Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Печуриной Ю.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-717/2021 (УИД N) по административному исковому заявлению Захаровой Аллы Иннокентьевны об оспаривании нормативного правового акта в части
по апелляционной жалобе административного истца Захаровой Аллы Иннокентьевны на решение Ставропольского краевого суда от 29 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Захарова А.И. обратилась в суд с административным иском о признании недействующим пункта 937 раздела перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определена как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года N 985.
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес"
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года N 985 утверждены перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год. В названный перечень включен объект с кадастровым номером N, без фактического обследования здания необоснованно, поскольку объект не соответствует критериям, изложенным в статье 378.2 НК РФ.
Обжалуемым решением Ставропольского краевого суда от 29 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Захарова А.И. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда полностью, заявленные исковые требования удовлетворить, ссылаясь на то, что наименования объекта недвижимости не достаточно для определения фактического использования объекта и включения его в перечень нежилых объектов недвижимого имущества, в отношении которых на территории Ставропольского края налоговая база определяется как кадастровая стоимость; выезд на объект и осмотр объекта произведены не были.
Прокуратура Ставропольского края представила в материалы дела письменные возражения на апелляционную жалобу, суть которых сводится к тому, что судом сделан правильный вывод о том, что спорное нежилое здание отнесено к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости на основании сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации), которыми подтверждается, что более 20 процентов общей площади здания предназначено для использования в целях размещения торговых объектов и объектов общественного питания.
По мнению прокуратуры Ставропольского края не имеют правового значения доводы истца об отсутствии у него какого-либо права на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером N, поскольку для включения объекта недвижимости в перечни объектов недвижимого имущества достаточно того, чтобы он отвечал хотя бы одному из условий, предусмотренных в статье 378.2 НК РФ, что соблюдено.
Прокурор Екимцов М.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение Ставропольского краевого суда от 29 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношений в сфере налогообложения, суд первой инстанции пришел к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Установление местных налогов и сборов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
К вопросам местного значения городского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здание, строение, сооружение, помещение признаются объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц (пункт 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Ставропольского края "Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" от 5 ноября 2015 года N 109-кз с 1 января 2016 года установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Ставропольского края.
В соответствии с пунктом 3.2. Решения Думы Изобильненского городского округа Ставропольского края от 17 ноября 2017 N 59 "О налоге на имущество физических лиц на территории Изобильненского городского округа Ставропольского края" на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ - установлена налоговая ставка - 2 %.
Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании приведенных правовых норм субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 6 марта 2012 года N 137, с изменениями внесенными постановлением Губернатора Ставропольского края от 21 мая 2014 года N 275 (Положение) министерство имущественных отношений Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений.
В подпункте 16.1 раздела 3 указанного Положения установлено, что к полномочиям министерства имущественных отношений Ставропольского края относится определение в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Министр в пределах своей компетенции издает распоряжения и приказы, имеющие нормативный характер (пункт 13).
Следовательно, министерство имущественных отношений Ставропольского края, как орган исполнительной власти, является уполномоченным органом для определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на налоговый период определяется как их кадастровая стоимость.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством и в той форме, в которой этот орган государственной власти Ставропольского края вправе принимать нормативные правовые акты.
Закон Ставропольского края от 18 июня 2012 года N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края" в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете "Ставропольская правда" с пометкой "Официальное опубликование", и (или) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), и (или) "Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края" (www.pravo.stavregion.ru).
Оспариваемый в части приказ министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года N 985 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" опубликован в сетевом издании "Официальный интернет - портал правовой информации Ставропольского края" - www/pravo.stavregion.ru 29 декабря 2018 года, что является надлежащим опубликованием.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции в том, что оспариваемый в части нормативный акт опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Включение спорного недвижимого имущества в перечень на 2019 год свидетельствует, что оспариваемый в части нормативный правовой акт применен в отношении истца, что влечет за собою уплату налогов исходя из кадастровой стоимости имущества, с чем истец не согласен.
Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции, административный истец вправе обратиться с соответствующим иском в суд.
Проверив соответствие пункта 937 перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции установилследующее.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 названного кодекса).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками указанного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, в том числе здание (строение, сооружение, помещение), признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного кодекса.
Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 данного кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 названного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм прямо следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, назначение, разрешенное использование или наименование которого в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как следует из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, и постановления администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края N 594 от 8 апреля 2020 года, объект недвижимости с кадастровым номером N площадью 846, 4 кв.м, назначение - нежилое здание, наименование - столовая, расположен на земельном участке с кадастровым номером N, который относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - "общественное питание (столовая)".
