Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В., судей Жолудовой Т.В., Дегтеревой О.В., при помощнике судьи Воропаевой Е.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе фио на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 23 марта 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования фио к военному комиссариату г. Москвы о признании действий незаконными, обязании назначить и выплачивать пенсию в повышенном размере - удовлетворить частично.
Обязать военный комиссариат города Москвы назначить и ежемесячно выплачивать с 29.10.2020 фио пенсию за выслугу лет с учетом повышения на 32 % расчетного размера пенсии в соответствии с п.п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Обязать военный комиссариат города Москвы рассчитать и выплатить фио недополученную сумму пенсии с учетом вышеуказанного повышения за период с 29.10.2019 по 28.10.2020 включительно.
В удовлетворении остальной части иска - отказать;
установила:
фио обратился в суд с иском к военному комиссариату г..Москвы о признании действий незаконными, обязании назначить и выплачивать надбавку к пенсии за выслугу лет, предусмотренную п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее также Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1), с 23.09.2017 как ветерану боевых действий, в обоснование исковых требований указав на то, что с августа 1994 года по сентябрь 2017 года проходил военную службу, дата ему вручено удостоверение ветерана боевых действий серии БК N, в настоящее время он является военным пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, с 23.09.2017 получает пенсию за выслугу лет на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 и как ветеран боевых действий имеет право в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" на льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством, в частности на надбавку к пенсии за выслугу лет, предусмотренную п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 в размере 32% от расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 названного закона. Однако пенсия за выслугу лет выплачивается ему без учета этой надбавки. На его заявления о назначении ему к пенсии за выслугу лет требуемой надбавки военным комиссариатом г..Москвы в письме от 01.02.2018 N АГ-/1 ему разъяснено, что оснований для повышения пенсии за выслугу лет как ветерану боевых действий не имеется ввиду отсутствия документов, подтверждающих факт его непосредственного участия в боевых действиях.
По мнению истца, отказ военного комиссариата г..Москвы выплатить ему надбавку к пенсии за выслугу лет в размере 32% от расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, является неправомерным, нарушающим его права как ветерана боевых действий, так как реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими соответствующего удостоверения (статья 28 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах"). Поскольку 14.09.2014 ему выдано удостоверение ветерана боевых действий с указанием в этом документе на наличие прав и льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (среди которых льготы по пенсионному обеспечению), законность выдачи данного удостоверения военным комиссариатом г..Москвы не оспаривалась, то, соответственно, у ответчика не имелось оснований для отказа в выплате спорной надбавки к пенсии за выслугу лет.
В судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержал, представитель ответчика против удовлетворения иска возражал.
Суд постановилприведенное выше решение, об изменении которого в части периода взыскания недополученной суммы пенсии просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика военного комиссариата города Москвы в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о слушании дела извещался, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав истца фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для изменения решения суда в части по доводам апелляционной жалобы имеются.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел производится на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В статье 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.
В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
В силу части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные названным законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
Закон Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.
На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на адрес.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному федеральному закону.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фио,... паспортные данные, с 10.08.1994 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В соответствии с разделом 13 послужного списка фио "Участие в войнах и других боевых действиях по защите СССР. Военная служба, дающая право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях" в период с дата по дата он проходил службу на территории адрес, указанный период включен в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Согласно справке войсковой части N от дата N лейтенант фио с дата по дата выполнял специальные задачи в зоне военного конфликта и чрезвычайного положения на территории адрес и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа.
дата фио Главным автобронетанковым управлением Министерства обороны Российской Федерации выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БК N N, в котором указано, что предъявитель этого документа имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Письмом начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации от 19.12.2018 N 555/11708 в ответ на запрос начальница Центра социального обеспечения военного комиссариата г. Москвы подтверждена выдача удостоверения "Ветеран боевых действий" фио серии БК N N от дата, также сообщено, что в архивных материалах, подтверждающих выдачу удостоверения, имеется выписка из приказа начальника Омского танкового инженерного института от 12.07.2000 N 484 и справка войсковой части N от 06.04.1989 N.
дата фио уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (пп. "а", п. 1, ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
На основании заявления фио дата ему выдано пенсионное удостоверение Министерства обороны Российской Федерации, пенсия за выслугу лет назначена военным комиссариатом г. Москвы с 23.09.2017.
