Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" на решение Хабаровского краевого суда от 08 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 01 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" к комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о признании постановления от 18 декабря 2019 года N 42/8 недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя АО "ДГК" ФИО9, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ФИО10, представителя Правительства Хабаровского ФИО11, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2019 года N 42/8 установлены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением "Николаевская ТЭЦ" филиала "Хабаровская генерация" акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания", с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2020-2022 годы (далее - Постановление N42/8). Данное постановление опубликовано 20 декабря 2019 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru/.
Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - АО "ДГК", Общество, регулируемая организация, ) обратилось в Хабаровский краевой суд с вышеназванным административным исковым заявлением и просило признать недействующим со дня принятия Постановление N 42/8 в части пункта 1 (установление тарифа на 2020 год) и пункта 1 Приложения N 1 (в части строка, устанавливающего цену (тариф) на 2020 год с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года).
В обоснование заявленных требований Общество указало, что комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет, Тарифный орган) обосновано установлен одноставочный тариф на первое полугодие 2020 года на уровне тарифа, утверждённого на второе полугодие 2019 года постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27 ноября 2019 года N 37/3 в размере 3, 60377 руб./кВт*ч, и необоснованно снижен одноставочный тариф (не учтены и не включены недополученные организацией доходы за 2019 год) на второе полугодие 2020 года до 5, 35269 руб./кВт*ч. Обстоятельства, обосновывающие снижение экономически обоснованного тарифа на второе полугодие 2020 года на 1, 84356 руб./кВт*ч, в экспертном заключении не приведены. Условия, при наличии которых возможно произвести снижение тарифа до приемлемого уровня, приведены в пункте 32 Правил государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N1178, но эти условия до настоящего времени не выполнены, и срок их выполнения не установлен.
Решением Хабаровского краевого суда от 08 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 01 июня 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления АО "ДГК" отказано.
13 августа 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба АО "ДГК", поданная через Хабаровский краевой суд 04 августа 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и, принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления АО "ДГК".
В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, до настоящего времени не произведена компенсация за счёт средств бюджета недополученных АО "ДГК" доходов за 2019 год, при этом данная компенсация возможна в рамках законодательства о тарифном регулировании в пределах периода регулирования, что на практике Тарифным органом не реализовано. Тарифным органом нарушен основной принцип регулирования тарифов на электрическую энергию, а именно принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство электрической энергии. При этом, административный истец (кассатор) не согласен не только с длительным отсутствием решения по компенсации выпадающих доходов регулируемой организации, но и с порядком расчета тарифного решения. Со ссылкой на формулы, указанные в пунктах 30 и 31 Методических указаний, утверждённых приказом ФАС России от 29 мая 2019 года N 686/9, кассатор указал, что оспариваемым постановлением утверждён тариф ниже, рассчитанного в Экспертном заключении, что привело к невозможности получения необходимой валовой выручки 2020 года, возмещению затрат ресурсоснабжающей организации и как следствие нарушает права, свободы и законные интересы АО "ДГК" на установление экономически обоснованного тарифа.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 сентября 2021 года кассационная жалоба АО "ДГК" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции посредством использования системы видеоконференц-связи с Хабаровским краевым судом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя АО "ДГК" ФИО9, возражения представителя комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ФИО10, представителя Правительства Хабаровского ФИО11, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, изучив письменные возражения прокуратуры Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Во исполнение положений Закона об электроэнергетике Правительством РФ принято постановление от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены: Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования); Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования).
В соответствии с Положением о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утверждённым постановлением Правительства Хабаровского края от 04 июня 2010 года N 142-пр (далее - Положение), Комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования; осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере тепло- и электроснабжения (пункты 1.2, 3.1 Положения).
