Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Левшенковой В.А., судей фио, фио, при ведении протокола судебного заседания помощниками судьи фио, Трусковской И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе Арсентьевой Е.Н. с учетом дополнений представителя Арсентьевой Е.Н. - фио на решение Зюзинского районного суда адрес от 10 июня 2020 года, которым постановлено:
взыскать с Арсентьевой Елены Николаевны, в пользу ГБУ "Жилищник адрес" задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере сумма, пени в размере сумма, расходы по оплате госпошлины в размере сумма, УСТАНОВИЛА:
ГБУ "Жилищник адрес" обратился в суд с иском к Арсентьевой Е.Н. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере сумма, пени в размере сумма, расходов по оплате государственной пошлины в размере сумма
Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником квартиры N 52, расположенной по адресу: адрес. В результате неисполнения обязательства по оплате, с 01.05.2017 по 31.08.2019 образовалась задолженность за ЖКУ в размере сумма, что подтверждается сводной ведомостью начислений и оплат за жилое помещение, предоставленное МФЦ адрес. Задолженность ответчиком не погашена.
Представитель истца ГБУ адрес "Жилищник адрес" в заседание суда первой инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Ответчик Арсентьева Е.Н. в заседание суда первой инстанции явилась, возражала против удовлетворения исковых требований по мотивам, изложенным в возражениях на исковое заявление, в которых указала, что истец производил расчет платы за холодное (ХВС), горячее водоснабжение (ГВС) и водоотведение (В/О) неверно, по нормативам и даже с применением повышающих коэффициентов, а после предоставления показаний индивидуальных счетчиков не осуществлял должным образом перерасчет по фактическому потреблению за весь период. В связи с тем, что истец производил начисление платы за холодное, горячее водоснабжение и водоотведение неправильно, произошло неправомерное увеличение платы за холодное водоснабжение в размере сумма, а горячее водоснабжение в размере сумма, за водоотведение в размере сумма, а всего за эти коммунальные услуги было излишне начислено сумма Также требования истца о взыскании задолженности за услугу по содержанию и текущему ремонту в размере сумма документально не подтверждены.
Суд первой инстанции постановилвышеприведенное решение, об отмене которого просит ответчик Арсентьева Е.Н. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и допущенные нарушения норм материального права.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.12.2020 решение Зюзинского районного суда адрес от 10.06.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.04.2021 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.12.2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суде апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в заседание судебной коллегии явились представитель ответчика Арсентьевой Е.Н. - по ордеру фио, которая доводы апелляционной жалобы с учетом дополнительных объяснений поддержала, а также представитель истца ГБУ "Жилищник адрес" по доверенности фио, который против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, представив в материалы дела объяснения с учетом дополнений.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Материалами дела установлено, что ответчик являются собственником жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из ЕЖД.
Согласно представленной суду сводной ведомости начислений и оплат за жилое помещение, задолженность ответчика по оплате жилищно-коммунальных услуг по указанному жилому помещению за период с 01.05.2017 по 31.08.2019 составляет сумма
Поскольку ответчиком не предоставлено доказательств, подтверждающих факт погашения возникшей задолженности, суд полагал возможным взыскать с ответчика в пользу истца сумму задолженности в размере сумма
При этом, суд не принял доводы ответчика о том, что истцом был произведен расчет платы за холодное, горячее водоснабжение и водоотведение неверно, по нормативам и даже с применением повышающих коэффициентов, а после предоставления показаний индивидуальных счетчиков не осуществлял должным образом перерасчет по фактическому потреблению за весь период, мотивировав данный вывод тем, что требование о произведении перерасчета ответчиком к ГБУ "Жилищник адрес" при рассмотрении настоящего гражданского дела не было заявлено, тогда как в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
Суд признал несостоятельными доводы ответчика об отсутствии документального подтверждения заявленных истцом требований в части взыскания с ответчика задолженности за услугу по содержанию и текущему ремонту в размере сумма, поскольку начисление платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме производится в соответствии со ст.ст. 166, 167 ЖК РФ. Начисление платы за указанную услугу производится, исходя из установленного размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и не подлежит дополнительному доказыванию, иначе как согласно начисленной ведомости. При этом, как также указал суд, указанные доводы ответчика не соответствуют положению ст. 56 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Неустойка является одной из мер ответственности за нарушение обязательства.
