Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Беляева Алексея Анатольевича на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 08 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 30 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Беляева Алексея Анатольевича к ФКУ "Исправительная колония N 6" УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, заинтересованные лица: УФСИН России по Хабаровскому краю, Министерство финансов Российской Федерации о признании незаконными действий (бездействия) сотрудников исправительного учреждения, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения Беляева А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Беляев А.А. обратился в Амурский городской суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением к ФКУ "Исправительная колония N 6" УФСИН России по Хабаровскому краю (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, Учреждение) и просил признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, нарушающими условия его содержания в исправительной колонии, выразившиеся в отсутствии горячего водоснабжения; возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения; взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в размере 50 000 рублей.
Определением суда от 13 января 2021 года к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика ФСИН России, в качестве заинтересованных лиц: УФСИН России по Хабаровскому краю, Министерство финансов Российской Федерации.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 08 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 30 июня 2021 года, административные исковые требования Беляева А.А. удовлетворены частично: признаны незаконными и нарушающими права осужденного Беляева А.А. действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении горячим водоснабжением в камере, где отбывает наказание Беляев А.А.; на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность устранить нарушение прав истца в части обеспечения горячим водоснабжением в камере, где Беляев А.А. отбывает наказание; с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России в пользу Беляева А.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5 000 рублей. В остальной части иска отказано.
31 августа 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Беляева А.А, поданная через Амурский городской суд Хабаровского края 17 августа 2021 года (сдана в администрацию исправительного учреждения), в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения полностью, изменению решения суда первой инстанции в части размера взысканной компенсации, указав, что размер взысканной компенсации явно занижен и не отвечает критериям разумности и справедливости. Кассатор сослался на аналогичную практику судов общей юрисдикции других регионов Российской Федерации.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 сентября 2021 года кассационная жалоба Беляева А.А. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции посредством использования системы видеоконференц-связи Девятого кассационного суда общей юрисдикции и ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Беляева А.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, далее - УИК РФ).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 поименованного Кодекса).
Как следует из статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству, при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учётом практических требований к режиму содержания.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 227.1 КАС РФ, частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, которые рассматриваются судом одновременно.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Беляев А.А. осужден к пожизненному лишению свободы и отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с 09 декабря 2017 года по настоящее время.
В ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю отсутствует горячее водоснабжение. Проектной документацией не предусмотрено горячее водоснабжение в камерах, где осужденные отбывают наказание. Горячее водоснабжение в Учреждении обеспечивается путём нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых. При помывке административный истец пользуется горячей водой. Для стирки постельных принадлежностей и нательного белья в Учреждении имеется прачечная. В камере для нагрева воды разрешается использовать кипятильники. Центральное водоснабжение камер осуществляется лишь холодной водой, в связи с чем истец вынужден при выполнении гигиенических процедур, стирке нижнего белья использовать холодную воду, то есть бытовые и санитарные условия не отвечают российским и международным нормам.
В соответствии со статьёй 99 УИК РФ осужденным к лишению свободы должны быть обеспечены минимальными нормами материально-бытового обеспечения, которые устанавливаются Правительством РФ.
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства юстиции РФ от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Указанные Правила распространяются на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений (пункт 1.1).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая оспариваемые судебные акты, сослались на положения Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Инструкцию по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утверждённую приказом Минюста России от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утверждённого и введённого в действие приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр, Положения о ФСИН России, утверждённого Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314, установили, что в камере ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где содержится осужденный Беляев А.А. отсутствует горячее водоснабжение, и пришли к обоснованному выводу о том, что в отношении осужденного Беляева А.А. исправительным учреждением нарушены условия его содержания. Данные обстоятельства послужили основанием для взыскания в пользу административного истца с Российской Федерации в лице ФСИН России компенсации за нарушение условий содержания в размере 5 000 рублей.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, в том числе в части размера взысканной компенсации, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в кассационной жалобе Беляевым А.А. не представлено.
Довод кассационной жалобы относительно несогласия с размером компенсации подлежит отклонению, поскольку он уже являлся предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции.
Ссылка в кассационной жалобе на решения, вынесенные по другим административным делам, правового значения не имеет, поскольку они вынесены в отношении других осужденных и при иных обстоятельствах.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Беляева А.А. в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 08 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 30 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Беляева Алексея Анатольевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.