Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Наконечной Е.В, Власенко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Деева ФИО5 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинское Сахалинской области (межрайонное) о признании незаконным решения, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 20 апреля 2020 года
по кассационной жалобе Деева ФИО6 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 14 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 20 апреля 2021 года
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В, судебная коллегия
установила:
Деев Ю.В. обратился в суд с названным иском, указав в обоснование заявленных требований, что он родился 20 октября 1964 года, и при наличии страхового стажа работы более 16 календарных лет, по достижении 55 лет 6 месяцев у него возникло право на пенсию по старости, в связи с чем он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в чем ему пенсионным органом отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. Считает данное решение незаконным, так как служба в Вооруженных Силах Российской Федерации входит в трудовой стаж, и его страховой стаж составляет более 16 лет.
В своих исковых требованиях Деев Ю.В просил суд (с учетом уточнений) признать решение об отказе в установлении (выплате) пенсии от 09 апреля 2020 года N "данные изъяты" незаконным, возложить на ответчика обязанность назначить на законных основаниях выплату страховой пенсии по старости с 20 апреля 2020 года, взыскать материальный ущерб в размере 171 000 рублей за выполненную им работу по подготовке, представлению и получению запрашиваемых документов, использование личного транспорта, из расчета одного дня работы 3 000 рублей в течение 57 дней, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 120 000 рублей.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 14 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований Деева Ю.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 20 апреля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Деева Ю.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Деева Ю.В ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений суда первой и второй инстанции как не соответствующих фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В письменных возражениях Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинское Сахалинской области (межрайонное) просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Стороны, извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений судами не допущено.
В соответствии с ч.4 ст.7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно ч.1, ч.3 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу п.6 ч.1 ст.32 этого же Закона (в редакции, действующей с 01.01.2019) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии со ст. 35 этого же Закона (переходные положения) продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, наличие в переходный период страхового стажа, указанного в приложении N3 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", применяется при установлении страховой пении на общих основаниях (ст.8 Закона). Для назначения пенсии в соответствии в п.6 ч.1 ст.32 указанного Закона установлена необходимая продолжительность страхового стажа - 25 лет.
Установив в ходе судебного разбирательства, что на момент обращения Деева Ю.В, 20.10.1964г.р, являющегося получателем пении по выслуге лет, за назначением страховой пенсии по старости у него не имелось требуемого 25-летнего страхового стажа (и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составил менее 16 лет при требуемых 20), при этом периоды службы, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет, не подлежат включению в страховой стаж (ст.13 ФЗ "О страховых пенсиях"), суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения пенсионного органа от 09.04.2020 незаконным и для понуждения этого органа к назначению истцу страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции правильными, указав, что указанные выводы согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в своих Определениях от 17.10.2006 N380-О, от 29.09.2011 N1040-О-О, от 24.09.2012 N1505-О, в соответствии с которой решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами судов первой и апелляционной инстанции, так как эти выводы основаны на установленных судами фактических обстоятельствах дела и соответствуют вышеприведенным положениям действующего законодательства.
Рассматривая дело суды верно исходили из существа заявленных исковых требований и из того, что решение пенсионного органа оспаривалось Деевым Ю.В. в целях в защиты права на назначение ему страховой пенсии по старости, однако, учитывая, что такое право у него не озникло вследствие отсутствия необходимого стажа, суды верно не нашли оснований для удовлетворения иска.
Доводы истца о неверном применении судами положений Федерального закона "О страховых пенсиях" суд кассационной инстанции отклоняет, так как нарушений, связанных с неправильным применением или толкованием норм материального права судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку исследованных судами доказательств, не могут служить основанием к отмене оспариваемых судебных решений в кассационном порядке, так как правом переоценки доказательств суд кассационной инстанции в силу положений Главы 41 ГПК РФ не наделен.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что предусмотренные частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемого судебного акта, не установлены, суд кассационной инстанции полагает кассационную жалобу Деева Ю.В. не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 14 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 20 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Деева ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.