Из разъяснений, данных в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" следует, что при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ). Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период.
Наличие оснований для снижения и определение критериев соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.
С учетом заявленного ответчиком ходатайства о снижении размера неустойки, в соответствии с положениями ст. 333 ГК РФ, суд, установив, что размер подлежащей взысканию неустойки несоразмерен последствиям нарушения обязательства, пришел к выводу о снижении размера подлежащей взысканию неустойки до сумма.
На основании ст. ст. 88, 98 ГПК РФ, 333.19 НК РФ с ответчика в пользу истца взыскана ранее уплаченная государственная пошлина.
Проверяя решение повторно в порядке апелляционного производства по доводам апелляционной жалобы ответчика с учетом дополнительных объяснений, которые по существу повторяют занятую позицию стороной Арсентьевой Е.Н. в суде первой инстанции, судебная коллегия полагает в части согласиться с данными доводами, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьи 153, 154 Жилищного кодекса РФ обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за помещения и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт помещений, состоящую из платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги.
С 01.01.2017 в жилищное законодательство РФ внесены изменения, связанные с изменением состава платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2017 применяются положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
При этом, согласно разъяснений п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (статьи 30, 158 ЖК РФ и статья 210 ГК РФ).
В данном случае суд, взыскивая задолженность, как за содержание жилого помещения, так и по оплате за коммунальные услуги с ответчика как с собственника жилого помещения вышеприведенные положения материального закона и разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ в полной мере не учел.
Как следует из материалов дела, исковое заявление не содержало разделения размера задолженности по оплате жилого помещения и по оплате коммунальных услуг, данные задолженности не были разграничены, расчет цены иска по ним не приведен, равно как и отсутствовало разграничение задолженности по видам коммунальных услуг.
Судебной коллегией в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ у истца при новом рассмотрении дела затребованы соответствующие сведения по расчетам, которые поступили в апелляционную инстанцию и были приобщены к материалам дела.
В соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 настоящих Правил, определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил. Правила N 354 предусматривают два основных способа расчета объемов и стоимости потребленных коммунальных услуг в отсутствие показаний индивидуальных приборов учета: 1) исходя из среднемесячного объема потребления (не более трех расчетных периодов подряд, начиная с периода, в котором не были переданы показания), согласно п. 59 п. п. "б"; 2) по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 60), после истечения предусмотренных п. 59 Правил N 354 временных интервалов, предусмотренных для расчета, исходя из среднемесячного объема потребления.
Таким образом, при отсутствии показаний приборов учета в текущем периоде, расчет объема и стоимости потребленной коммунальной услуги производится, исходя из среднемесячного объема потребления, а по истечении 3-х месяцев - по нормативу, до тех пор, пока собственниками или пользователями жилых помещений не будут переданы показания приборов учета.
Порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги за месяцы, предшествующие расчетному, приведен в пункте 61 Правил N 354, который может быть использован для остальных случаев перерасчетов.
В соответствии с п. 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
Таким образом, приведенный в пункте 61 Правил N 354 порядок перерасчета предусматривает выявление в расчетном периоде, в котором делается перерасчет, разницы в объемах коммунального ресурса не предъявленных или, наоборот, излишне предъявленных к оплате потребителю в предыдущие расчетные периоды. Если потребителем не будет доказано иное, объем коммунального ресурса в размере выявленной разницы считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем проведена проверка.
Следовательно, для целей расчета размера платы с учетом ее перерасчета производится или доначисление объемов потребленной коммунальной услуги потребителю, или снятие излишне начисленных потребителю объемов коммунальной услуги в том расчетном периоде, в котором делается перерасчет.
При этом, обязанность по перерасчету платы не связана с периодом, течение которого потребитель не передавал показания прибора учета. Соответственно, если прибор учета у потребителя является исправным, его показания должны быть учтены при перерасчете.
