Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК Восточного военного округа") Оленникова В.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 24 июня 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 21 сентября 2021 года в отношении ФКУ "ОСК Восточного военного округа" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 24 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 21 сентября 2021 года ФКУ "ОСК Восточного военного округа" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, защитник ФКУ "ОСК Восточного военного округа" Оленников В.В. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения. При невозможности их представления организация обязана в трехдневный срок письменно уведомить об этом орган, должностное лицо, вынесших определение.
Материалами дела установлено, что 26 марта 2021 года ФКУ "ОСК Восточного военного округа" не выполнило законные требования должностного лица - государственного инспектора Хабаровского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны, осуществляющего производству по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 8.48 КоАП РФ, не представило запрошенные определением государственного инспектора Гориной О.В. от 12 марта 2021 года в установленный 3-х-дневный срок с момента получения запроса (22 марта 2021 года) сведения: о лице, отвечающем за соблюдение природоохранного законодательства (приказ о назначении, должностную инструкцию), о принадлежности экскаваторов с указанными государственными регистрационными знаками, а также путевые листы на экскаваторы и объяснения.
Факт совершения обществом вмененного правонарушения, правильно квалифицированного по статье 17.7 КоАП РФ и вина лица в его совершении подтверждены представленными в дело доказательствами, полный перечень которых приведен в судебных актах в соответствии с материалами дела.
Все исследованные доказательства получили оценку судей обеих инстанций на предмет допустимости, достоверности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу положений части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Данные признаки субъективной стороны вмененного в вину юридическому лицу административного правонарушения нашли свое подтверждение.
Исполнение указанной обязанности не выходило за пределы возможностей юридического лица. При этом принадлежность виновного лица к органу военного управления основанием для освобождения от установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности служить не может. Рассматриваемое юридическое лицо иммунитетом от общего режима административной ответственности не обладает.
Таким образом, вывод судебных инстанций о наличии в деянии ФКУ "ОСК Восточного военного округа" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в том числе и части 4.1 указанной статьи Кодекса. Соблюдение процессуальных прав лица, в отношении которого осуществлено производство по делу, являлось предметом судебной проверки и не нашло своего подтверждения.
При этом вопреки доводам жалобы то обстоятельство, что ФКУ "ОСК Восточного военного округа" о составлении 5 апреля 2021 года протокола по делу об административном правонарушении было извещено 12 марта 2021 года, то есть до наступления 26 марта 2021 года события административного правонарушения, о незаконности процессуальных действий не свидетельствует, поскольку положениям Кодекса об административных правонарушениях не противоречит.
Как следует из определения государственного инспектора от 12 марта 2021 года, вызов на составление протокола по делу об административном правонарушении поставлен под условие неисполнения юридическим лицом требований административного органа. Не представив запрошенные для целей производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.48 КоАП РФ, документы в течение установленного законом трехдневного срока, ФКУ "ОСК Восточного военного округа" совершило по истечении указанного срока административное правонарушение, предусмотренное статьей 17.7 КоАП РФ, в связи с чем было извещено о том, что протокол о нем будет составлен 5 апреля 2021 года.
По смыслу статьи 25.1 КоАП РФ лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению.
Административным органом были созданы условия и приняты все меры для реализации права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Не прибыв для составления протокола по делу об административном правонарушении, не направив защитника, юридическое лицо реализовало предоставленные ему права избранным для защиты способом.
Доводы, имеющие правовое значение, были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу, обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в соответствующих актах, и не ставят под сомнение их законность и обоснованность.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 17.7 КоАП РФ с учетом требований статей 3.1, 4.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при производстве по делу нижестоящими судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 24 июня 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 21 сентября 2021 года в отношении Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК Восточного военного округа") по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФКУ "ОСК Восточного военного округа" Оленникова В.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.