На заявление фио о назначении ему к пенсии за выслугу лет надбавки, предусмотренной пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, военный комиссариат г. Москвы в письме от 01.02.2018 N АГ-/1 сообщил, что оснований для повышения фио пенсии за выслугу лет как ветерану боевых действий не имеется, так как отсутствуют документы, подтверждающие его непосредственное участие в боевых действиях на адрес и вхождение войсковой части, в составе которой военнослужащий в соответствующий период принимал участие в боевых действиях, в перечень частей, принимавших участие в боевых действиях.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, а также Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763, Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 77, правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований фио к Военному комиссариату города Москвы о признании права на установлении пенсии по выслуге лет в повышенном размере, исходя из того, что дата фио выдано удостоверение ветерана боевых действий, то есть факт его участия в боевых действиях подтвержден, при этом законность получения истцом удостоверения ветерана боевых действий в установленном законом порядке ответчиком не оспорена, удостоверение ветерана боевых действий, выданное фио, недействительным не признано, следовательно, не опровергнут и факт его участия в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на адрес, в связи с чем у военного комиссариата г. Москвы не имелось оснований для отказа фио в праве на получение надбавки к пенсии за выслугу лет, а, следовательно, на ответчика должна быть возложена обязанность назначить и ежемесячно выплачивать фио пенсию за выслугу лет с учетом повышения на 32 % расчетного размера пенсии в соответствии с п.п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Отказывая фио в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату города Москвы об обязании начислить и выплатить пенсию за выслугу лет в повышенном размере за период с 23 сентября 2017 года по 28 октября 2019 года, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 2 статьи 55 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. Поскольку с заявлением о перерасчете пенсии истец не обращался, иск подан в суд 29.10.2020, суд посчитал, что фио положена выплата разницы между новым и прежним размером пенсии за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, то есть за период с 29.10.2019 по 28.10.2020.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о признании за фио права на повышение ранее назначенной пенсии за выслугу на основании пункта "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, поскольку юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно.
Вместе с тем, определяя период, за который надлежит произвести перерасчет назначенной истцу пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции не применил подлежащие применению в данном случае положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (часть вторая статьи 58).
Согласно части второй статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Исходя из содержания статьи 50 и части первой статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 работа по пенсионному обеспечению лиц, проходивших службу лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации. Названные лица обращаются с заявлениями о назначении пенсий в пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть третья статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (часть первая статьи 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
По данному делу с учетом приведенных норм закона, юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований фио и их обоснования, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 являлись следующие обстоятельства: имелись ли в пенсионном деле истца при назначении ему 23 сентября 2017 г. пенсии за выслугу лет документы, подтверждающие его статус как ветерана боевых действий; имел ли фио право на получение пенсии за выслугу лет в повышенном размере на день его обращения в военкомат за назначением такой пенсии; имелась ли вина ответчика в нарушении права фио на получение пенсии за выслугу лет в повышенном размере на день его обращения в военкомат за назначением такой пенсии.
Однако указанные юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции определены и установлены не были. Разрешая вопрос о периоде взыскания недоплаченной суммы пенсии, суд в противоречие с установленными обстоятельствами и приведенными выводами о неправомерности действий ответчика по отказу фио в праве на получение пенсии в повышенном размере, применил к спорным правоотношениям положения пункта "б" части 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1.
Между тем, как указывал истец при рассмотрении дела, не оспаривалось ответчиком и подтверждается письмом военного комиссариата от 28.11.2018 NАГ-в адрес Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ, а также иными материалами дела, при поступлении в военный комиссариат личного дела фио с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, к заявлению было приобщено удостоверение ветерана боевых действий серии БК NN, выданное 14 сентября 2004 года, с учетом которого ответчиком был разрешен вопрос о размере пенсии фио
Удовлетворяя требования фио о признании права на получение надбавки к пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции установилналичие у истца такого права на основании выданного ему удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего факт участия в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на адрес.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу, что военным комиссариатом г. Москвы допущены виновные действия в нарушении права фио на получение пенсии за выслугу лет в повышенном размере на день его обращения в военкомат за назначением такой пенсии, выразившиеся в том, что военный комиссариат г. Москвы, имея на день обращения истца с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, 23 сентября 2017 г, все необходимые документы, подтверждающие его статус как ветерана боевых действий, неправомерно отказал в установлении размера пенсии истцу с учетом положений пункта "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Ввиду изложенного выводы суда первой инстанции о том, что перерасчет размера пенсии за выслугу лет фио должен быть произведен не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения истца с иском в суд, так как вина ответчика в неназначении фио 23 сентября 2017 года пенсии за выслугу лет в повышенном размере не установлена и отсутствуют основания для выплаты истцу такой пенсии за более ранний период, не могут быть признаны обоснованными, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Поскольку у суда первой инстанции отсутствовали основания для исключения периода с 23 сентября 2017 года по 28 октября 2019 года при разрешении исковых требований об обязании военный комиссариат г. Москвы рассчитать и выплатить фио недополученную сумму пенсии с учетом повышения, судебная коллегия считает необходимым изменить в данной части решение суда, указав период взыскания недополученной пенсии с 23 сентября 2017 года по 28 октября 2020 года.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила
:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 23 марта 2021 года изменить в части периода взыскания недополученной суммы пенсии.
Обязать военный комиссариат города Москвы рассчитать и выплатить фио недополученную сумму пенсии с учетом повышения на 32 % расчетного размера пенсии в соответствии с п.п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" за период с 23 сентября 2017 года по 28 октября 2020 года, включительно.
В остальной части решение Мещанского районного суда города Москвы от 23 марта 2021 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.