Санкция для потребителя в данном случае заключается в том, что если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка (абз. 3 п. 61 Правил N 354), то есть в расчетах должен использоваться тариф на момент такой проверки.
В соответствии с подпунктом е(1)) пункта 31, пунктами 82 - 84 Правил N 354 обязанности потребителя по передаче показаний корреспондирует обязанность исполнителя коммунальных услуг по проведению проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Таким образом, управляющая организация, выполняющая функции исполнителя коммунальных услуг, обязана произвести перерасчет объема потребления горячего и холодного водоснабжения, определенного в соответствии с нормами пунктов 59 и 60 Правил N 354 в случае, когда по результатам контрольного съема показаний индивидуального прибора учета установлены соответствующие расхождения с произведенными ранее начислениями.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с п. 61 Правил N 354 представляет собой разность начальных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, переданных ранее исполнителю коммунальных услуг, и переданных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в более поздний период с учетом платы, начисленной за период непредставления показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.
Согласно имеющегося в материалах дела ответа ГБУ "Жилищник адрес" N 10-37/0 от 16.03.2020, на неоднократные требования Арсентьевой Е.Н. о перерасчете платы за услуги водоснабжения ХВС и ГВС при наличии работоспособности приборов учета прошедших проверку в квартире ответчика, в перерасчете по фактическому потреблению отказано, с указанием на то, что потребителем длительное время не подавались показания исправного индивидуального прибора учета, расчет осуществлен по нормативам (л.д. 102 - 105).
Кроме того, согласно ответа ГБУ адрес центры предоставления государственных услуг адрес" от 20.03.2020, на обращение ответчика относительно начисления по показаниям индивидуальных приборов учета потребления ГВС и ХВС, предоставлении услуги по перерасчету, с учетом подачи соответствующих показаний, указано о необходимости по вопросу перерасчета обратиться в ГБУ "Жилищник адрес" (л.д. 106 - 109).
Следовательно, как ссылался ответчик, по индивидуальным приборам учета расчет произведен не был, показания были представлены, на необходимость учета которых ссылалась сторона Арсентьевой Е.Н. в своих возражениях с предоставлением соответственного своего контрсчета.
Учитывая изложенное, стороной истца представлены объяснения по вопросу производства перерасчета и представления ответчиком показаний приборов учета.
Так, согласно объяснениям истца, расчёт начислений за ЖКУ производится на основании действующих нормативных документов, с учётом количества зарегистрированных граждан, по ценам, ставкам и тарифам на жилищные и коммунальные услуги для расчётов с населением, утверждённых постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 748-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2014 год", с 01.07.2015г. N 280-ПП от 19.05.2015 г. "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2015 год", с 01.07.2016 г. - утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.12.2015 г. N 889-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения".
Истцом в представленных возражениях по доводам жалобы ответчика приведены расчеты по представленным услугам в виде соответствующих таблиц, в которых отражены, в том числе, применяемые тарифы со ссылкой на Постановления Правительства адрес в расчетных периодах.
Согласно сведениям из базы фио, 100 % собственником жилого помещения по адресу: адрес, является Арсентьева Е.Н, по данному адресу постоянно зарегистрированы 3 (три) человека: с 28.05.1998 г. - фио, с 28.05.1998 г. - Арсентьева Елена Николаевна, с 10.05.2007 г. - фио.
Нормативы водопотребления на одного человека в месяц установлены постановлением Правительства Москвы от 28.07.1998 г. N566 "О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в адрес" и составляют в жилых помещениях, оборудованных водопроводом, канализацией, ваннами с централизованным горячим водоснабжением, по холодной воде - 6, 935 куб.м, по горячей воде - 4, 745 куб.м, а по водоотведению - 11, 68 куб.м.
