Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 17 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 28 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сахалинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области обратился в Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением и просил признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области (далее - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области), выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства; возложить на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области (далее - УФСИН России по Сахалинской области) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области с целью отделки стен помещения для выпечки хлеба облицовочной плиткой или другим материалом, выдерживающим влажную уборку и дезинфекцию, а также оборудования помещения мукопросеивательной местной вытяжной вентиляцией; возложить на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести отделку стен помещения для выпечки хлеба облицовочной плиткой или другим материалом, выдерживающим влажную уборку и дезинфекцию, оборудовать помещение мукопросеивательной местной вытяжной вентиляцией.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 17 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 28 января 2021 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены в полном объёме.
24 августа 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области, поданная 09 августа 2021 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права. Так, кассатор указал, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области является казённым учреждением и финансируется исключительно из федерального бюджета. В настоящее время исполнить решение суда не представляется возможным ввиду недостаточного бюджетного финансирования на указанные цели. На неоднократные обращения в УФСИН России по Сахалинской области о выделении дополнительных бюджетных средств, ответ не получен. УФСИН России по Сахалинской области подготовило запрос бюджетных ассигнований, который будет подан в конце текущего года во ФСИН России для утверждения бюджетных средств на 2021 год.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08 сентября 2021 года кассационная жалоба ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, изучив письменные возражения прокуратуры Сахалинской области, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведенных в период 2019-2020 годов Сахалинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области проверок соблюдения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области требований уголовно-исполнительного законодательства, установлено, что на территории Учреждения расположено здание пищеблока, в отдельной части которого размещена хлебопекарня; в нарушение требований Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, УИК РФ, СП 2.3.6.1079-01, помещение для просеивания муки в пекарне не оборудовано местной вытяжной вентиляцией, в производственном помещении для выпечки хлеба на участках западной стены отсутствуют фрагментны кафельного покрытия, что препятствует проведению влажной уборки и дезинфекции.
22 января 2019 года Сахалинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области в адрес начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области было внесено представление об устранении выявленных нарушений. До настоящего времени представление, в части состояния хлебопекарни, не исполнено. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 06 мая 2020 года.
В соответствии с частью 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (часть 3 статьи 101 УИК РФ).
Статьёй 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1) предусмотрено, в частности, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В силу статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьёй 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4.10. Санитарных правил 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утверждёнными Главным государственным санитарным врачом РФ 06 ноября 2001 года (далее - СП 2.3.6.1079-01), предусмотрено, что для предотвращения образования и попадания в воздух производственных помещений вредных веществ необходимо операции, связанные с просеиванием муки, сахарной пудры и других сыпучих продуктов, производить на рабочем месте, оборудованном местной вытяжной вентиляцией.
Согласно пункту 5.5. СП 2.3.6.1079-01 стены производственных помещений на высоту не менее 1, 7 м отделываются облицовочной плиткой или другими материалами, выдерживающими влажную уборку и дезинфекцию. Потолки оштукатуриваются и белятся или отделываются другими материалами. Полы выполняются из ударопрочных материалов, исключающих скольжение, и имеют уклоны к сливным трапам. Окраска потолков и стен производственных и вспомогательных помещений кондитерских цехов производится по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
В силу статьи 9 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 финансовое обеспечение функционирования уголовно - исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В силу статьи 158 Бюджетного кодекса РФ ФСИН России осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и его учреждений.
Согласно статье 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказание.
В соответствии с Уставом ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области, Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса и приобретает правоспособность с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица.
Согласно пунктам 2.1 и 2.5.2 Устава, предметом и целями деятельности ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области является исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации. Учреждение осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных, реализует исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану и здоровья.
В силу пунктов 4.1, 4.3. Устава, управление Учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН России по Сахалинской области и руководство Учреждения (начальник, его заместитель); УФСИН России по Сахалинской области в отношении Учреждения осуществляет, в частности, доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции в судебных актах сослались на положения Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказания в виде лишения свободы", Санитарных правил 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 06 ноября 2001 года, Устав ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области, установили факт наличия выявленных нарушений требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области, а именно: помещение для просеивания муки в пекарне не оборудовано местной вытяжной вентиляцией, в производственном помещении для выпечки хлеба на участках западной стены отсутствуют фрагментны кафельного покрытия, что препятствует проведению влажной уборки и дезинфекции, и пришли к обоснованному выводу о законности требований прокурора.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области не представлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области является казенным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется исключительно за счёт средств федерального бюджета, а на неоднократные обращения в УФСИН России по Сахалинской области о выделении дополнительных бюджетных средств, ответ не получен, правового значение не имеют, поскольку выполнение возложенных на исправительное учреждение действующим законодательством обязанностей по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности финансирования исправительного учреждения.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 17 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 28 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Сахалинской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.