Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В., судей Жолудовой Т.В., Рачиной К.А.
при помощнике судьи Заргарян И.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе фио на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска фио к Государственному Учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области о возложении обязанности, взыскании штрафа, отказать;
установила:
фио обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г..Москве и Московской области, просил возложить обязанность по выплате положенной федеральной социальной доплаты к пенсии за период с 23.08.2016 по 31.12.2017 в размере минимального прожиточного минимума по Московской области, а также взыскать ГУ - ГУ ПФР N N 1 по г..Москве и Московской области административный штраф за невыполнение судебного решения, а именно за невыплату задолженности в пользу государства. В обоснование заявленных требований истец указал, что 31.10.2018 решением Зеленоградского районного суда г..Москвы иск фио к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г..Москве и Московской области о признании решения комиссии по пенсионным вопросам незаконным, обязании назначить пенсию, к ФКУ СИЗО N 12 УФСИН России, ФКУ СИЗО N 5 УФСИН России о компенсации морального вреда удовлетворен частично. Решением суда решение ГУ-ГУ ПФР N 1 по г..Москве и Московской области N 195290760 об отказе в назначении социальной пенсии по инвалидности признано незаконным. Суд постановилобязать УПФР в Володарском районе городского округа г..Брянска произвести выплату и перерасчет назначенной фио социальной пенсии по инвалидности, начиная с даты 23 августа 2016 года. В конце августа 2019 года истцом получена задолженность по назначенной пенсии по инвалидности 2 и 3 группы с 23.08.2016 г..по 31.12.2017 г..в размере сумма, однако выплата произведена не полном объеме, в перечисленной сумме отсутствует эквивалент суммы социальной доплаты, то есть, перечислена только социальная пенсия по инвалидности без ЕДВ. В момент подачи документов о назначении пенсии о необходимости такого заявления истца не проинформировали.
Таким образом, истец считает, что ГУ-ГУ ПФР N 1 по г..Москве и Московской области лишило его положенной социальной доплаты, поскольку согласно судебному решению суд обязал ГУ-ГУ ПФР N 1 по г..Москве и Московской области выплатить пенсию полностью и это также подразумевает и социальную доплату.
В судебном заседании суда первой инстанции истец фио, принимавший участие посредством видеоконференцсвязи из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, где отбывает наказание по приговору суда, на удовлетворении исковых требований истец настаивал. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен, суду представлены письменные возражения на исковое заявление. Представитель третьего лица УПФР по Володарскому району Брянской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец фио
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 25 сентября 2020 года решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба фио - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 25 сентября 2020 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
При новом апелляционном рассмотрении в судебное заседание представитель ответчика ГУ - ГУ ПФР N N 1 по г. Москве и Московской области, представитель третьего лица ПФР по Володарскому району Брянской области не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца фио, который принимал участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы ответчика, изученным материалам дела имеются.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ч. 1 ст. 12.1 которого предусмотрено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
На основании п. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в ч. 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, фио, паспортные данные, установлена II группа инвалидности по общему заболеванию Бюро N 9 - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Брянской области" Минтруда России повторно 01.11.2019 на срок до 01.11.2020.
31 октября 2018 года решением Зеленоградского районного суда г. Москвы исковые требования фио к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области о признании решения комиссии по пенсионным вопросам незаконным, обязании назначить пенсию, к ФКУ СИЗО N 12 УФСИН России, ФКУ СИЗО N 5 УФСИН России о компенсации морального вреда - удовлетворены частично. Судом постановлено: признать незаконным решение ГУ-ГУ ПФР N 1 по Москве и Московской области N от 13.10.2016 года об отказе в назначении социальной пенсии по инвалидности; обязать УПФР в Володарском районе городского округа г. Брянска произвести выплату и перерасчет назначенной фио социальной пенсии по инвалидности, начиная с даты 23 августа 2016 года. В удовлетворении остальной части исковых требований фио отказано.
Согласно ответу на запрос УПФР по Володарскому району Брянской области, в августе 2019 г. фио осуществлена выплата социальной пенсии по инвалидности за период с 23.08.2016 г. 31.12.2017 г. согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 07.05.2019 г. в размере сумма Данная сумма сложилась из расчета ежемесячного размера социальной пенсии: по инвалидности 3 группы за период с 23.08.2016 г. по 31.12.2016 г. - сумма, по инвалидности 2 группы за период с 01.01.2017 г. по 31.03.2017 г. - сумма, по инвалидности 2 группы за период с 01.04.2017 г. по 31.12.2017 г. - сумма
По вопросу выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии в ответе пояснено, что согласно поданному от фио представителем по доверенности 23.08.2016 заявлению о назначении социальной пенсии по инвалидности отметка в разделе N 3 заявления об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии отсутствует.
Соответствующая отметка имеется в заявлении о назначении страховой пенсии по инвалидности от 11.01.2018.
Федеральная социальная доплата к пенсии установлена фио с 01.02.2018 в соответствии с поданным заявлением.