Согласно утверждениям истца, по адресу: адрес показания индивидуальных приборов учета передавались ответчиком нерегулярно, что подтверждается сведениями из Архива показаний счетчиков ХВС и ГВС, в частности, показания ответчиком не передавались в период: с марта 2017 года по ноябрь 2017 года по ГВС (по ХВС - ИПУ были отвязаны 28.02.2017, в связи с отсутствием поверки счетчиков); с января 2018 года по июль 2018 года; с сентября 2018 года по январь 2019 года.
В указанной части объяснения истца также изложены в форме таблицы, в которую включены имеющиеся показания и периоды, отражающие отсутствие показаний и их подачу.
Далее, как указал истец, с учетом дополнительных объяснений, на основании представленных ответчиком показаний счетчиков индивидуальных приборов учета перерасчет за взыскиваемый период уже производился по фактическому потреблению, в частности:
- 07.08.2018 г. произведен перерасчёт на сумму сумма в сторону уменьшения по ХВС, ГВС и водоотведению с февраля по июль 2018 года (оборотная ведомость по л/с в графе "перерасчет" за август 2018 г.);
- 20.01.2019 г. произведен перерасчёт на сумму сумма в сторону уменьшения по ХВС, ГВС и водоотведению с сентября 2018 года по январь 2019 года (имеется информация в оборотной ведомости по л/с в графе "перерасчет" за февраль 2019 г.);
- 22.08.2019 г. произведен перерасчет на сумму сумма в сторону уменьшения по ХВС, ГВС и водоотведению с февраля по август 2019 года (оборотная ведомость по л/с в графе "перерасчет" за февраль 2019 г.).
Таким образом, всего за период с мая 2017г. по август 2019г. по данному адресу был произведен перерасчёт по услугам: ХВС, ГВС, ХВ для ГВ, водоотведение на общую сумму сумма.
По каждой из указанной выше суммы истцом представлен мотивированный расчет, оснований не согласиться с которым у судебной коллегии не имеется.
Далее, как установлено материалами дела и из объяснений сторон, исходя из имеющейся у истца информации и представленной в материалы дела, в квартире N 52 по указанному выше адресу были установлены приборы учета холодной и горячей воды:
- Холодная N 045613 (привязан 01 ноября 2013 г.)
- Холодная N 045618 (привязан в 2009 г.)
- Горячая N 12 905408 (привязан 01 апреля 2013 г.)
- Горячая N 12 909854 (привязан 01 апреля 2013 г.)
Сроки поверки приборов учета по холодной воде истекли в 2014 г, для ХВС N 045613 (очередная поверка: 01.2014 г.) и ХВС N 045618 (очередная поверка: 01.2014 г.). В связи с тем, что поверка ИПУ не проводилась, данные приборы учета по ХВС были отвязаны: 28.02.2017 (Письмо МФЦ от 27.08.2021 N МФЦ87-1-5-6165/21).
Ответчиками поверка счетчиков ХВС N 045613 и ХВС N 045618 была проведена 02.12.2017, после чего указанные счетчики были привязаны.
Обязательность поверки предусмотрена статьей 1 "Поверка средств измерений" Федерального закона от 26.06.2008 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Согласно данной статье средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации периодической поверке.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 - учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Согласно п. 81 Правил N 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В соответствии с п. 81(12) Правил 354, прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
По истечении межповерочного интервала собственник помещения в многоквартирном доме обязан заменить индивидуальный прибор учета или провести поверку ранее установленного прибора учета, поскольку согласно подпункту "д" пункта 81(12) Правил N 354 в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета прибор учета считается вышедшим из строя.
В связи с изложенным, в случае, если межповерочный интервал индивидуального прибора учета истек, расчет размера платы за коммунальную услугу производится в соответствии с пунктами 59 и 60 Правил N 354, что также отражено в Письме Минстроя России от 01.09.2020 N 34716-ОЛ/04 "О расчете платы за коммунальные услуги в случае истечения срока эксплуатации приборов учета", Письме Минстроя России от 01.07.2019 N 23537-СН/04 "Об индивидуальном приборе учета".
В соответствии с п. 81(12) Правил 354, по истечении межповерочного интервала, прибор учета считается вышедшим из строя, а использование показаний ИПУ для расчета размера платы за коммунальные услуги приостанавливается. В данном случае считается, что счетчики ИПУ отсутствуют.
