Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Благовещенска на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 03 августа 2021 года по административному делу по исковому заявлению прокурора города Благовещенска в интересах неопределённого круга лиц, жителей города Благовещенска, Амурской области, к администрации города Благовещенска, заинтересованные лица: управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска, муниципальное учреждение "Городское управление капитального строительства", муниципальное казенное предприятие города Благовещенска "Городской сервисно-торговый комплекс", Главное управление МЧС России по Амурской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать водоотведение.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Благовещенска обратился в Благовещенский городской суд Амурской области в интересах неопределённого круга лиц, жителей города Благовещенска, Амурской области с вышеназванным исковым заявлением и просил признать незаконным бездействие администрации города Благовещенска по организации водоотведения в районе улицы Кантемирова города Благовещенска Амурской области; возложить на администрацию города Благовещенска обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение по улице Кантемирова города Благовещенска Амурской области, исключающее застой воды на покрытии и обочинах проезжей части, в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", принятым решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 827.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 11 февраля 2021 года административные исковые требования прокурора города Благовещенска оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 03 августа 2021 года решение Благовещенского городского суда Амурской области от 11 февраля 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым бездействие администрации города Благовещенска по надлежащей организации водоотведения в районе улицы Кантемирова города Благовещенска Амурской области признано незаконным; на администрацию города Благовещенска возложена обязанность в срок до 01 ноября 2022 года организовать надлежащее водоотведение в районе улицы Кантемирова города Благовещенска Амурской области, исключающее застой воды на покрытии и обочинах проезжей части, в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", принятым решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 827.
20 сентября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Благовещенска, поданная через Благовещенский городской суд Амурской области 13 сентября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 03 августа 2021 года, и оставлении в силе решения Благовещенского городского суда Амурской области от 11 февраля 2021 года.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права. Так, по мнению кассатора, организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в части реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, а также осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения относится к компетенции управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска, которое является самостоятельным юридическим лицом, имеет гербовую печать, штампы, официальные бланки, лицевые и бюджетные счета. УЖКХ администрации города Благовещенска, в свою очередь заключает договора с МПК "ГСТК" на предоставление субсидии казённым предприятиям города Благовещенска на возмещение затрат, связанных с выполнением заказа по содержанию и ремонту улично-дорожной сети города Благовещенска, а также очистке ливневой канализации. 08 июня 2020 года УЖКХ администрации города Благовещенска заключило муниципальный контракт с ООО "Центр теплоэнергоснабжений" на оказание услуг по разработке документации по развитию системы сбора и отведения поверхностных сточных вод на территории города Благовещенска. Срок исполнения контракта декабрь 2020 года. По результатам выполненных работ подрядной организацией разработаны предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения, разработана электронная модель схемы водоотведения. Мероприятия по модернизации и усовершенствованию системы водоотведения поверхностных сточных вод на спорном участке предложено выполнить до 2024 года, а суд апелляционной инстанции установилсрок до 01 ноября 2022 года, что может привести к неэффективности работы системы водоотведения.
Кроме этого, кассатор сослался на то, что 08 июня 2020 года и 18 августа 2020 года, в связи прошедшими ливневыми осадками, на территории муниципального образования город Благовещенск устанавливались режимы чрезвычайной ситуации. Бездействие со стороны администрации города Благовещенска отсутствует, была организована и проводилась работа в целях ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сильных ливневых дождей.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2021 года кассационная жалоба администрации города Благовещенска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административного ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, изучив письменные возражения прокуратуры Амурской области, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, прокуратурой города Благовещенска в рамках надзорной деятельности проведена проверка соблюдения требований законодательства о чрезвычайных ситуациях, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства о безопасности дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что принимаемые администрацией города Благовещенска меры по содержанию ливневой канализации по улице Кантемирова города Благовещенска являются не эффективными. Содержание ливневой канализации города Благовещенска, в том числе по улице Кантемирова, обеспечивается силами МКП города Благовещенска "Городской сервисно-торговый комплекс" за счёт средств субсидии, выделяемой из городского бюджета. В рамках поступающего финансирования МКП города Благовещенска "Городской сервисно-торговый комплекс" производит очистку от мусора, промывку и текущий ремонт имеющейся системы водоотведения. Пропускная способность ливневой канализации по улице Кантемирова рассчитана на среднестатистическое количество выпадающих осадков. Согласно информации Амурского центра ЦГМС - филиала ФГБУ "Дальневосточное УГМС" от 24 сентября 2020 года, 08 июня 2020 города на метеорологической станции Благовещенск зафиксирован "сильный ливень", "очень сильный дождь", 18 августа 2020 года - "очень сильный дождь". В связи с происходившими затоплениями в результате прошедших ливней постановлениями администрации города Благовещенска от 08 июня 2020 года N 1809 и от 18 августа 2020 года N 2696 на территории города Благовещенска вводился режим чрезвычайной ситуации. Согласно информации Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Благовещенска от 17 сентября 2020 года с территории улицы Кантемирова города Благовещенска проводилась откачка воды в периоды: 08, 09, 14, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30 июня 2020 года, 04, 05 июля 2020 года, 17, 18, 19, 31 августа 2020 года, 01, 03, 04, 05 сентября 2020 года.