На дату включения объекта недвижимости с кадастровым номером N в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года N 985 земельный участок под ним не был сформирован.
Из кадастрового паспорта от 30 июня 2014 года на объект недвижимости нежилое здание с кадастровым номером N, следует, что его площадь на указанную дату составляла 775, 7 кв.м.
Право собственности у административного истца и заинтересованных лиц на объект недвижимости с кадастровым номером N возникло на основании договора купли-продажи здания столовой N 4 от 15 октября 2004 года.
Согласно выписке ЕГРН от 19 июля 2018 года назначение - нежилое здание, с кадастровым номером N, площадью 846, 4 кв.м. с наименованием "столовая", принадлежит на праве долевой собственности административному истцу Захаровой А.Н. ? доли в праве, и заинтересованным лицам ФИО11 по 1/8 доли в праве за каждой.
Аналогичные сведения содержаться в выписке ЕГРН от 29 августа 2019 года.
Из технического паспорта на здание "столовая" расположенной по адресу "адрес" составленного на 27 мая 2002 года следует, что общая площадь помещений здания "столовая" составляет 775, 7 кв.м, помещение N 18 имеет название "магазин" и его площадь составляет 27, 2 кв.м, помещение N 37 имеет название "кафе" и его площадь составляет 143, 7 кв.м.
Из акта обследования объекта недвижимого имущества по определению вида фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий и нежилых помещений N 06-98 от 15 августа 2018 года проведенного ГБУ СК "Ставкрайимущество" следует, что 15 августа 2018 проведено обследование здания "столовая" кадастровым номером N, расположенного по адресу "адрес".
В ходе обследования установлено, что общая площадь здания составляет 846, 4 кв.м, из которых 25% используются для торговых объектов. Здание используется как торговое здание и здание иного пользования. При обследовании здания выявлено, что торговых помещений - 208, 8 кв.м. номера в поэтажном плане - 39 и 33, помещения иного пользования - 632, 4 кв.м.
По утверждению представителя иинистерства имущественных отношений Ставропольского края, основанием для включения нежилых зданий в перечень явилась правоустанавливающая и техническая документация представленные сособственниками.
Из технического паспорта на указанное здание, составленного ДП ГУП "Крайтехинвентаризация", на здание "столовая", расположенного по адресу: "адрес", составленного на 27 мая 2002 года следует, что общая площадь помещений здания "Столовая" составляет 775, 7 кв.м. помещение N 18 имеет название "магазин" и его площадь составляет 27, 2 кв.м, помещение N 37 имеет название "кафе" и его площадь составляет 143, 7 кв.м.
Общая площадь магазина и кафе составляет 170, 9 кв.м, что составляет 20, 19 % от общей площади объекта недвижимости 846, 4 кв.м.
Кроме того, из акта обследования N 06-98 от 15 августа 2018 года проведенного ГБУ СК "Ставкрайимущество", следует, что общая площадь здания составляет 846, 4 кв.м. из которых 25% используются для торговых объектов. Здание используется как торговое здание и здание иного пользования, при обследовании здания выявлено, что торговых помещений 208, 8 кв.м. номера в поэтажном плане 39 и 33, помещения иного пользования 632, 4 кв.м.
На основании установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорное нежилое здание отнесено к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, как на основании сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации), которыми подтверждается, что более 20 процентов общей площади здания предназначено для использования в целях размещения торговых объектов и объектов общественного питания.
В силу приведенных обстоятельств не имеют правового значения доводы истца об отсутствии у него какого либо права на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости кадастровым номером N, поскольку для включения объекта недвижимости в перечни объектов недвижимого имущества, достаточно того, чтобы он отвечал хотя бы одному из условий, предусмотренных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы административного истца указывающие, что он не владел помещениями под N N, расположенными в объекте недвижимости кадастровым номером N не могут служить основанием для удовлетворения административного иска, поскольку согласно выписки из ЕГРН от 19 июля 2018 года N объект недвижимости находится в долевой собственности у Захаровой А.И, ФИО12, при этом доли в праве не выделены в натуре.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для признания недействующим пункта 937 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года N 985 не имеется.
Оспариваемый нормативный правовой акт в части включения указанного объекта недвижимости в перечень принят уполномоченным органом государственной власти Ставропольского края в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленных требований к форме, порядку принятия, опубликования, введения в действие и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности судебного постановления, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 29 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий Д.И. Гылкэ
Судьи А.С. Катанаева
Ю.А. Печурина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.