Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Вольной Е.Ю., рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело (N3а-27/2021) по частной жалобе представителя Правительства Республики Бурятия - Тутаевой Юлии Станиславовны на определение Верховного Суда Республики Бурятия от 16 сентября 2021 года о взыскании судебных расходов по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центральный" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центральный" (далее - ООО "Центральный"), являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", и земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", обратилось в Верховный Суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости данных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости относительно объекта недвижимости с кадастровым номером N - 10 095 000 рублей по состоянию на 01 января 2016 года, объекта недвижимости с кадастровым номером N - 3 169 000 рублей по состоянию на 19 декабря 2018 года.
Вступившим 12 мая 2021 года в законную силу решением Верховного Суда Республики Бурятия от 01 апреля 2021 года административное исковое заявление ООО "Центральный" удовлетворено, установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N в размере 9 866 000 рублей по состоянию на 01 января 2016 года и земельного участка с кадастровым номером N в размере 2 667 000 рублей по состоянию на 19 декабря 2018 года. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости постановлено считать 30 декабря 2020 года.
12 августа 2021 года ООО "Центральный" обратилось в Верховный Суд Республики Бурятия с заявлением о взыскании судебных расходов в размере 192 700 рублей, из которых: расходы по оплате государственной пошлины - 4 000 рублей, расходы по оплате юридических услуг - 33 000 рублей, расходы по оплате услуг на оценку - 110 000 рублей, расходы за проведение судебной экспертизы - 45 000 рублей, почтовые расходы - 700 рублей.
Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 16 сентября 2021 года заявление административного истца удовлетворено частично, с Правительства Республики Бурятия в пользу ООО "Центральный" взысканы судебные расходы в размере 169 700 рублей.
В частной жалобе представитель Правительства Республики Бурятия просит вышеуказанное определение отменить, разрешив вопрос по существу. В обоснование своей позиции ссылается на то обстоятельство, что административным истцом не соблюден внесудебный порядок урегулирования спора, поскольку постановлением Правительства Республики Бурятия от 26 октября 2020 года N648 установлена дата перехода к применению на территории Республики Бурятия статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) - 1 января 2021 года. При этом, положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке не предусматривают возможности компенсации судебных расходов, связанных с оплатой отчета об оценке, понесенных в связи с обращением с заявлением в уполномоченное учреждение. Кроме того, стоимость услуг оценщика является завышенной, не соответствует средним ценам за оказание подобных услуг. Судом первой инстанции не проанализированы ответы оценочных организаций, представленных административным ответчиком, из которых следует, что стоимость услуг по подготовке отчета об оценке недвижимого имущества значительно ниже той, что заявлена административным истцом.
В соответствии со статьей 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы осуществлено без проведения судебного заседания.
Учитывая характер и сложность разрешаемого процессуального вопроса, доводов частной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для вызова сторон не находит.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, принятый судебный акт, исследовав материалы административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Как усматривается из обжалуемого судебного акта и административного дела, административный истец обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N в размере их рыночной стоимости: относительно объекта недвижимости с кадастровым номером N - 10 095 000 рублей по состоянию на 01 января 2016 года, объекта недвижимости с кадастровым номером N - 3 169 000 рублей по состоянию на 19 декабря 2018 года.
Спорный земельный участок был образован в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером N.
Согласно акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 20 декабря 2018 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 27 002 840, 82 рублей на основании средних значений удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Правительства Республики Бурятия от 13 января 2016 года N2 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Республике Бурятия".
В силу положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, что также следует из абзацев первого и второго статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Порядок возмещения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости урегулирован главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N1) и пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28).
Как разъяснено в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости (абзац второй пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28).
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Пунктом 1.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N113, установлено, что в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных земельных участков и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости таких земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N222.
Согласно пункту 1.4 указанных Методических указаний результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который утверждается руководителем соответствующего отдела или филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года NП/210 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Обращаясь в суд с названным иском, административный истец в качестве ответчиков по делу указал Правительство Республики Бурятия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия.
Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 08 февраля 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Вместе с тем, рассматривая заявление о взыскании судебных расходов, суд в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не известил ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о времени и месте судебного заседания.
Согласно статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе: оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения; отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Учитывая, что в связи с не извещением административного ответчика суд апелляционной инстанции лишен возможности разрешить вопрос по существу, допущенные судом первой инстанции нарушения процессуальных норм являются существенными, что является безусловным основанием для отмены определения суда без правовой оценки доводов частной жалобы и направления административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого суду необходимо исследовать акт определения кадастровой стоимости земельного участка, установить орган, утвердивший результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, и в соответствии с нормами закона разрешить вопрос о возмещении понесенных административным истцом судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
Определение Верховного Суда Республики Бурятия от 16 сентября 2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Бурятия.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Верховный Суд Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья Е.Ю. Вольная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.