Следовательно, согласно объяснениям истца, исходя из Правил 354 расчет по холодному водоснабжению за период с мая 2017 г. по декабрь 2017 г. (расходы воды за апрель 2017 г. по ноябрь 2017 г.) произведен в соответствии с п. 42 Правил 354, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В связи с изложенным, истец полагает, что в случае отсутствия поверки квартирных приборов учета, Правила 354 не предусматривают никаких перерасчетов.
По горячему водоснабжению с мая 2017 г. по декабрь 2017 г. (расходы воды с апреля по ноябрь 2017 гг.) начисление проводилось в соответствии с п.59, п. 60 Правил 354 (в случае непредставления показаний ИПУ в течение 3-х месяцев, расчет осуществляется по среднемесячному объему, в последующем - по нормативу, а именно:
- начисление по ГВС за период с мая 2017 г. по июль 2017 г. (расход воды с апреля по июнь 2017 гг.) производилось по среднемесячному объему;
- начисление по ГВС за период с августа по декабрь 2017 гг. (расход воды с июля по ноябрь 2017 гг.) производилось по нормативу.
Также, как указал истец, во взыскиваемом периоде оплата за жилищно-коммунальные услуги ответчиком не производилась, поступил только 1 платеж на сумму сумма, который учтен при расчете задолженности. Иных платежей ответчик не производил.
Таким образом, по адресу адрес, имеется задолженность за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.05.2017 г. по 31.08.2019 г. в размере сумма.
Приведенные истцом объяснения по доводам апелляционной жалобы, признаются судебной коллегией обоснованными, поскольку основаны на нормах материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, однако, коллегия находит решение в части размера задолженности подлежащим изменению и уменьшению, исходя из следующего.
Так, в своих объяснениях истец не отрицал (указано выше), что в период с мая 2017 г. по декабрь 2017 г, когда квартирные счетчики были выведены из строя, оснований для производства перерасчета, несмотря на наличие переданных показаний приборов, не имелось.
Между тем, материалами дела установлено, что именно те же приборы учета, по которым ответчиком периодически были сняты и переданы показания, прошли поверку и были допущены до работы, и по показаниям, снятым с этих приборов за последующий период, истец пересчет ответчику произвел, что в заседании судебной коллегии не отрицалось.
Изложенное, по убеждению судебной коллегии, подтверждает обоснованность в указанной части возражений стороны Арсентьевой Е.Н. о нарушении ее прав, а отказ истца в производстве перерасчета за период с мая 2017 г. по декабрь 2017 г. не соответствует тем же нормам материального права, на основании которых истец допустил производство перерасчета только в части и только после поверки приборов учета, тогда как они являлись работоспособными весь спорный период (за который начисляется задолженность) и отражали объективные данные, которые следовало принять и учесть при расчете долга.
С учетом изложенного, ввиду возникновения спора за названный период, судебной коллегией предложено стороне истца представить условный расчет по показаниям приборов с мая по декабрь 2017 года, который в настоящем судебном заседании был представлен, и согласно которому пересчет условно составил: по ХВС - сумма, по ГВС - сумма, водоотведение - сумма, а всего сумма
Поскольку оснований не доверять условному расчету по показаниям ИПУ, представленных Арсентьевой Е.Н. за май-декабрь 2017 года не имеется, а также с учетом ранее приведенных мотивов, судебная коллегия приходит к выводу, что на основании ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит изменению, а общая сумма задолженности уменьшению на сумма, в связи с чем составит сумма
Соглашаясь с доводами ответчика в указанной части, судебная коллегия вместе с тем, в остальной части доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений о необоснованном расчете за отопление и не доказанности истцом факта оказания услуг в спорном периоде признает несостоятельными и их отклоняет и учитывает, что в обоснование возражений по данной части доводов ответчика стороной истца также представлены объяснения, которые судебная коллегия полагает принять и руководствоваться ими при отклонении апелляционной жалобы.
