Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Белоногого А.В. и Бутковой Н.А, с участием прокурора Яковлевой Н.В, при секретаре Швец К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-225/2021 по апелляционной жалобе Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 25 августа 2021 года, которым административное исковое заявление Бесидского А.В, Жизмора И.Л. о признании не действующими решений Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 26 августа 2020 года N74 "Об утверждении генерального плана Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области", от 23 декабря 2020 года N43 "Об утверждении правил землепользования и застройки Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области" удовлетворено, Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения представителя административного истца Бесидского А.В. - Тарловой А.Л, возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Н.В, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Бесидский А.В. является собственником следующих земельных участков:
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв.м, расположенного по адресу: ориентир восточная часть с.Кузнецкое; участок находится примерно в 1900 м по направлению на запад от ориентира; почтовый адрес ориентира: Челябинская область, Аргаяшский район; категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения"; разрешённый вид использования "для ведения садово-дачного хозяйства, для ведения гражданами садоводства и огородничества";
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв.м, расположенного по адресу: ориентир восточная часть с.Губернское; участок находится примерно в 2100 м по направлению на восток от ориентира; почтовый адрес ориентира: Челябинская область, Аргаяшский район; категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения"; разрешённый вид использования "для ведения садово-дачного хозяйства, для ведения гражданами садоводства и огородничества" (том 1, л.д.143-144).
Жизмор И.Л. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв.м, расположенного по адресу: ориентир восточная часть "адрес"; участок находится примерно в 1300 м по направлению на восток от ориентира; почтовый адрес ориентира: "адрес"; категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения"; разрешённый вид использования "для ведения садово-дачного хозяйства, для ведения гражданами садоводства и огородничества" (том 1, л.д.139-140).
26 августа 2020 года Собранием депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области принято решение N74 "Об утверждении генерального плана Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области", которым утверждён генеральный план данного сельского поселения (далее Генеральный план).
23 декабря 2020 года Собранием депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области принято решение N43 "Об утверждении правил землепользования и застройки Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области", которым утверждены Правила землепользования и застройки этого сельского поселения (далее Правила землепользования и застройки).
Административные истцы Бесидский А.В, Жизмор И.Л. обратились в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просили признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу вышеупомянутые решения об утверждении Генерального плана в части включения в функциональную зону рекреационного назначения принадлежащих им земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, а также Правил землепользования и застройки в части включения в территориальную зону (Р-1) рекреационного назначения этих же земельных участков (том 5, л.д.70-71).
Истцы ссылались на то, что текстовая часть Генерального плана не содержит обоснования установления на участках территорий, в границах которых расположены принадлежащие им земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, зоны рекреационного назначения или иной зоны с особыми условиями использования территории.
Оспариваемыми нормативными правовыми актами фактически изменён правовой режим земельных участков, поскольку изменён вид разрешённого использования с исключением ранее действовавшего "для ведения садово-дачного хозяйства, для ведения гражданами садоводства и огородничества"; такое правовое регулирование ограничивает права административных истцов как собственников земельных участков, в том числе право свободно использовать земельные участки в соответствии с действовавшим видом разрешённого использования.
Также истцы указали, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов права и законные интересы правообладателей земельных участков не учтены. Правила землепользования и застройки, которыми в отношении земельных участков истцов установлена территориальная зона Р-1 (зона рекреационного назначения), утверждены с учётом функциональных зон, определённых оспариваемых Генеральным планом.
Решением Челябинского областного суда от 25 августа 2021 года административное исковое заявление Бесидского А.В, Жизмора И.Л. удовлетворено: суд признал не действующими со дня принятия решения об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки (том 6, л.д.19-26).