Разрешая настоящий спор при указанных обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше требованиями закона, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований фио, исходя из того, что поскольку соответствующее заявление о назначении федеральной социальной доплаты к социальной пенсии по инвалидности при первоначальном обращении 23 августа 2016 года истцом написано не было, постольку правовых оснований для назначения и выплаты в его пользу указанной доплаты за период с 23 августа 2016 года по 31 декабря 2017 года, с учетом ранее принятого судебного постановления от 31 октября 2018 года, не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, находит их основанными на неверном толковании и применении норм материального права, без учета установленных по делу обстоятельств.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.04.2017 N 339н утверждены Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту пребывания. Указанная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения этого пенсионера с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Размер федеральной социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ, и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 6 и 7 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 19 Правил федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с заявлением, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.
Пунктом 30 Правил предусмотрено, что федеральная социальная доплата к пенсии, не полученная гражданином своевременно по вине органа, осуществляющего указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Подпунктом 4 пункта 1 Правил установлена обязанность территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации в целях осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии разъяснять гражданам нормы законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения по осуществлению федеральных социальных доплат к пенсии.
В силу п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ), Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии должен разъяснить гражданину права, связанные с его пенсионным обеспечением, а также право на получение федеральной социальной доплаты к пенсии и необходимость подачи заявления в пенсионный орган для назначения ежемесячной выплаты в целях своевременной реализации права на нее.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению пенсионера в пенсионный орган с заявлением о назначении федеральной социальной доплаты к пенсии, данное лицо применительно к п. 30 Правил от 07.04.2017 N 339н имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Суд первой инстанции нормативные положения, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, и правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты не применил.
В обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований фио суд первой инстанции сослался на то, что федеральная социальная доплата к пенсии назначена с месяца, следующего после дня подачи истцом заявления о назначении такой выплаты в пенсионный орган, и, как следствие, на отсутствие у пенсионного органа оснований для перерасчета ежемесячной выплаты со дня возникновения у фио права на эту выплату - обращения с заявлением о назначении социальной пенсии.
Между тем суд первой инстанции не принял во внимание пояснения истца фио, который в обоснование заявленных требований указывал на то, что вопросами оформления ему пенсии занимался юрист, представлявший его интересы по доверенности, в связи с чем с материалами пенсионного дела истец не знакомился, при первоначальном обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности - 23 августа 2016 года, в чем ему было незаконно отказано, что установлено вступившим в законную силу решением суда, о необходимости отдельного заявления на установление федеральной социальной доплаты его представитель, как и сам истец, проинформированы не были.
Данные доводы истца в отношении заявления о получении федеральной социальной доплаты к пенсии судом первой инстанции должным образом не проверены.
При этом из копий материалов пенсионного дела фио, представленных УПФР в городском округе г. Брянска, по запросу судебной коллегии не усматривается данных о том, что при обращении 23.08.2016 фио в лице его представителя по доверенности фио с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности в ГУ - ГУ ПФР N1 по г. Москве и Московской области ответчик выполнил обязанность по информированию фио о праве на получение федеральной социальной доплаты к пенсии, для реализации которого следует обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
Доказательств того, что ГУ - ГУ ПФР N1 по г. Москве и Московской области были выполнены возложенные на него функции по разъяснению гражданам норм законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения по осуществлению федеральных социальных доплат к пенсии, в целях осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии, в отношении истца при рассмотрении дела не представлено.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что пенсионным органом права фио не нарушены, является несостоятельным, поскольку невыполнение пенсионным органом обязанности по разъяснению фио права на получение ежемесячной выплаты и порядка его реализации привело к неполучению им, как получателем социальной пенсии по инвалидности, гарантированных государством мер социальной поддержки в полном объеме.
Ввиду изложенного вывод суда первой об отсутствии у пенсионного органа оснований для перерасчета фио федеральной социальной доплаты к пенсии с 01 сентября 2019 года, учитывая сроки назначения и дату возникновения права со дня обращения с заявлением о назначении пенсии - 23 августа 2016 года, и об отказе в удовлетворении исковых требований фио о возложении обязанности по выплате федеральной социальной доплаты к пенсии не могут быть признаны правомерными, они сделаны с нарушением норм права, регулирующих спорные отношения, и без учета всех обстоятельств по делу, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Законом Московской области от 26.10.2015 N 175/2015-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2016 год в целях установления социальной доплаты к пенсии" величина прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2016 год установлена в размере сумма.
Как следует из материалов дела, в том числе ответа ГУ - УПФР в городском округе г. Брянска о ежемесячном размере пенсии фио, и не оспаривалось ответчиком при рассмотрении дела, общий размер материального обеспечения фио в спорный период времени с 23.08.2016 по 31.12.2017 не достигал величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в Московской области, что свидетельствует о возникновении у истца на получение федеральной социальной доплаты к пенсии.
Учитывая установленные обстоятельства, представленные доказательства, приведенные выше нормы права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований фио в части обязания ГУ - ГУ ПФР N1 по г. Москве и Московской области произвести выплату федеральной социальной доплаты к пенсии за период с 01 сентября 2016 года, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности, по 31 декабря 2017 года, в пределах заявленных истцом требований.
Требования иска в части взыскания штрафа с ответчика не основаны на нормах закона, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области выплатить фио федеральную социальную доплату к пенсии за период с 01 сентября 2016 года по 31 декабря 2017 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.