Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Власенко И.Г, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Дальнегорского городского округа о признании членами семьи, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 21 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 17 мая 2021года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, судебная коллегия
установила:
Менжинская Т.М. обратилась в суд с иском к администрации Дальнегорского городского округа Приморского края, с учетом уточнения требований, просила суд признать ФИО4 и ФИО6 членами семьи ФИО5 на момент его смерти, с тем, чтобы они были учтены при расчете размера социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указав, что ее супруг ФИО5 являлся участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством, Федеральной целевой программы "Жилище" и имел право на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "инвалиды". Был поставлен на соответствующий учет с составом семьи 4 человека, включая его супругу ФИО1, дочь ФИО4 и внука ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г. "адрес" они проживали одной семьей по адресу: "адрес", вели общее хозяйство, истица с супругом обучали дочь в институте, занимались воспитанием внука, ФИО5 в силу возраста и состояния здоровья нуждался в постоянном постороннем уходе. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер. За ФИО1 сохранено право на получение социальной выплаты в связи со смертью супруга.
Решением Дальнегорского районного суда Приморского края от 21 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 17 мая 2021года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Менжинская Т.М. просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции и удовлетворить ее требования в полном объеме.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не прибыли, извещены надлежаще.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В Федеральном законе N125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи (статья 1).
В статье 4 указанного закона определено, что право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.
В силу статьи 5 Закона размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:
состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года;
норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Материалами дела установлено, что ФИО5 на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ был признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище", имеющим право на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилья в связи с переселением их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "инвалиды". ФИО5 был поставлен на учет составом семьи 4 человека.
На момент постановки на учет вместе с ФИО5 в квартире в "адрес", общ. Площадью N кв.м, значились зарегистрированными 4 человека: ФИО5, ФИО1, ФИО4, ФИО6
ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ.
По заявлению Менжинской Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ комиссией по предоставлению жилищных субсидий гражданам, проживающим на территории Дальнегорского ГО, выезжающим из районов, приравненных к районам Крайнего Севера, принято решение N от ДД.ММ.ГГГГ о сохранении за ФИО1 права на получение соответствующей выплаты в связи со смертью ее супруга ФИО5
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что по документам ФИО4 (до 2007 года Шкидина) не является дочерью ФИО5, с 2017 года совместно с ним не проживала, работала и проживала в "адрес", затем в "адрес". Приезжала в "адрес" периодически. Суд пришел к выводу, что ФИО4 и ее сын не являются членами семьи ФИО5 Сам по себе факт регистрации в спорной квартире не принят судом в качестве доказательств подтверждения факта родственных связей. ФИО6, 2000 года рождения, является сыном ФИО4, вселен в жилое помещение в несовершеннолетнем возрасте по месту регистрации матери. В возрасте 16 лет выехал в "адрес", где и проживает.
Суд исходил из того, что ФИО4 и ее сын ФИО6 не являются родственниками ФИО5, на его иждивении не находились.
Мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, подробно изложены в решении и апелляционном определении.
Судебная коллегия кассационной инстанции с такими выводами соглашается.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 21 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 17 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.