В апелляционной жалобе Собрание депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области просит решение Челябинкого областного суда от 25 августа 2021 года отменить и принять новое судебное постановление, которым отказать в удовлетворении административного иска (том 6, л.д.29-34), ссылаясь на то, что не являлся основанием для удовлетворения административного иска установленный факт нарушения порядка проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана, с учётом положений части 18 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и того, что проектом Генерального плана предусматривалось внесение изменений в части уточнения границ населённых пунктов в целях жилищного строительства и определения зон рекреационного назначения. Податель жалобы также указал, что не проведение в каждом населённом пункте Кузнецкого сельского поселения публичных слушаний, также не являлось основанием для вывода о нарушении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, поскольку следует разграничивать проведение собрания участников и публичных слушаний, которые не являются тождественными понятиями; каждому жителю или правообладателю объектов недвижимости на территории Кузнецкого сельского поселения была предоставлена возможность ознакомиться с проектом Генерального плана, принять участие в публичных слушаниях и направить свои предложения (замечания) в электронной форме; административными истцами были представлены соответствующие замечания по проекту Генерального плана, адресованные организатору публичных слушаний. Собрание депутатов ссылается на ошибочность вывода суда о нарушении срока проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки, поскольку согласно части 8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации такой срок исчисляется с момента оповещения жителей муниципального образования о проведении публичных слушаний до дня опубликования заключения по ним.
Подателем жалобы указывается и на несостоятельность вывода суда о нарушении части 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выразившемся в не проведении в каждом населённом пункте Кузнецкого сельского поселения публичных слушаний (проведены только в с.Кузнецкое), поскольку положения данной правовой нормы не распространяются на Правила землепользования и застройки.
Относительно апелляционной жалобы административными истцами представлены возражения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, и не просивших об отложении судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца и заключение прокурора, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены постановленного судебного решения.
В соответствии с пунктами 2 и 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учёта экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В силу положений статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу частей 1 и 4 статьи 7, пункта 20 части 1 и частей 3, 4 статьи 14, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 24 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана сельского поселения, правил землепользования и застройки, внесение в них изменений относится к вопросам местного значения сельского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
С учётом указанных норм, а также положений подпункта 14 пункта 1 статьи 8 Устава Аргаяшского муниципального района, принятого населением на референдуме 17 декабря 1995 года (том 1, л.д.198-253) (далее Устав Аргаяшского муниципального района), суд первой инстанции правильно исходил из того, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки, в отношении которых поставлен вопрос об их проверке в порядке судебного нормоконтроля, приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме.
Удовлетворяя административное исковое заявление о признании не действующими оспариваемых решений об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки, суд первой инстанции проанализировал положения статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года N212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", части 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу, что срок проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки нарушен; при этом публичные слушания по проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки проводились только в с.Кузнецкое Кузнецкого сельского поселения, тогда как согласно Уставу Кузнецкого сельского поселения в него включаются и иные населённые пункты (пос.Бидинский, дер.Большая Яумбаева, село Губернское, дер.Малая Яумбаева, пос.Передовик, пос.Сайма, дер.Сыргайды, пос.Увильды); таким образом, судом установлено нарушение процедуры подготовки проекта и утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки, установленной статьями 24, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Оспариваемым Генеральным планом принадлежащие административным истцам земельные участки отнесены к функциональной зоне рекреационного назначения (том 2, л.д.235), а Правилами землепользования и застройки - к территориальной зоне (Р-1) рекреационного назначения.
Установленные функциональная зона рекреационного назначения и территориальная зона Р-1 (зона рекреационного назначения) не предусматривают в качестве вида разрешённого использования "ведение садоводства, дачное строительство".
Генеральный план поселения, городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка генерального плана поселения предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, к которым относятся принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений; обязательное согласование проекта в соответствии со статьёй 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации; обязательное рассмотрение проекта на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьёй 28 этого же кодекса; принятие решения представительным органом местного самоуправления с учётом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (статья 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения регламентирован статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учётом положений статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учётом положений данного кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьёй 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирована процедура проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, которая, в том числе состоит из: оповещения о начале публичных слушаний; размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта; проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведения собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовки и оформления протокола публичных слушаний; подготовки и опубликования заключения о результатах публичных слушаний (часть 5).
В соответствий со статьёй 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, проводятся в каждом населённом пункте муниципального образования, за исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи (часть 3); в случае подготовки изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа в связи с принятием решения о комплексном развитии территории общественные обсуждения или публичные слушания могут проводиться в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории (часть 3.1).
