Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, в составе судьи Мулярчика А.И., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу административного ответчика Правительства Республики Бурятия - Тутаевой Юлии Сергеевны на определение Верховного Суда Республики Бурятия от 16 сентября 2021 года по административному делу N 3а-26/2021 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Улан-Удэнское грузовое автотранспортное предприятие N 3" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Улан-Удэнское грузовое автотранспортное предприятие N 3" обратилось в Верховный Суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 25 марта 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года с кадастровыми номерами: N- 692 000 рублей, N - 925 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 11 мая 2018 года с кадастровыми номерами: N - 1 622 000 рублей, N - 1 622 000 рублей.
Решение суда не обжаловано, вступило в законную силу 12 мая 2021 года.
12 августа 2021 года административный истец обратился в суд с заявлением о возмещении понесенных при рассмотрении административного дела судебных расходов, в котором просил взыскать с административных ответчиков судебные расходы по оплате отчета об оценке - 130 000 рублей; расходы по оплате услуг представителя - 39 000 рублей; расходы на уплату государственной пошлины - 8 000 рублей, почтовые расходы - 700 рублей.
Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 16 сентября 2021 года заявление о взыскании судебных расходов удовлетворено частично, с Правительства Республики Бурятия в пользу ОАО "Улан-Удэнское грузовое автотранспортное предприятие N 3" взысканы судебные расходы в сумме 151 037 рублей.
С указанным определением не согласился представитель административного ответчика Правительства Республики Бурятия - Тутаева Ю.С, в частной жалобе просит определение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая на то, что административным истцом не соблюден внесудебный порядок урегулирования спора, поскольку Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26 октября 2020 года N 648 установлена дата перехода к применению на территории Республики Бурятия статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) - 1 января 2021 года. При этом, положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке не предусматривают возможности компенсации судебных расходов, связанных с оплатой отчета об оценке, понесенных в связи с обращением с заявлением в уполномоченное учреждение. Кроме того, стоимость услуг оценщика является завышенной, не соответствует средним ценам за оказание подобных услуг.
Согласно статье 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы осуществлено без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив доводы частной жалобы, проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.
При этом, расходы на оплату услуг представителя присуждаются в разумных пределах исходя из требований статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 13 января 2016 года N 2 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Республике Бурятия" кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N и N определена в размере 3 067 699, 23 рублей и 3 743 058, 89 по состоянию на 1 января 2015 года.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т. 1 л.д. 15-16), а так же содержащемуся в материалах дела отзыву ФГБУ "ФКП Росреестра" (том 2 л.д. 190-198), кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N и N определена ФГБУ "ФКП Росреестра" в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и составляет 6 170 459 рублей по состоянию на 11 мая 2018 года.
Согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные данной статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (пункт 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", (далее - Положение).
К функциям по государственной кадастровой оценке отнесено также определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (пункт 5.1.26 Положения).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 12 мая 2015 года N П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Между тем, суд первой инстанции взыскал все судебные расходы с одного ответчика - Правительства Республики Бурятия, несмотря на то, что кадастровая стоимость двух из четырех земельных участков с кадастровыми номерами N и N определена в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности ФГБУ "ФКП Росреестра", привлеченным к участию в деле в качестве соответчика определением суда от 8 февраля 2021 года (т. 2 л.д. 160-163).
При этом, ФГБУ "ФКП Росреестра" не извещалась судом о времени и месте судебного заседания по рассмотрению заявления ОАО "Улан-Удэнское грузовое автотранспортное предприятие N 3" о взыскании судебных расходов (т. 4 л.д. 203).
В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Таким образом, определение суда первой инстанции подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу требований пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Верховного Суда Республики Бурятия от 16 сентября 2021 года отменить. Административное дело с заявлением открытого акционерного общества "Улан-Удэнское грузовое автотранспортное предприятие N 3" о взыскании судебных расходов направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья А.И. Мулярчик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.