Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 17 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности организовать надлежащее водоотведение, исключающее сброс неочищенных сточных вод.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Хабаровский районный суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц и просил возложить на администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края обязать организовать надлежащее водоотведение в сельских поселениях Хабаровского муниципального района Хабаровского края: Некрасовка, Ильинка, Ракитное, Дружба, Гаровка-2, исключающее сброс сточных вод без очистки до нормативного состояния, в течение трёх лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 17 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года, административные исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.
02 сентября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, поданная через Хабаровский районный суд Хабаровского края 25 августа 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, судами не установлен факт сброса сточных вод без отчистки в населённых пунктах: села Ильинка, села Некрасовка, а также не установлен факт сброса воды с отклонением параметров качества воды от нормативных. На территории вышеуказанных населённых пунктов хозяйственную деятельность по водоотведению осуществляет МУП "Водоканал". Однако доказательств, что МУП "Водоканал" обеспечил лабораторные исследования сточных вод, сбрасываемые в водные объекты, материалы административного дела не содержат. Судами приняты неисполнимые решения, поскольку в них не указаны конкретные действия (способ), которые должны быть совершены административным ответчиком в указанный судом срок.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2021 года кассационная жалоба администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание представитель администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе рассмотрения обращения ФИО8 о нарушении водного законодательства в селе Некрасовка Хабаровского муниципального района, проведена проверка организации, осуществляющей водоотведение, в том числе, на территории указанного поселения, МУП "Водоканал Хабаровского муниципального района", в ходе которой установлено, что МУП "Водоканал Хабаровского муниципального района" также осуществляет водоотведение на территории сельских поселений Хабаровского муниципального района: Ильинка, Ракитное, Дружба, Гаровка-2. Деятельность предприятия по водоотведению на территории указанных муниципальных образований организована ненадлежащим образом: в очищенной сточной воде имеются превышения загрязняющих веществ; имеет место большой износ канализационных сетей и оборудования на очистных сооружениях, очистные сооружения не обеспечивают необходимую степень очистки сточных вод перед сбросом в водные объекты на территории муниципального района (реки, водоёмы).
Администрацией Хабаровского муниципального района действенных мер по исполнению предоставленных законом полномочий по организации водоотведения и охране окружающей среды, кроме разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения на территории вышеуказанных поселений, не принимается, что приводит к невозможности исполнения гарантирующей организацией - МУП "Водоканал Хабаровского муниципального района Хабаровского края" требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении сброса сточных вод.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьёй 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путём установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ, частям 1, 5 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 части 1, частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) вопросы местного значения по организации водоотведения на территории сельских поселений являются вопросами местного значения муниципального района, а также предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
Частью 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ) установлено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Аналогичные полномочия органов местного значения муниципального района закреплены в пункте 36 части 1 статьи 5 Устава Хабаровского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29 апреля 2005 года N 53.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты сослались на положения Водного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Приказ Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242, Устав Хабаровского муниципального района Хабаровского края, исходили из того, что администрацией Хабаровского муниципального района не предпринимается действенных мер для реализации мероприятий по организации надлежащего водоотведения, исключающего сброс неочищенных сточных, и пришли к правильному выводу о необходимости возложения на администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края обязанности по организации надлежащего водоотведения на территории Хабаровского муниципального района, исключающего сброс сточных вод без очистки до нормативного состояния. Сброс неочищенных (недостаточно очищенных) сточных вод из систем водоотведения на территории указанных сельских поселений представляет угрозу причинения вреда окружающей среде и жизни, и здоровья граждан.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административного ответчика, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обязанность по организации водоотведения действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем, именно администрация муниципального района несёт ответственность за принятие необходимых мер по очистке сточных вод и их отведению, в соответствии с санитарным и природоохранным законодательством.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края в судах первой и апелляционной инстанции, и её несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 17 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.