В силу части 8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трёх месяцев.
Частью 8.1 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, указанном в части 7.1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, предусматривающему внесение изменений в генеральный план, с момента оповещения жителей муниципального образования о проведении таких общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более двух месяцев.
В силу статьи 2 Устава Аргаяшского муниципального района (том 1, л.д.198-253), Аргаяшский муниципальный район объединяет в своём составе, среди прочего, Кузнецкое сельское поселение.
Административным центром Кузнецкого сельского поселения является село Кузнецкое, в данное поселение входят следующие населённые пункты: пос.Бидинский, дер.Большая Яумбаева, село Губернское, дер.Малая Яумбаева, пос.Передовик, пос.Сайма, дер.Сыргайды, пос.Увильды.
Статьёй 13 Устава Аргаяшского муниципального района регламентирован порядок проведения публичных слушаний, общественных обсуждений.
Пунктом 1 статьи 13 Устава предусмотрено, что для обсуждения проектов нормативных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального района Собранием депутатов муниципального района, главой муниципального района могут проводиться публичные слушания.
В силу пункта 3 статьи 13 Устава Аргаяшского муниципального района на публичные слушания должны выноситься, в том числе, проект стратегии социально-экономического развития муниципального района (подпункт 3).
Пунктом 5 статьи 13 этого же правового акта установлено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением Собрания депутатов и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального района о времени и месте проведения публичных слушаний, ознакомление с проектом муниципального правового акта и другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального района, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Из материалов дела следует, что 12 мая 2020 года принято постановление N304, которым определено провести публичные слушания по рассмотрению проекта (разработки) генерального плана Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области; публичные слушания назначены на 16 июня 2020 года в 10 часов 00 минут по адресу месторасположения дома Культуры Кузнецкого сельского поселения.
Данное постановление опубликовано в периодическом издании: газета "Восход", выпуск от 15 мая 2020 года N19 (9 913) (том 2, л.д.12), размещено на официальном сайте администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области (том 2, л.д.13-14).
Из протокола публичных слушаний от 16 июня 2020 года следует, что публичные слушания признаны состоявшимися.
Утверждён генеральный план Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области 26 августа 2020 года (оспариваемым решением N74) на седьмом заседании Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области (том 2, л.д.40-50).
На данном заседании присутствовало 17 депутатов из 19 депутатов Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области.
Решение Собрания депутатов от 26 августа 2020 года N74 опубликовано в периодическом издании: информационный вестник "Аргаяшский вестник", выпуск от 1 сентября 2020 года N7/1 (том 2, л.д.238-239).
Главой Аргаяшского муниципального района Челябинской области 29 сентября 2020 года принято постановление N647, которым определено провести публичные слушания по рассмотрению проекта (внесение изменений) правил землепользования и застройки Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области; публичные слушания назначены на 6 ноября 2020 года в 14 часов 00 минут по адресу месторасположения дома Культуры Кузнецкого сельского поселения.
Данное постановление опубликовано в периодическом издании: газета "Восход", выпуск от 16 октября 2020 года N41 (9 935) (том 5, л.д.217 на обороте).
Из протокола публичных слушаний от 6 ноября 2020 года следует, что публичные слушания признаны состоявшимися.
Правила землепользования и застройки утверждены (оспариваемым решением N43) на заседании Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 23 декабря 2020 года (том 2, л.д.184-193), на котором присутствовало 16 депутатов из 19 депутатов Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области.
Оспариваемое решение N43 опубликовано в периодическом издании: информационный вестник "Аргаяшский вестник", выпуск от 13 января 2021 года N1/1 (том 5, л.д.198-215).
С учётом того, что постановление о назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта правил землепользования и застройки Кузнецкого сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области опубликовано в периодическом издании 16 октября 2020 года, а публичные слушания проведены 6 ноября 2020 года; исходя из положений части 8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции сформулирован вывод о нарушении срока проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, который не может быть менее одного месяца и более трёх месяцев с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении.
Вместе с тем, нарушение данного срока нельзя отнести к существенным нарушениям процедуры принятия оспариваемых правил землепользования и застройки, являющихся самостоятельным основанием для удовлетворения иска.
