Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-20/2021 (УИД 19RS0009-01-2020-000628-43) по иску Балгазина Алексея Николаевича к администрации Таштыпского района Республики Хакасия о возмещении задолженности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии, по кассационной жалобе Балгазина Алексея Николаевича на решение Таштыпского районного суда Республики Хакасия от 3 марта 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 25 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Балгазин Алексей Николаевич (далее по тексту - Балгазин А.Н.) обратился в Таштыпский районный суд Республики Хакасия с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Таштыпского района Республики Хакасия о взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии в размере 1 915 101, 01 рублей за период с марта 2012 г. по май 2020 г. включительно.
Решением Таштыпского районного суда Республики Хакасия от 3 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 25 мая 2021 г, исковые требования Балгазина А.Н. оставлены без удовлетворения.
Балгазин А.Н. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, указав на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, наличие оснований для удовлетворения его исковых требований, просит решение Таштыпского районного суда Республики Хакасия от 3 марта 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 25 мая 2021 г. отменить. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Неявка представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Балгазин А.Н. замещал муниципальную должность заместителя главы Таштыпского район, с 1 февраля 2012 г. является получателем страховой пенсии по старости. Общий стаж его муниципальной службы составил 25 лет 5 месяцев 4 дня.
Распоряжением исполняющего обязанности Главы Таштыпского района от 29 февраля 2012 г. N 35-к, принятым в том числе в соответствии с Положением "Об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Таштыпском районе", утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Таштыпский район от 31 октября 2011 г. N 318, Балгазину А.Н, замещавшему муниципальную должность заместителя главы Таштыпского района, установлена ежемесячная доплата, составляющая суммарно с учетом трудовой деятельности по старости 75% месячного денежного содержания с 7 февраля 2012 г.
Распоряжением исполняющего обязанности главы Таштыпского района от 29 февраля 2012 г. N 36-к, принятым в соответствии с Законом Республики Хакасия от 6 июля 2007 г. N 39-ЗPX "О муниципальной службе в Республике Хакасия" и на основании распоряжения главы Таштыпского района от 29 февраля 2012 г. N 35-к, истцу определена к страховой пенсии по старости в размере 10 205 рублей ежемесячная доплата в размере 12 216, 55 рублей.
Балгазин А.Н, указав, что размер ежемесячной доплаты к пенсии в оспариваемый период был неверен: ежемесячный размер доплаты к пенсии должен быть 4, 3 должностного оклада, а должностной оклад - 90% должностного оклада главы, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Хакасия от 6 июля 2007 г. N 39-ЗРХ "О муниципальной службе в Республике Хакасия", Законом Республики Хакасия от 28 февраля 2006 г. N 9-ЗРХ "О государственных должностях и Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия", Положениями "Об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной денежной выплаты депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе и ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Таштыпском районе", утвержденными решениями Совета депутатов Таштыпского района от 31 октября 2011 г. N 318, от 17 апреля 2015 г. N 309, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что ежемесячная доплата к страховой пенсии начислена истцу в соответствии с принятым нормативным органом местного самоуправления Таштыпского района в пределах предоставленных полномочий.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанций не находит.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения и предполагает общность основных условий оплаты труда и социальных гарантий для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также основных условий их государственного пенсионного обеспечения (статья 5 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статья 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Институт муниципальной службы, будучи по своей конституционно-правовой природе одним из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного значения (статья 130, часть 1; статья 131, часть 1 Конституции Российской Федерации) посредством замещения должностей в аппарате муниципальной власти.
Наличие у органов местного самоуправления полномочий на осуществление правового регулирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, свидетельствует, что они вправе с учетом бюджетных возможностей вводить и изменять порядок, условия и размеры выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к названному Федеральному закону (пункт 4).
Особенности организации муниципальной службы в Республике Хакасия и правовое положение муниципальных служащих Республики Хакасия урегулированы Законом Республики Хакасия от 6 июля 2007 г. N 39- ЗРХ "О муниципальной службе в Республике Хакасия".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Закона Республики Хакасия от 6 июля 2007 г. N 39-ЗРХ "О муниципальной службе в Республике Хакасия" муниципальному служащему может предоставляться пенсия за выслугу лет (доплата к государственной или страховой пенсии). Назначение и выплата пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии) муниципальным служащим осуществляются в установленном муниципальным правовым актом порядке, аналогичном порядку назначения и выплаты пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии) лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Хакасия, установленному законом Республики Хакасия.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 54 Закона Республики Хакасия от 28 февраля 2006 г. N 9-ЗРХ "О государственных должностях и Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия" гражданским служащим предоставляется пенсия за выслугу лет (ежемесячная доплата к государственной или страховой пенсии). Пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Хакасия, устанавливается законом Республики Хакасия. Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии гражданских служащих устанавливается в приложении 3 к настоящему Закону, которое является неотъемлемой частью настоящего Закона.
