Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Павловой О.А, судей Пластинина И.В. и Шадриной Е.В, при секретаре-помощнике судьи Кофтовой Е.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3/2021 по апелляционной жалобе Думы Аромашевского муниципального района на решение Тюменского областного суда от 5 августа 2021 года, которым удовлетворён административный иск департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании не действующим в части решения Думы Аромашевского муниципального района от 26 марта 2009 года N 7 "Об утверждении генеральных планов 11 сельских поселений Аромашевского муниципального района".
Заслушав доклад судьи Пластинина И.В, объяснения представителя административного истца департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу - Перевозчиковой Е.О, заключение прокурора Капсамун И.С,
УСТАНОВИЛА:
26 марта 2009 года Думой Аромашевского муниципального района принято решение N 7 "Об утверждении генеральных планов 11 сельских поселений Аромашевского муниципального района" (далее - Решение), которое опубликовано 1 апреля 2009 года в издании "Слава труду" N 27.
Пунктом 1 Решения утверждён генеральный план Аромашевского сельского поселения (далее - Генеральный план).
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в суд с административными исковыми требованиями, которыми с учётом уточнений просил признать недействующим Решение в части включения в границы населённого пункта села Аромашево лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Аромашевское лесничество, Аромашевское сельское участковое лесничество: квартал 400, выделы с 22 по 31, квартал 401, выделы 10, 11, 13, 14, 15, 40, 41, 42, квартал 402, выделы 10, 11, 12, 41, 42, 43, 44, 45, квартал 411, выделы 5, 13, 14, 20, 21, квартал 416, выделы 24, с 37 по 40, с 47 по 52, с 54 по 60, с 62 по 64, квартал 421, выделы с 17 по 21, с 31 по 34.
В обоснование требований указал, что оспариваемым Решением нарушены законные интересы Российской Федерации как собственника данных лесных участков, поскольку при его принятии были допущены нарушения федерального законодательства, в частности статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Тюменского областного суда от 5 августа 2021 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
На апелляционную жалобу департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу представлены возражения.
Представитель административного истца департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу в судебном заседании просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Прокурор в судебном заседании дал заключение о законности обжалуемого судебного акта.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание своих представителей не направили.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14, частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на день принятия Решения) к вопросам местного значения поселения относились также утверждение генеральных планов поселения.
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий.
Пунктом 1 решения Совета депутатов объединённого муниципального образования Аромашевский район от 21 ноября 2005 года N 45/1 одобрены проекты соглашений о передаче части полномочий органов местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав Аромашевского муниципального района, органам местного самоуправления Аромашевского муниципального района, в том числе по утверждению генеральных планов.
Таким образом, Решение принято Думой Аромашевского муниципального района в пределах предоставленных полномочий, что административным истцом не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что нарушен порядок принятия Решения.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 29 декабря 2008 года следует, что лесной участок земель лесного фонда площадью 203876 га по адресу: Тюменская область, Аромашевский район, Аромашевское лесничество, в том числе Аромашевское СП (кварталы N 1 - N 43) является собственностью Российской Федерации (том 3, л.д. 38), что также следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 72:03:0000000:131 (том 3, л.д. 32-37).
Из протокола первого лесоустроительного совещания по устройству лесов Аромашевского, Ялуторовского и Викуловского лесничеств департамента лесного комплекса Тюменской области от 2 сентября 2020 года следует, что принято решение об упорядочении нумерации лесных кварталов в части урочищ лесов, установив единую нумерацию в границах участковых лесничеств, в пределах границ сельских поселений (том 5, л.д. 187-189).
Приказом департамента лесного комплекса Тюменской области от 30 января 2020 года N 18 утверждён лесохозяйственный регламент Аромашевского лесничества.
Из указанного регламента следует, что нумерация лесных кварталов N 1 - N 43 Аромашевского сельского поселения изменена на N 382 - N 424 соответственно (также 43 лесных квартала).
Согласно заключению ФГБУ "Рослесинфорг" о графическом совмещении границы Аромашевского сельского поселения Аромашевского района Тюменской области имеют пересечения с землями лесного фонда Аромашевского сельского участкового лесничества в квартале 400 (выделы с 22 по 31), в квартале 401 (выделы 10, 11, 13, 14, 15, 40, 41, 42), в квартале 402 (выделы 10, 11, 12, 41, 42, 43, 44, 45), в квартале 411 (выделы 5, 13, 14, 20, 21), в квартале 416 (выделы 24, с 37 по 40, с 47 по 52, с 54 по 60, с 62 по 64), в квартале 421 (выделы с 17 по 21, с 31 по 34).
В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18, части 8 статьи 24, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на день принятия Решения) генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.
Проект генерального плана до его утверждения подлежал в соответствии со статьей 25 настоящего кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Проект генерального плана подлежал согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178 (в редакции на день принятия Решения) утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее - Положение).
Согласно пунктам 2, 4, подпункту "а" пункта 5, пунктам 6, 10 Положения организацию согласования проекта документа территориального планирования обеспечивает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования (далее - заказчик).
Результаты согласования проекта документа территориального планирования каждым согласующим органом оформляются в виде заключения.
Заключение должно содержать положения о согласовании представленного проекта или об отказе в его согласовании с обоснованием причин такого отказа.
Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться.
Заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства (далее - уполномоченный орган в сфере градостроительства), - в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение 3 рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - уполномоченные отраслевые органы), для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов.
Уполномоченный орган в сфере градостроительства осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года N 40 утверждено Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанного положения Министерство регионального развития Российской Федерации являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 283 утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства.
Согласно пункту 1, подпункту 5.2.7 указанного положения Федеральное агентство лесного хозяйства являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений; осуществляло рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий.
Из письма Федерального агентства лесного хозяйства от 3 сентября 2018 года следует, что проект Генерального плана не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства в установленном порядке (том 1, л.д. 210-211).
Следовательно, проект Генерального плана согласования уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не получил.
При отсутствии положительного заключения Федерального агентства лесного хозяйства по проекту генерального плана сельского поселения порядок принятия Генерального плана не может считаться соблюденным.
В материалах дела также отсутствуют доказательства получения административным ответчиком сводного заключения на проект Генерального плана.
Согласно части 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного настоящим кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
С учётом изложенных обстоятельств суд, установив, что при подготовке проекта Генерального плана не соблюдена предусмотренная частью 8 статьи 24, частью 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное наложение границ населенного пункта на участки лесного фонда, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания Генерального плана не действующим в оспариваемой части.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности пересечения границ Аромашевского сельского поселения с землями лесного фонда судебная коллегия считает несостоятельными в силу следующего.
Письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 3 сентября 2018 года в адрес департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу поступило поручение об инициировании судебного разбирательства об обжаловании Генерального плана.
Во исполнение указанного поручения Тюменским филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" письмом от 23 октября 2018 года в адрес административного истца направлено заключение в виде схемы о пересечении границы населённого пункта с землями лесного фонда.
Поскольку сверка графического совмещения материалов лесоустройства с границами Генерального плана произведена в период действия Генерального плана, то суд первой инстанции обоснованно принял указанное заключение в качестве доказательства по делу и на основании этого установилпересечение границы населённого пункта с землями лесного фонда.
Доводы административного ответчика в указанной части основаны на предположениях, в связи с чем, не могут являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств и не опровергают выводы суда первой инстанции.
При рассмотрении дела Тюменским областным судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тюменского областного суда от 5 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Аромашевского муниципального района - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.