Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей: Папушиной Н.Ю, Благодатских Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0020-01-2021-000283-13 по иску Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российский Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Северобайкальский район" о возложении обязательств
по кассационной жалобе Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 15 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л,
УСТАНОВИЛА:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в интересах Российский Федерации и неопределенного круга лиц в суд с иском к Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" о возложении обязательств.
Требования мотивировал тем, что органами местного самоуправления Северо-Байкальского района не принимаются необходимые меры по строительству очистных сооружений в "адрес"; построенные и введенные эксплуатацию в 2019 г. очистные сооружения сточных вод предназначались для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод "адрес"; в результате авиапроисшествия от 28 июня 2019 г. с воздушным судном АН-24, врезавшегося в здание очистных сооружений, последние получили повреждения и не эксплуатируются, администрацией МО "Северо-Байкальский район" приняты меры по консервации и сохранности указанного имущества.
В результате непринятия ответчиком мер по строительству очистных сооружений в "адрес" нарушается гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, так как население фактически лишено возможности получить доступные услуги по водоотведению. Бездействие ответчика негативно сказывается на состоянии уникальной экологической системы озера Байкал, включенного в Список всемирного природного наследия.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район", выразившееся в непринятии мер по разработке проектной документации и строительству комплекса очистных сооружений "адрес" "адрес".
Обязать администрацию муниципального образования "Северо- Байкальский район" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить документы, предусмотренные Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на финансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N, в Министерство строительства и модернизации Жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия для решения вопроса о финансировании разработки проектной документации на строительство комплекса очистных сооружений "адрес".
Обязать администрацию муниципального образования "Северо- Байкальский район" в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку проектной документации на строительство комплекса очистных сооружений "адрес".
Обязать администрацию муниципального образования "Северо- Байкальский район" в срок в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство комплекса очистных сооружений очистных сооружений "адрес".
Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 15 апреля 2021 г. исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации МО "Северо- Байкальский район", выразившееся в непринятии мер по разработке проектной документации и строительству комплекса очистных сооружений "адрес".
На администрацию МО "Северо-Байкальский район" возложена обязанность предоставить документы, предусмотренные Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 8 октября 2014 г. N490 (приложение N), в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия для решения вопроса о финансировании разработки проектной документации на строительство комплекса очистных сооружений "адрес" в срок в 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На администрацию МО "Северо-Байкальский район" возложена обязанность обеспечить разработку проектной документации на строительство комплекса очистных сооружений "адрес" в срок 1 год со дня вступления решения в законную силу.
На администрацию МО "Северо-Байкальский район" возложена обязанность обеспечить строительство комплекса очистных сооружений "адрес" в срок 1 год со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 июля 2021 г. указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрацией муниципального образования "Северо-Байкальский район" ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных.
Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой представлены возражения на кассационную жалобу.
Прокурор восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В. просила обжалуемые судебные постановления оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
Как следует из материалов дела, построенные и введенные эксплуатацию в 2019 г. в "адрес" очистные сооружения сточных вод общей производительностью до 300 м3/сут, предназначались для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод указанного поселка.
Согласно договору аренды муниципального имущества от 28 сентября 2018 г. N МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" передал очистные сооружения ООО "Северный коллектор "Водоканалэкосервис" в аренду на срок с 28 сентября 2018 г. по 27 сентября 2028 г.
В результате авиапроисшествия от 28 июня 2019 г, произошедшего в "адрес" с воздушным судном АН-24, объекты очистных сооружений получили повреждения и не эксплуатируются.
Вступившим в законную силу решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 26 ноября 2019 г. по иску Байкальского транспортного прокурора к администрации МО "Северо-Байкальский район", имеющим преюдициальное значение для разрешения данного спора, ввод в эксплуатацию очистных сооружений "адрес" признан незаконным, запрещена их эксплуатация, на ответчика возложена обязанность произвести их снос.
Вступившим в законную силу решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 28 сентября 2020 г, имеющим преюдициальное значение для разрешения данного спора, удовлетворены исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора к собственнику земельного участка - администрации МО ГП "поселок Нижнеангарск" о возложении обязанности освободить указанный земельный участок от отходов производства и потребления, жидких бытовых отходов.
Данным решением установлено, что земельный участок с кадастровым N, расположенный по "адрес", с видом разрешенного использования - специальная деятельность (площадка ТКО), находится в собственности МО ГП "поселок Нижнеангарск". В границах населенного пункта "адрес" на площади 1, 62 га осуществляется размещение отходов производства и потребления объемом 40500 куб.м, на нем выявлено размещение жидких бытовых отходов со стойким характерным запахом канализационных стоков, образовавшихся вследствие долговременного сброса неочищенных сточных вод на земельный участок, приведшее к загрязнению почвы и образованию пруда с жидкими бытовыми отходами общей площадью 1849 кв.м.
Согласно результатам произведенных отборов проб жидких бытовых отходов от 5 июня 2019 г. N, протоколу испытания отходов от 14 июня 2019 г. N в пруду-накопителе жидких бытовых отходов размещены отходы IV класса опасности для окружающей среды.
Результатами лабораторного испытания почвы на основании отбора проб, протоколом от 5 июня 2019 г. N на территории слива жидких бытовых отходов выявлено превышение фоновых показателей по нефтепродуктам в 127, 7 раз на глубине 0, 05 м. и в 350 раз на глубине 0, 2 метра.
С учетом вышеуказанных решений, а также иных обстоятельств по настоящему делу, суд первой инстанции посчитал установленными, что в границах "адрес" отсутствует централизованное водоотведение, что привело к негативным последствиям для окружающей среды в виде сброса жидких бытовых отходов и попадания вредных веществ в почву.