В соответствии с пунктами 2 - 5 Порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии гражданских служащих предусмотрено, что лица, замещавшие должности гражданской службы Республики Хакасия, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на ежемесячную доплату к государственной или страховой пенсии, назначенной либо досрочно оформленной в соответствии с федеральным законодательством, при увольнении с гражданской службы Республики Хакасия по собственному желанию.
Ежемесячная доплата к государственной или страховой пенсии при наличии стажа гражданской службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной или страховой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания гражданского служащего Республики Хакасия.
Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания гражданского служащего Республики Хакасия за каждый полный год стажа гражданской службы свыше 15 лет. При этом сумма государственной или страховой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания гражданского служащего Республики Хакасия.
Стаж гражданской службы, дающий право на ежемесячную доплату к государственной или страховой пенсии, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.
Размер ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии лицам, замещавшим должности гражданской службы Республики Хакасия, исчисляется по выбору обратившихся за установлением такой доплаты исходя из их месячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев гражданской службы Республики Хакасия, предшествовавших дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на государственную пенсию или страховую пенсию по старости.
Размер ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии не может быть ниже установленного законодательством Российской Федерации минимального размера государственной пенсии или страховой пенсии по старости.
Решением Совета депутатов Таштыпского района Республик Хакасия от 31 октября 2011 г. N 318 в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Республики Хакасия от 6 июля 2007 г. N N 39-ЗРХ "О муниципальной службе в Республике Хакасия" утверждено положение "Об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Таштыпском районе".
Пунктами 3, 4 данного Положения установлено, что ежемесячная доплата к пенсии при наличии стажа муниципальной службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего. Размер месячного денежного содержания, из которого исчисляется ежемесячная доплата к пенсии, не должен превышать 2, 3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы, введенного с 1 октября 2010 г.
Распоряжением исполняющего обязанности Главы Таштыпского района от 29 февраля 2012 г. N 35-к Балгазину А.Н, замещавшему муниципальную должность заместителя главы Таштыпского района, установлена ежемесячная доплата, составляющая суммарно с учетом трудовой деятельности по старости 75% месячного денежного содержания с 7 февраля 2012 г.
Распоряжением исполняющего обязанности главы Таштыпского района от 29 февраля 2012 г. N 36-к Балгазину А.Н. определена к страховой пенсии по старости в размере 10 205 рублей ежемесячная доплата в размере 12 216, 55 рублей, исходя из 75% месячного денежного содержания 18 834, 10 рублей.
Решением Совета депутатов Таштыпского района от 17 апреля 2015 г. N 309 утверждено Положение "Об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной денежной выплаты депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе и ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Таштыпском районе", где пунктом 3.4 предусмотрено, что размер месячного денежного содержания, из которого исчисляется ежемесячная доплата к пенсии, не должен превышать 2, 3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы, введенного с 1 октября 2010 г, и признано утратившим силу решение Совета депутатов Таштыпского района от 31 октября 2011 г. N 318.
Решением Совета депутатов Таштыпского района Республики Хакасия от 13 мая 2020 г. N 171 внесены изменения в Положение, утвержденное решением Совета депутатов Таштыпского района от 17 апреля 2015 г. N 309, а именно в пункте 3.4 цифра "2, 3" заменена на цифру "4, 3".
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи и, установив, что Балгазин А.Н. с момента установления ему ежемесячной доплаты к пенсии до принятия решения Совета депутатов Таштыпского района Республики Хакасия от 13 мая 2020 г. N 171 получал ежемесячные доплаты к пенсии с учетом вышеприведенных положений муниципальных правовых актов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии за период с марта 2012 г. по май 2020 г.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
По существу доводы кассационной жалобы Балгазина А.Н. не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Таштыпского районного суда Республики Хакасия от 3 марта 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 25 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Балгазина Алексея Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
С.Б. Латушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.