Из положений части 6 статьи 23 Закона об электроэнергетике, пункта 32 Правил государственного регулирования усматривается, что в случае изменения установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов долгосрочных тарифов в электроэнергетике, и необходимой валовой выручки субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, которая определена в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен в электроэнергетике на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики, что приведет к недополученным доходам, связанным с осуществлением регулируемых видов деятельности субъектами электроэнергетики, возмещение указанных недополученных доходов таким субъектам электроэнергетики, осуществляется за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "ДГК" является юридическим лицом, осуществляющим производство электрической и тепловой энергии, поставку (продажу) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам. Обеспечивает электроснабжение потребителей (раздел 3 Устава Общества). Свою деятельность Общество осуществляет на территории Дальневосточного федерального округа через свои филиалы, в том числе на территории Николаевского района Хабаровского края через филиал "Хабаровская генерация".
30 апреля 2019 года АО "ДГК" обратилось в комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с заявлением, в котором просило установить экономически обоснованные тарифы на 2020 год долгосрочного периода регулирования 2020-2022 годы на электрическую энергию, производимую СП "Николаевская ТЭЦ" филиала "Хабаровская генерация", с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок Хабаровского края, в размере одноставочного тарифа 9 712, 11 руб./МВтч.
Постановлением N 42/8, на основании экспертного заключения о проведенной экономической экспертизой по установлению цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2020-2022 годы, установлены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением "Николаевская ТЭЦ" филиала "Хабаровская генерация" АО "ДГК", с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок Хабаровского края (пункт 1). Одноставочная цена (тариф) установлена на 2020 год в размере: на период с 01 января по 30 июня - 3, 60377 руб./кВт*ч (пункт 11(1) Основ ценообразования), на период с 01 июля по 31 декабря - 5, 35269 руб./кВт*ч (Приложение N 1).
Согласно экспертному заключению, при формировании цены (тарифа) на второе полугодие 2020 года долгосрочного периода регулирования 2020-2022 годы приняты за основу расчёты цены (тарифа), представленные АО "ДГК". Между тем, сделан вывод о том, что экономически обоснованный размер цены (тарифа) на второе полугодие 2020 года составит 7, 19625 руб./кВт*ч, а его рост по отношению к предыдущему периоду - 199, 7%. Этот размер тарифа рассчитан с учётом выпадающих расходов АО "ДГК" за 2019 год в размере 223 494, 34 тыс. рублей (выделение финансовых средств из бюджета Российской Федерации).
Также, судами установлено, что по состоянию на 31 декабря 2019 года действовало постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27 ноября 2019 года N 37/3 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением "Николаевская ТЭЦ" филиала "Хабаровская генерация" АО "ДГК", с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок Хабаровского края на 2019 год", которым на 2 полугодие 2019 года одноставочный тариф на электрическую энергию (мощность), производимую Николаевской ТЭЦ был установлен в размере 3, 60377 руб./кВт*ч. Данное постановление АО "ДГК" не было оспорено.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая оспариваемые судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правил государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными системами, утверждённых приказом ФАС России от 29 мая 2019 года N686/9, и пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, не противоречит федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в области государственного регулирования тарифов на электроэнергию, не нарушает прав АО "ДГК", а доводы административного истца сводятся к длительному отсутствию решения по компенсации выпадающих доходов регулируемой организации за счёт бюджета.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе АО "ДГК" не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Довод кассационной жалобы о том, что до настоящего времени не произведена компенсация за счёт средств бюджета недополученных АО "ДГК" доходов за 2019 год, правового значения не имеет, и не является предметом настоящего спора.
В экспертном заключении приведены обстоятельства, обосновывающие снижение экономически обоснованного тарифа на второе полугодие 2020 года на 1, 84356 руб./кВт*ч. В тарифе не учтены и не включены недополученные организацией доходы за 2019 год на второе полугодие 2020 года, в размере 1, 84356 руб./кВт*ч или 223 494, 34 тыс. рублей, которые планируется к возмещению из бюджета Российской Федерации.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам АО "ДГК" в судах первой и апелляционной инстанции, и его несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 08 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 01 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.