Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Власенко И.Г. рассмотрев по правилам ч. 10 ст. 379.5 ГПК РФ заявление Думановского Олега Константиновича об изменении способа исполнения решения Зейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ
по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на определение Зейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
Думановский О.К. обратился в суд с заявлением об изменении способа исполнения решения, указав, что решением Зейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ, за ним (Думановским О.К.) признано право на получение государственного жилищного сертификата (ГЖС), как лица, лишившегося единственного жилья в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего на территории Амурской области в ДД.ММ.ГГГГ года, из расчета 18 кв.м. общей площади. Указанным решением на Правительство Амурской области возложена обязанность включить Думановского О.К. в список граждан, имеющих право на получение ГЖС, направить указанный список в министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для подготовки проекта решения Правительства Российской Федерации о выдаче Правительству Амурской области бланка сертификата.
Выдача ГЖС на момент принятия указанного решения предусматривалась постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий". В настоящее время данный нормативный акт утратил силу, действующее законодательство не предусматривает выдачу сертификатов, что препятствует исполнению судебного решения, в связи с чем просил изменить способ и порядок исполнения решения в части признания за ним права на получение ГЖС - на получение выплаты за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного помещения, расположенного по адресу N в результате ЧС - наводнения, произошедшего на территории Амурской области в ДД.ММ.ГГГГ года, способом и в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Представитель Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области направил отзыв, согласно которому признал требования обоснованным, указав, что администрация края неоднократно направляла в Правительство РФ список для решения вопроса о направлении бланка ГЖС для выдачи истцу, до настоящего времени решения не принято, в то время как другим способом исполнить решение не представляется возможным в связи с изменением правого регулирования.
Представители Правительства Амурской области, МЧС России, Министерства финансов РФ, Правительства РФ, УФК по Амурской области своих возражений относительно заявления об изменении способ и порядка исполнения решения суда не направили.
Определением Зейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление удовлетворено.
Апелляционным определением Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, представляя интересы Правительства РФ, просит отменить определение суда первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно статьи 203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно статье 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
По смыслу указанных норм изменение способа и порядка исполнения решения суда должна применяться с учетом обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, а основания для изменения способа и порядка исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникнуть при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Решением Зейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом апелляционного определения определением Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, за Думановским О.К, лишившимся единственного жилья в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего на территории Амурской области в ДД.ММ.ГГГГ года, признано право на получение государственного жилищного сертификата, из расчета не менее 18 кв.м. общей площади.
Постановлением губернатора Амурской области от 20.01.2015 N 8 Думановский О.К. включен в уточненный поименный список граждан, лишившихся жилья е результате ЧС, для получения государственных сертификатов". Указанный Список и иные документы, подтверждающие право Думановского О.К. на получение ГЖС, неоднократно были направлены в МЧС России для разработки проекта распоряжения Правительства Российской Федерации, предусматривающего выдачу Правительству Амурской области 1 бланка ГЖС.
В соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 982, постановление Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических, актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" источником финансирования расходов, связанных погашением бланков ГЖС предъявленных гражданами, утратившими жилые помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в финансовый орган субъекта Российской Федерации, являлись средства федерального бюджета, предусмотренные в составе резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
С 01.01.2020 постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, определяющее порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствии (в том числе на погашение ГЖС), утратило силу, а указанный резервный фонд включен в состав резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Одновременно, с этого же времени, в связи с принятием Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 N 1846 изменился порядок реализации прав граждан, утративших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе чрезвычайных ситуаций регионального характера, единственные жилые помещения, на приобретение жилых помещений с привлечением средств федерального бюджета.
Согласно вышеуказанным актам Правительства Российской Федерации средства резервного фонда Правительства Российской Федерации могут быть направлены: на погашение ГЖС, выданных субъектам Российской Федерации до 01.01.2020; на предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены й (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом с 01.01.2020 выпуск и предоставление новых ГЖС, о выдаче которых не было принято решение Правительство Российской Федерации не осуществляется. Поскольку до указанной даты решение Правительства Российской Федерации о выдаче Правительству Амурской области 1 бланка ГЖС, подлежащего выдаче Думановскому О.К. не было принято, суд правомерно пришел к выводу о наличии исключительных обстоятельств, в силу которых исполнить решение определенным в нем способом не представляется возможным, в то время, как в отсутствие изменения способа и порядка исполнения решения суда, нарушенное право гражданина останется без защиты.
Во исполнение постановления N 1327 Правительством Амурской области издано постановление от 22.10.2019 N 596, которым утверждены Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области".
Правила, утвержденные постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 N 596, определяют порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области выплат на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта, а также средства областного бюджета.
Суды обеих инстанций правильно пришли к выводу, что признание утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110 не может являться основанием для отказа в совершении федеральными органами государственной власти Российской Федерации действий, имеющих целью исполнение судебного постановления, которым восстановлено нарушенное право Думановского О.К.
Пункт 1 Правил от 16.10.2019 N 1327 не содержит исключений, согласно которым реализация Правил затрагивает только ту категорию граждан, жилые помещения которых были утрачены (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций, возникших после вступления силу Правил.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что суд изменил существо принятого решения является необоснованным, поскольку суд не разрешал вопрос о праве Думановского О.К. на обеспечение жилым помещением. Основанием для изменения способа и порядка исполнения решения явилось принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, согласно которым право на получение ГЖС заменено на получение трансферта. При этом, источник исполнения решения (федеральный бюджет) остался без изменения.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не усматривается.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
определение Зейского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья Власенко И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.