Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Тамбова Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 17 мая 2021 г. (дело N 2а-946/2021), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 25 августа 2021 г. (дело N 33а-2741/2021), вынесенные по административному делу по административному иску Орлова Алексея Николаевича к администрации г. Тамбова о признании незаконным постановления от 19.02.2021 N755 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Орлов А.Н. является собственником гаража, 1985 года постройки, расположенного по адресу: "адрес" гараж N.
26 января 2021 г. Орлов А.Н, через своего представителя, обратился в администрацию г. Тамбова с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка бесплатно, расположенного под гаражом N по адресу: "адрес"
19 февраля 2021 г. постановлением администрации г.Тамбова N755 Орлову А.Н. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка под гаражом N в ГСК "Энергетик-ТЭЦ", в связи с тем, что гараж расположен в зоне с особыми условиями использования территории (охранной зоне линии электропередачи).
Орлов А.Н. обратился в суд с административным иском о признании незаконным постановления от 19 февраля 2021 г. N 755 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка под гаражом N; возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка под указанным гаражом, путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование требований истец указал, что постановление N 755 является не законным, поскольку согласно п.2 постановления Правительства РФ N160 от 24.02.2009 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков" Правила, утвержденные данным постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов элетросетевого хозяйства, до даты вступления в силу названного постановления. Испрашиваемый земельный участок под размещение гаражей был предоставлен на основании решения исполкома Октябрьского района Совета народных депутатов от 01 августа 1985 г, т.е. до даты вступления указанного постановления.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 17 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 25 августа 2021 г, признано незаконным постановление администрации г. Тамбова от 19 февраля 2021 г. N 755 "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка под гаражом N в гаражно-строительном кооперативе "Энергетик-ТЭЦ" на кадастровом плане территории города Тамбова"; на администрацию г. Тамбова возложена обязанность произвести действия о предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом N в гаражно-строительном кооперативе "Энергетик-ТЭЦ".
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 31 августа 2021 г, представитель администрации г. Тамбова Тамбовской области ставит вопрос об отмене решение суда и апелляционного определения, указывая на неверное применение норм процессуального и материального права. Просит учесть, что испрашиваемый земельный участок, на котором расположен гараж административного истца, находится полностью в охранной зоне с особыми условиями использования территории.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства судами допущено не было.
Разрешая требования административного истца, суды обеих инстанций исходили того, что на испрашиваемом истцом земельном участке, расположен гараж, 1985 года постройки, на который право собственности зарегистрировано за административным истцом, таким образом, запрет на размещение в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства, установленный Правилами, в отношении гаража, принадлежащего административному истцу, не распространяется.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (часть 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Противоречит приведенным нормам права и не является неустранимым основанием для отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка в собственность вывод, изложенный в решении N 755, о том, что нахождение земельного участка в охранной зоне линии электропередач представляет собой объективное препятствие, исключающее возможность предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно решению Исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов N414 от 01 августа 1985 г. Орлов А.Н. является членом ГСК.
Постановлением администрации Октябрьского района г. Тамбова N14 от 10 января 1996 г. создан ГСК "Энергетик-ТЭЦ" и утвержден список членов данного ГСК, одним из которых является Орлов А.Н.
ГСК "Энергетик-ТЭЦ" были предоставлены земельные участки под гаражи: 11628 кв.м, 3990 кв.м, 25737 кв.м. (постановлением Мэра г. Тамбова N 364 от 25 января 2000 г.).
Суды пришли к правильному выводу, что соответствии с действующим законодательством отсутствуют ограничения по владению и распоряжению земельными участками, находящимися в границах охранных зон.
Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.
По смыслу статьи 89 Земельного кодекса РФ и Правил N 160 охранная зона линейного энергообъекта (к которым относятся ВЛ) устанавливается не для целей использования земельного участка собственником, а для обеспечения безопасных условий эксплуатации данного объекта и исключения возможности его повреждения, определение охранной зоны не зависит от волеизъявления собственника земельного участка или сетевой организации, эксплуатирующей ВЛ.
Приведенные в кассационной жалобе доводы том, что право собственности административного истца на гараж было зарегистрировано только в 2020 г, то есть в период времени когда уже существовали охранные зоны, на правильность выводов судом не влияют, являлись предметом проверки судебных инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов и установленными обстоятельствами.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 17 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 25 августа 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Тамбова Тамбовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 15 ноября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.