При этом затопление улицы Кантемирова города Благовещенска происходит ежегодно в летний период времени.
Частью 1 статьи 132 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пунктам 3, 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Аналогичная обязанность закреплена в части 1 статьи 4 Устава муниципального образования города Благовещенска, принятого решением Благовещенской городской Думы 26 мая 2005 года N 62/89.
В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", а также полномочиями в сфере надлежащего содержания (ремонта) автомобильных дорог местного значения (Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ)).
В силу подпункта "а" пункта 13.2 Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 827, водоотвод с проезжей части должен находиться в состоянии, исключающем застой воды на покрытии и обочинах.
Согласно пунктам 12, 46, 65 части 1 статьи 33 Устава муниципального образования города Благовещенска, к полномочиям администрации города Благовещенска относится: организация в границах городского округа электро - тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления прокурора, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии бездействия со стороны администрации города Благовещенска по организации надлежащего водоотведения в районе улицы Кантемирова города Благовещенска Амурской области, поскольку администрацией города Благовещенска была организована и проведена работа по ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате сильных ливневых дождей в июне и августе 2020 года, также был заключён муниципальный контракт с ООО "Центр теплоэнергосбережений" на оказание услуг по разработке документации по развитию системы сбора и отведения поверхностных сточных вод на территории города Благовещенска, по результатам исполнения данного контракта и разработки документации по развитию системы сбора и отведения поверхностных сточных вод на территории города Благовещенска, мэром города Благовещенска направлено обращение губернатору Амурской области с просьбой о выделении дополнительных финансовых ассигнований на мероприятие "Субсидия бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходов по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и сооружений на них" государственной программы "Развитие транспортной системы Амурской области" на выполнение в числе прочих работ по ремонту ливневой канализации по улице Кантемирова от улицы Институтская до Игнатьевского шоссе в размере 80, 0 млн. рублей.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении административного искового заявления прокурора, суд апелляционной инстанции сослался на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", установил, что принимаемые администрацией города Благовещенска меры по содержанию ливневой канализации по улице Кантемирова города Благовещенска являются не эффективными и не достаточными, до настоящего времени предпринимаемые меры необходимого результата не достигли, затопление улицы Кантемирова города Благовещенска происходит ежегодно в летний период времени, и пришёл к обоснованному выводу о неисполнении администрацией города Благовещенска обязанности по обеспечению надлежащего водоотведения в районе улицы Кантемирова города Благовещенска Амурской области, то есть о наличии бездействия.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы суда апелляционной инстанции, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе администрацией города Благовещенска не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, администрация города Благовещенска является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу.
Довод кассационной жалобы о том, что мероприятия по модернизации и усовершенствованию системы водоотведения поверхностных сточных вод на спорном участке предложено выполнить до 2024 года, в связи с чем, со стороны администрации города Благовещенска бездействие отсутствует, правового значения не имеет, поскольку не представлены доказательства того, что на момент вынесения оспариваемого судебного акта организовано водоотведение по улице Кантемирова города Благовещенска.
Указание в кассационной жалобе на отсутствие бездействия со стороны администрации города Благовещенска, поскольку ею была организована и проводилась работа в целях ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сильных ливневых дождей, также не имеет правового значения в рамках разрешения настоящего спора.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суд апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применил нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам администрации города Благовещенска в судах первой и апелляционной инстанции, а её несогласие с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 03 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Благовещенска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления оспариваемого апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.