Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившие в суд первой инстанции 16 сентября 2021 года и 4 октября 2021 года (последняя - направлена почтовой корреспонденцией 30 сентября 2021 года) кассационные жалобы представителя Правительства Москвы Романовской Л.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 июля 2021 года, представителя ООО "Веротекс - нетканые материалы" Махровой М.А. на решение Московского городского суда от 2 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 июля 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Веротекс - нетканые материалы" об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-958/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, представителя административного истца ООО "Веротекс - нетканые материалы" Новикова Д.В, представителя административного ответчика Правительства Москвы Романовской Л.А, заключение прокурора Слободина С.А, судебная коллегия
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы" N 67, а также размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Указанным постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, 28 ноября 2017 года N 911-ПП, 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2017 года, 1 января 2018 года, 1 января 2019 года, 1 января 2020 года, 1 января 2021 года соответственно.
Под пунктами 6040 в Перечень на 2017 год, 6271 в Перечень на 2018 год, 7104 в Перечень на 2019 год, 21713 в Перечень на 2020 год, 2628 в Перечень на 2021 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 2974, 9 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, район Бибирево, ул. Плещеева, д. 12А.
ООО "Веротекс-нетканые материалы" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующими упомянутых пунктов перечней, мотивируя требование тем, что вышеуказанное нежилое здание, в котором расположено принадлежащее ему нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 164, 1 кв.м, не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Решением Московского городского суда от 2 марта 2021 года в удовлетворении административных исковых требований ООО "Веротекс - нетканые материалы" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 июля 2021 года решение Московского городского суда от 2 марта 2021 года отменено в части, признан недействующим с 1 января 2017 года пункт 6040 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП"О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
В кассационной жалобе представителя Правительства Москвы Романовской Л.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения в части признания недействующим пункта 6080 Перечня на 2017 год, в кассационной жалобе представителя ООО "Веротекс-нетканые материалы" Махровой М.А. ставится вопрос об отмене судебных постановлений в части отказа в признании недействующими соответствующих пунктов Перечней на 2018-2021 годы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1);отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2).
Судами установлено, что в собственности ООО "Веротекс - нетканые материалы" находится нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 164, 1 кв.м, расположенное в нежилом здании с кадастровым номером N, площадью 2974, 9 кв.м. по адресу: г. Москва, район Бибирево, ул. Плещеева, д. 12А.
Основанием для включения нежилого здания в Перечни на 2017-2021 годы послужили вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, на котором оно расположено, - "эксплуатация помещений магазина по продаже товаров смешанного ассортимента", а также вид его фактического использования, установленного на основании акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 8 октября 2014 года N 9023860, согласно которому 1500 кв.м. от общей площади здания фактически используется для размещения помещений магазина по продаже товаров смешанного ассортимента.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив названный акт Госинспекции по недвижимости г. Москвы применительно к постановлению Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения", проанализировав его содержание, установили, что в нарушение пунктов 3.4 - 3.6 названного Порядка акт составлен без доступа в спорное здание, в акте не приведены конкретные номера помещений, этаж их расположения относительно экспликации к поэтажном плану здания в целях их идентификации и определения фактической площади помещений, занятых под объекты торговли и бытового обслуживания, выводы инспекторов сделаны на основе визуального наружного осмотра здания.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований общества, суд первой инстанции исходил из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание, определяемого как земельного участка, предназначенного для размещения объектов торговли, и признал включение здания в Перечни объектов на 2017-2021 годы правомерным.
Отменяя решение суда первой инстанции в части, судебная коллегия апелляционной инстанции указала, что согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 14 июля 2021 года N 21-4436/21 на соответствующий запрос сведения о расположении нежилого здания с кадастровым номером N на земельном участке с кадастровым номером N внесены в ЕГРН 7 июня 2017 года в рамках верификации сведений и на основании письма Департамента городского имущества г. Москвы от 11 мая 2017 года N ДГИ-1-30648/17-1, в настоящее время связь указанного земельного участка со спорным нежилым зданием не исключена.
В связи с такими обстоятельствами суд второй инстанции пришел к выводу об отсутствии достоверных доказательств, подтверждающих соответствие нежилого здания условиям, установленным Налоговым кодексом РФ, в связи с этим об отсутствии необходимости его включения в Перечень на 2017 год.
Не соглашаясь с выводами судебной коллегии апелляционной инстанции относительно исключения из Перечня на 2017 год спорного нежилого здания, в кассационной жалобе представителя Правительства Москвы приводятся доводы о том, что выписка из ЕГРН является одной из форм предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости наряду с иными формами представления таких сведений. При этом законом не установлено превалирующего значения выписки над иными формами предоставления сведений. Московский городской суд пришел к неправомерному выводу о том, что сведения с портала услуг Публичной кадастровой карты не могли приниматься во внимание ввиду того, что они не являются документом, исходя из которого возможно сделать вывод о расположении нежилого здания на том или ином земельном участке. Законодательством исчерпывающий перечень документов, исходя из которых можно сделать вывод о расположении здания на земельном участке, не определен. Отсутствие сведений о расположении здания на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0002014:35 в государственном кадастре недвижимости до начала налогового периода 2017 года не отменяет того факта, что здание в действительности располагалось на указанном земельном участке.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.
Таким образом, с учетом принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в приведенной норме, Публичная кадастровая карта, на которую ссылается административный ответчик в кассационной жалобе, не может быть признана надлежащим доказательствами по делу, поскольку не подтверждена сведениями Единого государственного реестра недвижимости о нахождении в 2017 году здания на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0002014:35 и опровергается представленными в материалы дела сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
В кассационной жалобе представителя административного истца приводятся доводы о том, что нежилое здание не подлежало включению в Перечень независимо от вида разрешенного использования земельного участка и фактического использования объекта, так как согласно заключению строительно-технической экспертизы ФБУ РФЦСЭ при Минюсте РФ, проведенной в рамках дела о признании нежилого здания самовольной постройкой, объект является не отдельно стоящим зданием, а встроенно-пристроенным помещением многоквартирного жилого дома. В связи с этим налоговая база на нежилое здание не может определяться как его кадастровая стоимость на основании подпунктов 1, 2 статьи 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Кроме того, согласно выписке из ЕГРН общая площадь нежилого здания составляет 2974, 9 кв.м, т.е. менее 3000 кв.м, ввиду чего налоговая база на нежилое здание не может определяться как его кадастровая стоимость на основании подпункта 2.1 статьи 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Эти доводы жалобы представителя административного истца несостоятельны. Они приводились в судах как первой, так и апелляционной инстанций и правомерно опровергнуты по тем основаниям, что согласно выписке из ЕГРН здание является самостоятельным объектом недвижимости, поставлено на кадастровый учет с самостоятельным кадастровым номером и не входит в состав многоквартирного жилого дома.
Нарушений в применении норм материального права судами нижестоящих инстанций не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационных жалоб представителей административного истца и административного ответчика не усматривается.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 2 марта 2021 года в неотмененной части, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 июля 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителя Правительства Москвы Романовской Л.А, ООО "Веротекс - нетканые материалы" Махровой М.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.В.Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 ноября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.