Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Наконечной Е.В, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ергашева Л.И, к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании незаконным отказа в получении государственного жилищного сертификата на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязании оформить и выдать жилищный сертификат, по кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 17 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 28 мая 2021 года
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, пояснения Ергашевой Л.И, судебная коллегия
установила:
Ергашева Л.И. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании незаконным отказа в получении государственного жилищного сертификата на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязании оформить и выдать жилищный сертификат.
В обоснование заявленных требований указав, что с ДД.ММ.ГГГГ она совместно с супругом и ребенком состояла в очереди на улучшение жилищных условий на получение сертификата на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в администрации г. Зея Амурской области, ежегодно проходила перерегистрацию в администрации г. Зеи. В 2007 году Ергашева Л.И, стала пенсионером и была включена в список граждан на получение сертификата по переселению из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей по категории "пенсионеры".
В июне 2020 года из администрации "адрес" она получила письмо, в котором предлагалось собрать и предоставить до ДД.ММ.ГГГГ необходимые документы для получения государственного жилищного сертификата, что истцом и было сделано.
Решением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области N от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата в связи с тем, что на дату постановки на учет продолжительность периода работы Ергашева Л.И, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 08 лет 06 месяцев 26 дней, что менее 10 лет.
Просила суд признать незаконным решение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в 2020 году; признать право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, на семьи из 3-х человек, в том числе членов семьи Ергашева Л.И, : супруга и ребенка; возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области обязанность оформить и выдать государственный жилищный сертификат за счет средств федерального (регионального) бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории "пенсионеры", на семью Ергашева Л.И,, супруга и ребенка.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 17 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 28 мая 2021 года, исковые требования Ергашевой Л.И. удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, поскольку судами неверно применены нормы права, и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Ергашева Л.И, не согласилась с доводами кассационной жалобы, поддержала письменные возражения.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
Из материалов дела усматривается, что Ергашева Л.И, является участником реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N, и состоит на соответствующем учете с 17.09.1996 года составом семьи 3 человека: Ергашева Л.И,, муж - ФИО4, сын - ФИО5, как имеющая право на получение жилищного сертификата на основании Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области была проведана проверка учетных дел граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилье" на 2015-2020 годы - граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории "инвалиды", в ходе которой было установлено, что у Ергашева Л.И, продолжительность периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на момент постановки на учет (ДД.ММ.ГГГГ) составляет 08 лет 06 месяцев 26 дней, что не достаточно для получения жилищной субсидии, поскольку стаж работы до ДД.ММ.ГГГГ (до момента вступления в законную силу Федерального закона N от ДД.ММ.ГГГГ) должен составлять не менее 10 лет, а после ДД.ММ.ГГГГ - 15 лет. В связи с чем Ергашева Л.И, отказано в выдаче государственного жилищного сертификата.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении иска, с которым согласился суд апелляционной инстанции, учел требования статей 1, 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Постановления Конституционного Суда Российской Федарации от 24.05.2001 года N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", положения программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050. При этом суд исходил из следующего.
В силу ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1.01.1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Ранее действовавший Федеральный закон от 25.07.1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст. 2).
Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10.12.1993 года N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3.08.1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17.08.1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году").
Из представленной в материалы дела справки УПФР в "адрес" (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что стаж работы Ергашева Л.И, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 10 лет 05 месяцев 04 дня.
Принимая во внимание дату вступления в законную силу Федерального закона от 25.07.1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", суд первой инстанции пришел к выводу, что на день изменения законодательства (31.07.1998 года) стаж работы истца Ергашева Л.И, в местности, приравненной к районам Крайнего севера, составлял более 10 лет.
Мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, подробно изложены в решении и апелляционном определении.
Всем доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами дана мотивированная оценка.
Судебная коллегия кассационной инстанции с такими выводами соглашается.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 17 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 28 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.