Поскольку непринятие ответчиком необходимых мер по строительству очистных сооружений в "адрес" приводит к загрязнению окружающей среды, наносит урон уникальной экологической системе озера Байкал и нарушает права населения на получение доступных услуг по водоотведению, а соглашением от 7 сентября 2019 г, действующим до 30 августа 2024 г, полномочия по организации водоотведения с использованием централизованных систем водоотведения от органа местного самоуправления МО ГП "поселок Нижнеангарск" были переданы МО "Северо-Байкальский район", суд первой инстанции удовлетворил требования прокурора.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о том, что после повреждения здания очистных сооружений вследствие авиакатастрофы, схемой водоснабжения и водоотведения "адрес" наличие таких систем не предусмотрено и строительство очистных сооружений не требуется, отклоняются судом кассационной инстанции.
В 1996 году решением XX Сессии Комитета Юнеско по всемирному наследию озеро Байкал включено в список объектов всемирного наследия.
Правовые основы охраны озера Байкал установлены Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы (статья 5 Закона об охране озера Байкал).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона "Об охране озера Байкал" на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал: химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ.
Территория муниципального образования городского поселения "поселок Нижнеангарск" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации N 1641-р от 27 ноября 2006 г. "Об утверждении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон" полностью входит в центральную экологическую зону Байкальской природной территории.
Приложением N 3 к федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" в перечень мероприятий программы включено: строительство, модернизация и реконструкция комплексов очистных сооружений и систем водоотведения на территориях субъектов Российской Федерации, расположенных на Байкальской природной территории с целью снижения его загрязнения.
Строительство централизованных сетей водоотведения с очистными сооружениями в "адрес" предусматривалось Схемой территориального планирования Республики Бурятия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 декабря 2010 N.
Построенные и введенные эксплуатацию в 2019 году в "адрес" новые очистные сооружения сточных вод общей производительностью до 300 м3/сут, которые выведены из эксплуатации в результате авиапроисшествия в июне 2019 года, предназначались для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод "адрес", в том числе от многоквартирных домов, присоединенных к централизованной системе водоотведения.
Решение о их возведении принималось с учетом объективной необходимости в централизованном водоотведении с надлежащей очисткой отводимых стоков.
Вместе с тем, в результате произошедшего в "адрес" 28 июня 2019 г. авиапроисшествия с воздушным судном АН-24, врезавшегося в здание очистных сооружений "адрес", последние получили повреждение, не эксплуатируются и подлежат сносу.
Жидкие бытовые отходы от жилых домов, ранее подключенных к централизованному водоотведению, своевременно не откачиваются и скапливаются в пруду-накопителе, что привело к негативным последствиям для окружающей среды в виде сброса жидких бытовых отходов на почву, попадания вредных веществ в грунт.
Поскольку администрацией МО "Северо-Байкальский район" не принимается необходимых мер по строительству очистных сооружений в "адрес", тем самым загрязняется окружающая среда, причиняется вред уникальной экологической системе озера Байкал и нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, получение ими доступных услуг водоотведения.
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к основным принципам охраны окружающей среды относится ответственность органов за обеспечение экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду и проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учета природных особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду.
По смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации в их истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на органы государственной власти и местного самоуправления, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; публичная власть, несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (постановления от 14 мая 2009 г. N 8-П и от 5 марта 2013 N 5-П).
Сторонами не оспаривалось, что к ранее действующим и выведенным из эксплуатации очистным сооружениям были присоединены объекты, жилые многоквартирные 3-х этажные дома, в которых обеспечивалось централизованное водоотведение.
В соответствии с п. 127 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 N 3, здания многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, общежитий и центров временного размещения должны быть оборудованы системами питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции, электроснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Не допускается возведение в населенных пунктах без централизованных инженерных сетей строительство жилых многоквартирных домов свыше 2-х этажей с неканализованными туалетами.
Таким образом, суды первой и апелляционных инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что наличие в населенном пункте благоустроенных жилых домов предполагает обязательное наличие централизованного водоотведения с очисткой на очистных сооружениях.
Указание в кассационной жалобе на то, что население "адрес" получает доступные услуги по водоотведению, канализационные стоки на территории поселения не сбрасываются, вред окружающей средне и уникальной системе озера Байкал не наносится, является несостоятельным.
Как следует из материалов дела, в прокуратуру поступили многочисленных обращений жителей "адрес" о розливе сточных вод из септиков многоквартирных домов в озеро Байкал, в связи с чем в "адрес" сложилась крайне неблагоприятная обстановка с вывозом жидких бытовых отходов, чем нарушены права граждан на благоприятную окружающую среду.
Жидкие бытовые отходы в "адрес" длительное время вывозились и сливались на земельный участок в черте населенного пункта, вследствие чего на площади 1849 кв.м, образован пруд с жидкими бытовыми отходами со стойким характерным запахом канализационных стоков и приведшего к загрязнению почвы.
В настоящее время слив жидких бытовых отходов на земельный участок в "адрес" прекращен.
Вместе с тем, администрацией МО "Северо-Байкальский район" после повреждения очистных сооружений в "адрес" никаких мер, направленных на строительство новых очистных сооружений, не принималось. Бюджетные заявки в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о финансировании строительства новых очистных сооружений не подавались.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии бездействия со стороны ответчика, выразившегося в непринятии мер по проектированию строительства новых очистных сооружений.
Доводы кассационной жалобы Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" о том, что установленные судом сроки исполнения решения недостаточны для его исполнения, не опровергают правильность выводов судов.
Ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда при наличии к этому оснований.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было. Нормы материального и процессуального права применены верно.
Несогласие стороны ответчика с оценкой судами доказательств не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 15 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.