Московский городской суд в составе судьи Дорохиной Е.М., при секретаре - помощнике судьи Сидорове В.Н., с участием прокурора Левенко С.В., рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело N 3-1400/2021 по иску Квятковского В.Г. к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики о восстановлении на федеральной государственной гражданской службе в ранее занимаемой должности и взыскании заработной платы за период вынужденного прогула, УСТАНОВИЛ:
Квятковский В.Г. обратился в Преображенский районный суд г. Москвы с иском к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Министерство) о признании незаконным приказа о его увольнении N 195-лс от 26.03.2021 г, восстановлении на федеральной государственной гражданской службе в ранее занимаемой должности и взыскании заработной платы за период вынужденного прогула, ссылаясь на то, что ответчиком было допущено нарушение порядка его увольнения с должности начальника отдела государственно тайны в связи с сокращением должности гражданской службы, поскольку ему не были предложены все имевшиеся в Министерстве вакантные должности.
Определением Преображенского районного суда от 29.07.2021 г. дело было передано на рассмотрение по подсудности в Московский городской суд (л.д. 76), куда поступило 02.09.2021 г. (л.д. 80).
В период рассмотрения дела истец уточнил требование о взыскании заработной платы за период вынужденного прогула, определив ее размер исходя из 4 685, 02 руб. за каждый день лишения возможности трудиться (л.д. 133, 134), и уточнил основание иска, сославшись на то, что на стороне Министерства имелась не исполненная им обязанность предложить ему вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах.
Истец Квятковский В.Г, а также его представитель Шорохив С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали и указали, что со стороны ответчика не было представлено достаточных доказательств в подтверждение того, что в иных федеральных органах исполнительной власти не имелось вакантных должностей, замещение которых могло быть предложено истцу, поскольку в суд были представлены сообщения не всех федеральных орган jd исполнительной власти, которым ответчик направил письмо об оказании содействия в трудоустройстве тех гражданских служащих, чьи должности были сокращены, и не представлены доказательства осуществления поиска вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах посредством Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации.
Представитель Министерства - действующий на основании доверенности Пономаренко А.Н. - иск не признал, поддержал ранее представленные письменные возражения (л.д. 35-38) и указал, что истец замещал должность главной группы должностей гражданской службы категории "руководители", и после изменения структуры Министерства данная должность была сокращена, при этом, в новом штатном расписании отсутствовали вакантные должности указанной группы и категории, в связи с чем, исходя из периода работы, трудовых заслуг Квятковского В.Г. и действуя в его интересах, Министерство предложило ему вакантную должность иной группы, от замещения которой истец отказался, в связи с чем заключенный с ним служебный контракт был прекращен. Представитель ответчика указал также, что его доверитель предпринял предусмотренные законом меры к трудоустройству истца в других федеральных органах исполнительной власти, направив им письма об оказании содействия в трудоустройстве высвобождаемых работников, однако, поскольку сокращение проводилось на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 г..N 1829, установившего нормативы штатной численности структурных подразделений центральных аппаратов федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, то организационно-штатные мероприятия проводились во всех федеральных органах исполнительной власти, в связи с чем свободных к замещению должностей, соответствующих группе и категории той, что замещал истец, не имелось ни в одном из указанных органов, в то же время, его доверитель направил в федеральные орган s исполнительной власти письмо об оказании содействия в трудоустройстве тех гражданских служащих, чьи должности были сокращены, однако, положительных ответов получено не было.
Представитель указал также, что кадровая служба Министерства осуществляла мониторинг Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации, однако в силу указанных выше причин вакантных должностей выявлено не было.
Выслушав истца, представителей сторон и заключение прокурора, полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Квятковский В.Г. на основании служебного контракта состоял на федеральной государственной гражданской службе и замещал должность начальника отдела по защите государственной тайны Министерства. Служебный контракт был прекращен, истец освобожден от замещаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы 29.03.2021 г. приказом заместителя министра от 26.03.2021 г. N 195-лс в связи с сокращением должности гражданской службы, на основании пункта 2 части 8.2 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания (л.д. 52).
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ (статья 2).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона). На основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 указанного Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Из материалов дела следует, что приказом руководителя Министерства от 25.01.2021 г. N 6-кд (л.д. 41-42) была утверждена новая структура (л.д. 43) и штатное расписание Министрерства (л.д. 44-51). Основанием к изданию указанного приказа явилось постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 г. N 1829 (с последующими изменениями), установившего нормативы штатной численности структурных подразделений центральных аппаратов федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. В результате организационно-штатных мероприятий должность начальника отдела по защите государственной тайны Министерства, ранее находившегося в прямом подчинении министра, была сокращена, и данное обстоятельство стороной истца не оспаривалось, таким образом, основания для прекращения заключенного с истцом служебного контракта, его освобождения от замещаемой должности и увольнения по пункту 2 части 8.2 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ у ответчика имелись.