Так, согласно ЕЖД по адресу: адрес общая площадь жилого помещения составляет - 71, 20 м 2 (жилая пл. - 41, 30 м 2).
Расчет платы за отопление представлен в следующей таблице:
Период
Тариф
(руб.)
Количество (Г кал.)
Начислено по
услуге
"Отопление"
Перера
счет
Итого начислено по услуге "Отопление"
01.05.2017
2101, 52
0, 934963
1964, 84
1964, 84
01.06.2017
2101, 52
0, 934963
1964, 84
1964, 84
01.07.2017
2199, 24
0, 934963
2056, 21
2056, 21
01.08.2017
2199, 24
0, 934963
2056, 21
2056, 21
01.09.2017
2199, 24
0, 934963
2056, 21
2056, 21
01.10.2017
2199, 24
0, 934963
2056, 21
2056, 21
01.11.2017
2199, 24
0, 934963
2056, 21
2056, 21
01.12.2017
2199, 24
0, 934963
2056, 21
2056, 21
01.01.2018
2199, 24
0, 934963
2056, 21
2056, 21
01.02.2018
2199, 24
0, 90701
1994, 73
- 61, 48
1933, 25
01.03.2018
2199, 24
0, 90701
1994, 73
1994, 73
01.04.2018
2199, 24
0, 90701
1994, 73
1994, 73
01.05.2018
2199, 24
0, 90701
1994, 73
1994, 73
01.06.2018
2199, 24
0, 90701
1994, 73
1994, 73
01.07.2018
2279, 95
0, 90701
2067, 94
2067, 94
01.08.2018
2279, 95
0, 90701
2067, 94
2067, 94
01.09.2018
2279, 95
0, 90701
2067, 94
2067, 94
01.10.2018
2279, 95
0, 90701
2067, 94
2067, 94
01.11.2018
2279, 95
0, 90701
2067, 94
2067, 94
01.12.2018
2279, 95
0, 90701
2067, 94
2067, 94
01.01.2019
2318, 59
0, 90701
2102, 98
2102, 98
01.02.2019
2318, 59
0, 971958
2253, 57
150, 59
2404, 16
01.03.2019
2318, 59
0, 971958
2253, 57
2253, 57
01.04.2019
2318, 59
0, 971958
2253, 57
2253, 57
01.05.2019
2318, 59
0, 971958
2253, 57
2253, 57
01.06.2019
2318, 59
0, 971958
2253, 57
2253, 57
01.07.2019
2389, 72
0, 971958
2322, 71
2322, 71
01.08.2019
2389, 72
0, 971958
2322, 71
2322, 71
Итоги:
58720, 69
89, 11
58809, 80
Таким образом, задолженность Арсентьевой Е.Н. по услуге "Отопление" составляет: 58 809, 80 ? 16 175, 57 (оплата за "Отопление" в августе 2018 года) = сумма.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства Москвы от 10.09.2012 г. N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории адрес", в адрес расчеты по услуге отопление проводятся в соответствии с. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Согласно приложению N 2, размер платы за отопление (руб.) в жилом помещении многоквартирного дома определяется по соответствующей формуле.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" 01.07.2015 г. между ГБУ "Жилищник адрес" и ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" заключен Договор теплоснабжения N 07.658101-ТЭ (далее - Договор ТЭ).
При расчете начислений по услуге "Отопление" истец действует в порядке, установленном в Договор ТЭ предусматривающим, что непосредственный расчет потреблённых услуг осуществляется ПАО МОЭК.
Соответственно, ответчик (Арсентьева Е.Н.) обязуется оплачивать коммунальные услуги в порядке и на условиях, определенных действующими законодательными и нормативными актами.
В силу п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539. 544 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании п. 2.3.3. Устава Государственного бюджетного учреждения адрес информационно-расчетный центр адрес", учреждение осуществляет организацию коммерческого учета потребляемых ресурсов и в том числе снимает показания приборов учета ресурсов. Помимо этого, в соответствии с п. 2.3.4, ГБУ "ЕИРЦ адрес" осуществляет проведение мероприятий по энергосбережению и выполнению иных энергосервисных функций.
