Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сологуба Виктора Владимировича на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 21 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Сологуба Виктора Владимировича к ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края", начальнику Центра социального обеспечения ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края" Потапову А.В, заинтересованное лицо военный комиссар города Елизово, Елизовского, Соболевского и Усть-Большерецкого районов Камчатского края об оспаривании распоряжения N ЦСО/РК-19875 от 14 мая 2020 года, возложении обязанности восстановить выплату пенсии.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сологуб В.В. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с вышеназванным административным исковым заявлением к ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края", и просил признать незаконным распоряжение начальника Центра социального обеспечения ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края" Потапова А.В. N ЦСО/РК-19875 от 14 мая 2020 года о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет; возложить обязанность восстановить выплату пенсии.
Определениями суда от 02 сентября 2020 года и от 23 сентября 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечён начальник Центра социального обеспечения ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края" Потапов А.В, в качестве заинтересованного лица - военный комиссар города Елизово, Елизовского, Соболевского и Усть-Большерецкого районов Камчатского края.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 21 января 2021 года, административные исковые требования Сологуба В.В. оставлены без удовлетворения.
24 августа 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Сологуба В.В, поданная первоначально через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 21 июля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового судебного акта.
В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, по мнению кассатора, в ходе судебных разбирательств не установлено соответствие оспариваемого распоряжения N ЦСО/РК-19875 от 14 мая 2020 года закону или иному нормативному правовому акту. Суды вышли за пределы заявленных им (административным истцом) требований, рассмотрев вопрос о месте его проживания. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", которые распространяются на спорные правоотношения, допускают "приостановление" выплаты пенсии только в одном случае, если получатель пенсии снова поступает на службу. Устанавливая его (Сологуб В.В.) фактическое место проживания и приостанавливая выплату пенсии, военкомат превысил свои полномочия и нарушил закон. А суды, при рассмотрении дела, не применили закон, подлежащий применению, а именно Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утверждённое постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014 года N 1386, которым предусмотрено, что факт выезда гражданина за пределы РФ для постоянного проживания, удостоверяется заявлением получателя пенсии. Это же заявление является основанием для перевода пенсии, то есть прекращения её выплаты в Российской Федерации и начале её выплаты по новому месту жительства.
Кроме этого, кассатор ссылается на не разрешение заявленного им ходатайства о предоставлении доступа для ознакомления с материалами дела в электронном виде, в связи с чем, он был лишен возможности полноценного участия в судебном разбирательстве.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08 сентября 2021 года кассационная жалоба Сологуба В.В. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края", судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Сологубу В.В. с 09 июля 1991 года назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих.
В период с 20 мая 2003 года по 06 марта 2015 года Сологуб В.В. был зарегистрирован по адресу: "адрес".
18 февраля 2020 года Сологуб В.В. прибыл в отделение социального и пенсионного обеспечения военного комиссариата Камчатского края по городу Елизово, Елизовскому, Соболевскому и Усть-Большерецкому районам для сверки учётных данных, предоставив свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: посёлок Нагорный, "адрес", с 17 марта 2015 года по 17 марта 2020 года, и сообщив, что проживает по адресу регистрации, но периодически выезжает в город Жабинки Республики Беларусь.
Согласно ответу ОВД Жабинсковского районного исполнительного комитета МВД Республики Беларусь от 18 марта 2020 года, направленному в адрес военного комиссариата по городу Елизово, Елизовскому, Соболевскому и Усть-Большерецкому районам, Сологуб В.В. имеет разрешение на постоянное проживание на территории Республики Беларусь и проживает по адресу: Брестская область, "адрес".
Сологубом В.В. в отделение социального и пенсионного обеспечения военного комиссариата Камчатского края по городу Елизово, Елизовскому, Соболевскому и Усть-Большерецкому районам предоставлена копия свидетельства о регистрации по месту пребывания по адресу: Елизовский район, посёлок Красный, "адрес", с 19 февраля 2020 года по 19 февраля 2025 года.
Сотрудниками военного комиссариата Камчатского края по городу Елизово, Елизовскому, Соболевскому и Усть-Большерецкому районам были осуществлены выходы по месту регистрации Сологуба В.В.: посёлок Красный, "адрес", в ходе которых владелец дома ФИО9 подтвердил регистрацию Сологуба В.В. по указанному адресу и пояснил, что Сологуб В.В. по месту регистрации не проживает.
14 мая 2020 года начальником Центра социального обеспечения ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края" Потаповым А.В. издано распоряжение N ЦСО/РК-19875 о приостановлении всех выплат Сологубу В.В. с 01 июня 2020 года до особого распоряжения.
В силу части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Российская Федерация является участником Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года) и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (далее также - Соглашение от 15 мая 1992 года).
В соответствии со статьёй 2 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств регулируется специальным Соглашением.
Таким соглашением является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.
Статьёй 1 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества, а также пенсионного обеспечения семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств-участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу названных положений Соглашений от 13 марта 1992 года и от 15 мая 1992 года для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с данными соглашениями, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации. Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
В Российской Федерации основным законодательным актом, регулирующим пенсионное обеспечение военнослужащих, является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, согласно пункту "а" статьи 1 указанного Закона распространяются в том числе на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Исходя из положений пункта "а" части 1 статьи 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Статьёй 50 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного Закона, и их семей осуществляется, в частности, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Вопросы приостановления, прекращения и возобновления выплаты пенсии регламентированы статьями 24 и 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несёт государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы (пункт 5 части 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Из содержания пунктов 73 - 83 Правилам выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утверждённых приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года N 885н, следует, что возобновление или восстановление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления или прекращения выплаты пенсии.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Конституции РФ, Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утверждённых приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года N 885н, исходили из того, что на момент вынесения оспариваемого распоряжения фактическое место проживание Сологуба В.В. ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края" установлено не было, поскольку обнаружены обстоятельства, подвергающие сомнению достоверность сведений о постоянном месте жительства в Российской Федерации, представленных Сологубом В.В. в подтверждение его права на выплату пенсии на территории Российской Федерации, и пришли к обоснованному выводу, что у начальника Центра социального обеспечения ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края" Потапова А.В. имелись законные основания для
принятия решения о приостановлении выплаты пенсии Сологубу В.В. Кроме этого, приостановление выплаты пенсии связано с необходимостью установления его фактического места жительства и предполагает возобновление выплат в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления, а также заявления самого Сологуба В.В.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе Сологубом В.В. не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков и заинтересованного лица, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Довод кассационной жалобы Сологуба В.ВА. о том, что суды вышли за пределы заявленных им требований, рассмотрев вопрос о месте его проживания, является неправомерным, поскольку порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет предполагает её выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации. Именно отсутствие достоверных сведений о постоянном месте жительства Сологуба В.В. в Российской Федерации и явилось основанием для принятия оспариваемого распоряжения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, оспариваемое распоряжение N ЦСО/РК-19875 от 14 мая 2020 года вынесено правомерно и не противоречит действующему законодательству.
Отклоняет суд кассационной инстанции и довод кассатора на не разрешение заявленного им ходатайства о предоставлении доступа для ознакомления с материалами дела в электронном виде, поскольку заявленное ходатайство было разрешено судом и на него дан мотивированный ответ.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все остальные доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Сологуба В.В. в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 21 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сологуба Виктора Владимировича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.