Рассматривая вопрос о соблюдении Министерством процедуры увольнения истца, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки (часть 1).
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5).
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона (часть 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 г. N 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ, в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством официального сайта федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, области и вида его профессиональной служебной деятельности, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, в случае сокращения должностей гражданской службы или упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в этом государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения гражданской службы в этом же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В этих целях представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Материалами дела подтверждается, что о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата истец был предупрежден не менее, чем за два месяца, а именно, 28.01.2021 г, что подтверждено подписанным им уведомлением (53).
В соответствии с должностным регламентом начальника отдела по защите государственной тайны Министерства, утвержденным приказом руководителя Министерства от 27.07.2015 г. (л.д. 63-66), названная должность относилась к главной группе должностей гражданской службы категории "Руководители". По результатам проведенных организационно-штатных мероприятий была введена должность начальника отдела государственной тайны и мобилизационной подготовки в составе Административно-правового департамента, которая была отнесена к главной группе должностей гражданской службы категории специалисты, что следует из анализа представленного ответчиком штатного расписания, утвержденного упомянутым выше приказом руководителя Министерства от 25.01.2021 г. N 6-кд, а также должностного регламента, утвержденного приказом от 16.03.2021 г. (л.д. 56-61), таким образом, названная должность не соответствовала категории и группе замещаемой истцом должности гражданской службы.
Также не соответствовали категории и группе замещаемой истцом должности гражданской службы и первоначально указанные им в ходе рассмотрения дела должности начальника отдела инфраструктуры реализуемых проектов Департамента развития инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики, начальника сводно-аналитического отдела того же Департамента и начальника отдела транспортной инфраструктуры того же Департамента (л.д. 108), - поскольку все они согласно должностным регламентам (л.д.112-117, 118-123, 124-129) отнесены к категории "специалисты".
Несмотря на то, что должность начальника отдела государственной тайны и мобилизационной подготовки в составе Административно-правового департамента не соответствовала категории и группе замещаемой истцом должности гражданской службы, она все же была предложена истцу для замещения согласно уведомлению от 16.02.2021 г. (л.д. 54), однако от дальнейшего прохождения гражданской службы по предложенной должности истец отказался.
То обстоятельство, что в результате организационно-штатных мероприятий в Министерстве не осталось вакантных должностей, которые соответствовали бы категории и группе замещаемой истцом должности гражданской службы, уровню его квалификации, профессионального образования и иным указанным в законе характеристикам, в ходе судебного заседания 10.11 и 02.12.2021 гг. Квятковский В.Г. не оспаривал.
Поскольку вакантные должности, отвечающие требованиям, приведенным в части 5 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ, в Министерстве отсутствовали, ответчик предпринял меры для трудоустройства истца в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а именно, 15.02 и 28.02.2021 гг. направил письма об оказании содействия в трудоустройстве высвобождаемых гражданских служащих в федеральные органы исполнительной власти в соответствии с представленными списками рассылки (л.д. 150-153, 154-157), однако, положительных ответов получено не было, что подтверждено представленными ответами на указанный запрос (л.д. 166-207). То обстоятельство, что не все указанные в списке рассылки адресаты направили ответы на письма Министерства, не свидетельствует ни о нарушении последним названных выше Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 г. N 822, ни о нарушении им процедуры увольнения государственного гражданского служащего, поскольку указанные действия от представителя нанимателя не зависели.
О соблюдении процедуры увольнения также свидетельствует полученное на запрос суда сообщение Министерства от 01.12.2021 г. N 07-16/16413 (л.д. 164-165), согласно которому, ответчиком проводилась работа по трудоустройству Квятковского В.Г. и иных гражданских служащих Министерства, в том числе, осуществлялся мониторинг вакансий посредством Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации, однако, вакансии, относящиеся к категории "руководитель" главной группы должностей отсутствовали.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела не было установлено обстоятельств, которые могли явиться основанием для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем они признаются необоснованными и удовлетворению не подлежащими.
С учетом изложенного, доводы представителя истца о том, что представитель нанимателя в установленные сроки не вручил его доверителю список вакантных должностей в иных государственных органах, как то предусмотрено пунктом 4 Правил, не свидетельствует нарушении ответчиком процедуры увольнения, поскольку названный список отсутствовал как таковой.
Утверждение представителя истца о том, что Квятковский В.Г. в нарушение Правил не был уведомлен об отсутствии вакантных должностей в иные государственных органах, является несостоятельным, поскольку такой обязанности действующее законодательство на представителя нанимателя не возлагает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Квятковскому Валерию Геннадьевичу в удовлетворении требований к Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики о восстановлении на федеральной государственной гражданской службе в ранее занимаемой должности и взыскании заработной платы за период вынужденного прогула.
Решение может быть обжаловано в суд Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Е.М. Дорохина
Мотивированное решение изготовлено 03.12.2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.