987 г..по 31 декабря 1992 г..электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений в цехе тепловой автоматики и измерений, 1 января 1993 г..по 31 декабря 2007 г..старшим электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений, 1 января 2008 г..по 12 сентября 2013 г..старшим электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений, электростанций (оборудования котельного, турбинного, топливоподачи), старшим в цехе тепловой автоматики и измерений филиала "Абаканская ТЭЦ" АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)", так как разделом XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10, предусмотрены электрослесари, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (позиция 2140000а-18455). Должности "электрослесарь (дежурный)", "электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений", "старший электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений" указанным разделом Списка N 2 не предусмотрены. Согласно акту о результатах камеральной проверки по факту работы ГУ-УПФР в г..Абакане Республики Хакасия (межрайонное) от 8 июня 2020 г..N 8 основными видами работ электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций были контроль и обслуживание автоматики и средств измерений.
Для проведения ремонтных работ, устранения дефектов и отклонений привлекался ремонтный персонал цеха. Период работы в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций (оборудования котельного, турбинного, топливоподачи) в филиале "Абаканская ТЭЦ" АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на основании карты аттестации N 177 от 13 сентября 2013 г..
Ощепков С.Д, не согласившись с решением пенсионного фонда, ссылаясь на то, что все спорные периоды он выполнял работу, дающую право на досрочное назначение пенсии по старости, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г, Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, разделом XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" которого право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотрубинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (код позиции 2140000а-18455), Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих электроэнергетики, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 марта 1999 г. N 5, пришел к выводу о выполнении истцом в спорные периоды работы по профессии, предусмотренной Списком N 2, дающей право на досрочное назначение пенсии.
Установив, что с учетом включенных периодов и периодов, учтенных пенсионным фондом, специальный стаж истца составляет более 12 лет 6 месяцев, суд возложил на пенсионный фонд обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права (достижения возраста 55 лет) - 4 июня 2020 г.
Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд, руководствуясь статьями 88, 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание принципы разумности и справедливости, сложность дела, объем оказанной истцу юридической помощи, степень участия представителя в процессе рассмотрения дела, фактически затраченное время, рекомендуемые минимальные ставки на некоторые виды адвокатских услуг по Республике Хакасия, в отсутствие доказательств чрезмерности заявленных расходов, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о признании незаконным решения ГУ-УПФ РФ в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) от 23 июня 2020 г. N 98307/20 и включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 26 февраля 1987 г. по 31 августа 1987 г, с 1 сентября 1987 г. по 31 декабря 1991 г, с 1 января 2009 г. по 12 сентября 2013 г, не установив при этом оснований для включения остальных периодов работы в специальный стаж истца.
Суд апелляционной инстанции указал, что начиная с 1 января 1992 г. для реализации права истца на досрочное пенсионное обеспечение необходимо установление факта его полной занятости на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования. Поскольку до 1 января 1992 г. не требовалось подтверждения занятости работника в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени, периоды работы истца с 26 февраля 1987 г. по 31 августа 1987 г. и с 1 сентября 1987 г. по 31 декабря 1991 г. были обоснованно включены судом в специальный стаж. Период работы истца с 13 сентября 2013 г. по 31 марта 2020 г. включен пенсионным фондом в специальный стаж истца в бесспорном порядке.
Исследовав представленные в материалы дела: справку АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" филиал "Абаканская ТЭЦ" от 4 февраля 2020 г. N 106-317, ответ на запрос судебной коллегии от 20 мая 2021 г. N 1999, установив, что Ощепков С.Д. с 1 сентября 2009 г. по настоящее время работает во вредных условиях труда полный рабочий день, полную рабочую неделю, режим работы круглогодичный; курсы повышения квалификации, учебные отпуска и отпуска без сохранения зарплаты не предоставлялись; прогулов и отстранений от работы не было; указанный период по профессии, занимаемой истцом, дает право на пенсию по старости на льготном основании (Список N 2 позиция N 2140000а- 18455), изменений в характере и режиме труда после 1 января 2009 г. не производилось, период работы с 13 сентября 2013 г. пенсионным фондом включен в специальный стаж Ощепкова С.Д. в бесспорном порядке, суд апелляционной инстанции признал правомерным включение в специальный стаж истца период работы с 1 января 2009 г. по 12 сентября 2013 г.
Вместе с тем, установив, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается выполнение истцом в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 2008 г. работы в условиях, предусмотренных Списком N 2, не менее 80% рабочего времени; согласно картам аттестации рабочего места по условиям труда от 2002 г. N 5, от 2007 г. N 4 и N 5 по итогам аттестации не установлена занятость электрослесаря (старшего электрослесаря) по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции в цехе тепловой автоматики и измерений на работах в условиях труда, дающих право на получение льготной пенсии, не менее 80% рабочего времени; результаты проведенных в 2002 и 2007 гг. специальных оценок условий труда на его рабочем месте Ощепковым С.Д. не оспаривались, недействительными не признаны, в отсутствие иных доказательств, свидетельствующих о занятости истца в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 2008 г. в должности электрослесаря (старшего электрослесаря) по облуживанию автоматики и средств измерений электростанции в цехе тепловой автоматики и измерений электростанции в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени), суд апелляционной инстанции признал неправомерным включение периодов работы Ощепкова С.Д. с 1 января 1992 г. по 31 декабря 2008 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, отменив решение суда в части удовлетворения требований истца о признании незаконным решения ГУ-УПФ РФ в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) и включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы Ощепкова С.Д. с 1 января 1992 г. по 31 декабря 1992 г, с 1 января 1993 г. по 31 декабря 2007 г, с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
В разделе XIV "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, в подразделе "а" поименованы слесари и электромонтеры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления.
В Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в разделе раздел XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" (позиция 2140000а-18455) поименованы слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, при условии использования твердого топлива.
В соответствии с пунктами 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда на пенсию за выслугу лет" от 22 мая 1996 г. N 5, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Суды, руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи и, установив, что представленными доказательствами подтверждается факт постоянной занятости истца в периоды работы с 26 февраля 1987 г. по 31 августа 1987 г. (0/6/6) в должности электрослесаря (дежурного) в цехе тепловой автоматики и измерений ТЭЦ Абаканского производственного объединения вагоностроения; с 1 сентября 1987 г. по 31 декабря 1991 г. (5/4/0) в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений в цехе тепловой автоматики и измерений ТЭЦ Абаканского производственного объединения вагоностроения; с 1 января 2009 г. по 12 сентября 2013 г. (4/8/12) в должности старшего электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций (оборудования котельного, турбинного, топливоподачи) старшим в цехе тепловой автоматики и измерений филиала "Абаканская ТЭЦ" АО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13) на производстве и в должностях, поименованных в Списке N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и Списке N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в указанной части и назначении пенсии с момента обращения.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы пенсионного фонда по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, основанием для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке служить не могут.
Доводы кассационной жалобы пенсионного фонда не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
произвести замену Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия.
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 8 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 1 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Л.П. Кожевникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.