В тоже время проведение публичных слушаний по проектам этих муниципальных правовых актов только в одном населённом пункте данного сельского поселения, является существенным нарушением процедуры, влекущим признание оспариваемых решений не действующими с момента их принятия.
В разделе 3.8 Генерального плана содержится информация, что численность населения Кузнецкого сельского поселения составляет 3 216 человек, численность села Кузнецкое - 1 348 человек.
Частью 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена необходимость проведения публичных слушаний в каждом населённом пункте муниципального образования.
Поскольку публичные слушания по проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки были проведены не во всех населённых пунктах, входящих в состав Кузнецкого сельского поселения, а только в его административном центре (с.Кузнецкое); учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 15 июля 2010 года N931-О-О, согласно которой целью правового института публичных слушаний является обеспечение участия жителей муниципального образования и заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта того или иного градостроительного решения, в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по соответствующим вопросам; суд сформулировал верный вывод, что допущенные нарушения свидетельствуют о несоблюдении уполномоченными органами местного самоуправления процедуры подготовки и утверждения проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки.
Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определённым организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
В настоящем случае не проведение публичных слушаний по проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки в восьми населённых пунктах, входящих в состав Кузнецкого сельского поселения, показатель суммарной численности жителей которых является большим, чем в административном центре, свидетельствует о том, что орган местного самоуправления, реализуя дискреционные полномочия, не создал необходимые условия обеспечения участия в их обсуждении наиболее широких слоёв населения сельского поселения для выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях относительно принимаемых муниципальных правовых актов, не предоставив каждому из числа жителей поселения, кого могут затронуть предполагаемые решения, возможность участвовать в их обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определённым организациям и объединениям для получения общественной оценки принимаемого правового акта; комплексный учёт потребностей населения и устойчивого развития территорий, согласование государственных, общественных и частных интересов в градостроительной деятельности в данном случае не осуществлено.
Таким образом, с учётом собранных по делу доказательств, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о нарушении предусмотренной приведёнными нормами федерального законодательства процедуры проведения публичных по проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки, что подтверждает наличие оснований для удовлетворения административного иска.
Довод жалобы, что в силу положений части 18 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требовалось проведение публичных слушаний по проекту оспариваемого Генерального плана, которым вносились изменения в части уточнения границ населённых пунктов в целях жилищного строительства и определения зон рекреационного назначения, не может быть принят судебной коллегией, поскольку в данном случае оспариваемым решением утверждён новый Генеральный план, а не внесены изменения в ранее принятый Генеральный план. При этом доказательств наличия Генерального плана данного сельского поселения ранее принятия оспариваемого решения, суду не представлено. Согласно объяснениям представителя административного истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции, оспариваемым решением Генеральный план Кузнецкого сельского поселения утверждён впервые.
Не может быть принят судебной коллегией и довод жалобы о том, что не проведение в каждом населённом пункте Кузнецкого сельского поселения публичных слушаний не являлось основанием для вывода о нарушении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, поскольку основан на неверном толковании действующего градостроительного законодательства. При этом доказательств того, что каждому жителю данного сельского поселения или иным заинтересованным лицам была предоставлена возможность ознакомиться с проектом Генерального плана, принять участие в публичных слушаниях и направить свои предложения (замечания) в электронной форме, суду не представлено.
Довод жалобы о том, что по проекту Правил землепользования и застройки федеральным законодательством не предусмотрено проведение публичных слушаний, противоречит положениям части 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что административными истцами были представлены замечания по проекту Генерального плана, адресованные организатору публичных слушаний, не свидетельствует о соблюдении процедуры принятия оспариваемых решений.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, повторяют позицию подателя жалобы в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда.
При таких обстоятельствах с учётом названных выше норм, а также руководствуясь пунктами 29, 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд, сделав верный вывод о существенном нарушении порядка принятия оспариваемых решений, обоснованно признал их не действующими полностью (несмотря на оспаривание их отдельных положений) как не имеющих юридической силы с момента их принятия.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Челябинского областного суда от 25 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.