Согласно заключенному Договору ТЭ, ПАО "МОЭК" ежемесячно предоставляет счета на оплату отопления, с указанием количества потребленной услуги по адресам, с разбивкой на жилые и нежилые помещения. Счета формируются в соответствии с переданными показаниями общедомовых приборов учёта.
Согласно разделу 5 Договора ТЭ, в адрес ГБУ "Жилищник адрес" поставщиком услуги выставляются акты приема-передачи тепловой энергии, на основании которых выставляются счета-фактуры, платежные документы на сумму фактически потребленной тепловой энергии.
ПАО "МОЭК" ежемесячно предоставляет счета на оплату отопления с указанием количества потребленной услуги по адресам, с разбивкой на жилые и нежилые помещения, по группам потребителей "Жилье" и "Прочие".
Расчет услуги "Отопление" также производится в соответствии с пп. "а" п. 25.1 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями") предусматривающим, что потребление тепловой энергии на нужды отопления за предыдущий год, подлежащий оплате за расчетный период, то есть 2016 год оплачивается потребителем услуги в 2017 г.; 2017 год оплачивается потребителем услуги в 2018 г.; а 2018 год оплачивается потребителем услуги в 2019 г.
Требования к расчетам за коммунальные ресурсы утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253; на основании установленных требований истец осуществляет расчеты с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, поставляемые по заключаемым указанными лицами договорам теплоснабжения, необходимые для предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилых домов коммунальной услуги соответствующего вида.
Тем самым, договор, между истцом с ресурсоснабжающей организацией заключаются в интересах третьих лиц, оказываемые по ним услуги потребляются собственниками помещений в МКД, а управляющие компании выступают в роли посредника, не производящего самостоятельных начислений по услугам.
В обоснование приведенных объяснений истцом представлены счета на оплату за теплоснабжение, предъявленные ПАО МОЭК по договору от 01.07.2015 N 07.658101-ТЭ за 2017 г, 2018 г, 2019 г, а также приложения к Актам приемки-передачи энергоресурсов за 2017 г, 2018 г, 2019 г, расчет по отоплению за 2017 г, 2018 г, 2019 г.
Далее, истцом приведен расчет платы по слуге "содержание и ремонт", согласно которому задолженность Арсентьевой Е.Н. по услуге "Содержание жил.пом." составляет сумма
Плата за содержание жилого помещения = тариф за 1 м 2 * общая ил. жил. помещения кв. 52 (71, 20 м 2).
Оказание ГБУ "Жилищник адрес" услуги "Содержание жил.пом." по адресу: адрес подтверждается, согласно объяснениям истца представляемыми документами:
- отчетом по фактам выполненных работ за 2017 г, 2018 г, 2019 г, размещенном на официальном портале управления МКД - "Дома Москвы" https://dom.mos.ru:
- информацией по фактам выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и предоставлению коммунальных услуг по указанному адресу за 2017 г, 2018 г, 2019 г, - договорами с подрядными организациями, актами выполненных работ и произведенными оплатами согласно платежным поручения и актами сверок взаимных расчетов за 2017 г, 2018 г, 2019 г.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Кроме этого, с информацией об оказанных услугах по содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме и отчет об исполнении договора управления можно ознакомиться в общедоступном формате в сети "Интернет" на официальном портале управления МКД - "Дома Москвы": https://dom.mos.ru, а также "ГИС ЖКХ": https ://dom.gosuslugi.ru.
Также имеется переписка за период 2017-2019 г.г. между сторонами:
- согласно письма от 21.09.2016 N 15-4381/6, работы по герметизации межпанельных швов были выполнены 10.10.2016 г, о чем имеется расписка ответчика;
- согласно писем от 20.08.2018, 01.10.2018, 20.11.2018, 21.11.2018 до Арсентьевой Е.Н. была доведена информация о том, что для выявления дефектов, определения работ необходимо обеспечить доступ в квартиру, в письмах указывался контактный номер телефона инженера ГБУ "Жилищник адрес";
- согласна ответу ГБУ "Жилищник адрес" от 10.10.2018 N 15-5862/8 по состоянию на 10.10.2018 по вопросу протечек с 01.06.2018 на ОДС от жителей квартир последних этажей по данному адресу о протечках через кровлю не поступало, также ответ от 11.10.2018.
- согласно акту от 11.10.2018, по результатам проведенного комиссионного обследования: кровля находится в техническом исправном состоянии, дефектов не выявлено, обследовать квартиру N 52 не представилось возможным из-за отсутствия доступа в квартиру, о проведении обследования житель был заранее уведомлен посредством телефонного разговора, что также указано в письме от 11.10.2018 N 15-5863/8.
- согласно расписке от 27.08.2019 г, Арсентьева Е.Н. подтвердила выполнение работ по ремонту межпанельных швов в объеме 101 м.п, претензий по качеству не имеет.
- 23.04.2020 проведено комиссионное обследование кровельного покрытия крыши на предмет протечек в кв.52, по результатам которого кровельное покрытие находилось в удовлетворительном состоянии, протечек не выявлено, чердачное помещение и кровля находилась в удовлетворительном состоянии (акт от 23.04.2020), - согласно акту от 19.02.2020, следы протечек отсутствуют, вместе с тем, сотрудниками ГБУ "Жилищник адрес" был обследован вентиляционный канал кв. 52 с технического этажа (чердачное помещение), в результате чего было установлено, что в уровне кв. 52 произведено самовольное устранение проходного сечения вентиляционного короба, для нормализации тяги в вентиляционных каналах необходимо восстановить проходное сечение вентиляционного короба в первоначальное состояние, в результате незаконного удаления вентиляционного короба в помещении квартиры нарушен температурно-влажны режим, что приводит к образованию влажности на стенах и шелушению окрасочного слоя на потолке в помещении квартиры (акт от 23.04.2020).
При осмотре инженерных коммуникаций в квартире N 52 по вышеуказанному адресу установлен ограничитель для недопущения установления заглушки (произведено самовольное вмешательство в систему водоотведения (канализации), а именно: в водоотводящую общедомовую канализационную трубу, в зоне расположения отвода для унитаза в квартире, вкручены крепежные изделия (винтовые элементы) в виде стержня со специальной наружной резьбой образующей внутреннюю резьбу в отверстии соединяемого предмета (шпильки). Жильцам кв. 52 направлено требование о восстановлении поврежденного (испорченного) общедомового имущества от 20.05.2020.
Приведенные стороной истца объяснения подтверждаются приложенными материалами.
Возражая против предъявленных расчетов, сторона ответчика также ссылается на неверный показатель площади дома, используемый в расчетах истца, против данного довода истцом указано, что при учете в расчете услуги отопления 17056, 5 м 2 - общая площадь дома по адресу: адрес, как это указано в договоре управления МКД, то расчет начислений по услуге "Отопление" по квартире N 52 будет больше, чем произведено фактически ответчику, исходя из площади дома, учтенной в технических документах на дом, и в данной части судебная коллегия оснований согласиться с ответчиком не находит, признавая верным расчет по отоплению, произведенный истцом, исходя из технических характеристик дома, учитывая и то, что прав ответчика он не нарушает, тогда как Арсентьева Е.Н. на протяжении длительного времени оплату за оказываемые услуги, факт которых судебная коллегия полагает доказанным, не осуществляет.
Поскольку по результатам проверки дела в порядке апелляционного производства судебная коллегия пришла к выводу об изменении решения в части основной суммы долга и его уменьшении, также судебная коллегия полагает изменить решение суда в части взыскания с ответчика неустойки, снизив ее размер до сумма, учитывая, что ранее судом были применены положения ст. 333 ГК РФ.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежит взысканию возврат государственной пошлины в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда адрес от 10 июня 2020 года - изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.
Взыскать с Арсентьевой Елены Николаевны в пользу ГБУ "Жилищник адрес" задолженность в размере сумма, пени сумма, государственную пошлину сумма
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.